Алма-асы

«Алма-Асы»
Владимир Бортников
Приехал из пионерского лагеря Харангон. Сбегал в Варзобское ущелье на 21 километр. Прекрасное состояние, получил зарплату в Отделе народного образования. Дети стали забываться, подумываю: А не зря ли я подался в педагоги? Возможно не зря! Хорошо когда нет дома телефона. Живешь, оторвано от мира и оттягиваешься по полной программе. Тренер Михал Саныч предложил сбегать на Ангасолку, а что не сбегать? И вот мы идем по ущелью вдоль речки, с каждым километром шум реки утихает. На привалах выбираем заводи, чтоб искупнуться. Жара придавливает к земле. В июле самое пекло. Дожди в Таджикистане отсутствуют. Склоны, смотрящие на юг - покрыты желтой травой. Северные склоны утопают в зелени. Жаль в воскресенье возвращаться в Душанбе. А так бы остался пожить в горах. Но, попрыгав по перевалам, отрогам попадаем в Жоджа-Оби-Гарм. Возле санатория стоит ПАЗик. На котором возвращаемся домой.
Утро. Родители никогда летом не будили. Но тут бабуля моя тащит меня за ногу с кровати: Вовка вставай! За тобою приехали! Первая мысль: Может тренер на поисковые работы в горах. Вылетаю бодро во двор, и настроение падает. За воротами стоят мои старые знакомые. Опять в пионерский лагерь! И точно! Нужно ехать в ущелье Алма-Асы. Пионерский лагерь под названием «Текстильщик», дети 4 класса и так же из не полноценных семей. И опять не хватает воспитателей, предлагают заплатить за весь месяц и плюс денежную премию от Республиканского ВЛКСМ. Кто денег не любит? Сторговались о сумме, соглашаюсь. На горкомовской волге везут в ущелье Алма-Асы. Встречает директор с одною ногою и протезом. И сразу начал жаловаться: Не дети, а сущий ад! Постоянно сбегают из лагеря, уже около пяти побегов. Мне сообщили о том, что вы с ними справитесь! Я сразу ему в лоб и говорю: Завтра я устраиваю массовый побег из лагеря, готовьте сухой паек! Директор чуть было не схватился за сердце, но молчит уставившись на меня. Короче чем заканчивается ущелье? Если идти против течения? Слышу ответ: Каскадом водопадов. О! Прекрасно! Я как раз в этих местах не был. Прогуляемся. Директор сменил свою ошалевшую гримасу на улыбку. Значит охоту к побегам отшибать будете? Конечно!
Только мы будем сбегать тайно и якобы продукты выпросим в столовой. Идея понравилась директору и привезшим меня. Знакомлюсь с отрядом, детки с характером. Мы всё равно все сбежим! А я им: И я с вами, мне так же не нравиться этот лагерь. Только вы глупые бежите по дороге на прямую к остановке автобуса в кишлак, а я знаю самый хитрый путь через горы. Детки ошалели от нового воспитателя, перешли на ты. Пионервожатый стоял в шоке с открытым ртом. Исчез, стучать директору, но потом вернулся и всем так же объявил: Я тоже с вами заодно! Надо бы собраться к побегу, я сбегаю в столовую и договорюсь на счет продуктов. Дети радостные, но с сомнением поверили этому трюку. Некоторые бегуны, настаивали упрямо на своем, только старым путём в низ по ущелью. Я всех убедил в том, что мой план побега гораздо лучше.
Следующий день. После завтрака, тайком с вожатым таскаем в тряпочных сумках продукты к дырке в заборе ограждения. Позже все разбежались по лагерю и собрались в тайной точке сбора. Вышли по горной тропе, в верх по ущелью. Все размышляют в слух, чем будут заниматься в Душанбе. Периодически спускаюсь к реке, хотя в турпоходах пить много нельзя, я специально это делаю и во время движения напоминаю о чистой, прохладной водичке. Всех кидает в пот, силы на исходе. Тропою решил укоротить поворот ущелья, идем по выгоревшему склону, жара плющит всем настроение. На пути одинокое дерево, на нем ленточки, веревочки и сидящий одиноко пастух овечек. Я здороваюсь: Ассалам Малейкум! Он радостно вскакивает здороваться рукопожатием по традиции востока двумя ладонями на встречу. Старик рассказывает: Что это дерево святое, под ним расстреляны басмачи! Я сочувственно киваю. Плохо, когда убивают! Затем расспросил его: О водопаде, сколько нам осталось идти и как лучше идти обратно. И попрощавшись со стариком, стал догонять вяло идущую колонну моего отряда. Кто - то заныл, лучше бы в отряде остались, не хочу сбегать! Спускаемся в ущелье, все радостные рванулись к воде. Стоим и рассуждаем с вожатым, когда же все заноют обратно в лагерь? Пусть пьют, быстрее сдадутся морально и физически. До водопада осталось с километр, я ускоряю движение. Слышу: Больше стало ныть, что хотят в отряд, в лагерь. Подходим к каскадному водопаду. Красотища обалденная! Каскадный водопад в таком захолустье. Здесь туристы не ходят, а зря! Ущелье в ни куда. Жаль, фотоаппарата нет! Под каждым водопадом в скале каменная чаша и самая глубокая в самом низу. Из которой вытекает большой ручей. Все радостные купаются. Мы с вожатым готовим перекус, вытряхивая сумки. На прекрасной полянке возле воды устроили импровизированное застолье. Накушавшись, стал объяснять: Что ещё таких три перехода, и мы будем у цели. То есть выйдем к автобусам. Лица у ребятишек скисли, а может, вернемся? Да! Мы же на обед не пошли, значит в бегах! Нас с вожатым уволят с работы. А мы все уговорим, что бы вас оставили. Скажем: Что в поход ходили. Мы с неохотой соглашаемся вернуться. Я предложил проголосовать всем. Единогласно! Радостные все возвращались обратно в свой лагерь, но уже кратчайшей дорогой. Пить я разрешал не более трех глотков. Перед самым лагерем, все ускорились. Директор сидел и ждал нас после перехода в палате в условленное время. И как договорились, нас увел на разборку к себе в кабинет. В кабинете рассказывали о походе, о детях. Пионервожатый сидел на подоконнике, на шухере. Это затем, что бы дети ни подслушали. Мы вышли радостные от директора пионерского лагеря и всем объявили: Что он поверил: То, что мы были в походе! Дети очень обрадовались, что нас не уволили…
6.03.08г.


Рецензии
Здравствуйте Владимир.
Нашёл у вас ошибку: Жоджи-Оби-Гарм. Катался в Ходжах когда-то на лыжах. И вообще много где был в Ворзобском ущелье, да и в Рамитском, потому что жил в Душанбе.

Выходит мы земляки. Есть что вспомнить о месте где родился и жил. О, как не крути, родине.

Игорь Красин   02.10.2010 22:37     Заявить о нарушении
Игорь у нас много оказывается точек соприкосновений! За столько лет я уже подзабыл точные названия! Я там несколько раз встречал Новый год Над трассой Чайников! С прекрасным видом на Варзобскую вершину "Пилорама" Значит надо видимо исправить на Ходжа- Оби - гарм?

Владимир Бортников   03.10.2010 02:40   Заявить о нарушении
Ходжи-оби-гарм, наверное можно и Ходжи-Оби-Гарм.
Ходжа - святой, священный.
Об - вода, здесь источник.
Гарм - горячий

Игорь Красин   03.10.2010 12:34   Заявить о нарушении
Игорь огромное спасибо! За напоминание Таджикского языка! Время со временем стирает некоторые детали из памяти!

Владимир Бортников   04.10.2010 06:13   Заявить о нарушении