Диагноз болезни-Горы!

«Диагноз болезни-Горы!»

Владимир Бортников

Было сопливое моё детство,  то есть в конце 50 годов. Моя тетушка поклонница  Столбизма притащила меня в этот Прекрасный заповедник. Для меня это было сущим кошмаром, жаловался, что болят ноги, что комары все противные и меня скоро съедят. Изба Абреков (Абреки - не формальные объединения Столбистов). Которые придерживалось, очень строгих Неписанных правил. Запрещалось бросать где попало докуренную папиросу или бумажку, бросив иной мусор, было чревато огромными проблемами. Многочисленные группы имели свои обычаи,  традиции. Во времена Хрущева началась массированная борьба с якобы вооруженными бандитами, то есть с Абреками на Столбах. Так как власть в заповеднике держали не подконтрольные группировки скалолазов. Это не устраивало ЦК КПСС.

 Так вот суровые дядьки,  что бы я заткнулся, сунули конфеты. Это спасло на время находящихся в избе от моего нытья. И то не на долго. Они глупые не ожидали, что я их просто съел в течении минуты. Когда меня пробили калошей за разбросанные конфетти. То, я настойчиво надумал идти один домой. Меня неоднократно вылавливали и приводили обратно в избу. Мои побеги вскоре всем надоели и меня привязали, какой то тряпкой (позже узнал, что это кушак) к столбу. Я надулся и ни с кем не желал разговаривать. Помню, кто - то из ветеранов сказал: Этот настырный, будет любить горы и скалы.

Затем в 60 – х годах  я с родителями переехали в Таджикистан в город Душанбе. И буквально через неделю меня с куском хлеба и сала выловили туристы Горники на самой вершине. В то время, в моём понятии горка. На вопрос: Мальчик  ты, что здесь делаешь один? Ответил: Гуляю! Если я в тайге сопки покоряю, так эту  же в легкую. На севере от столицы возвышалась красивая вершина Шара 800 метров. С левой стороны, перед въездом в Варзобское ущелье. Подъём сделал с Южной стороны, где нормальные люди не восходят и попал в облака. На самой вершине набрел на горную тропу, присел на камень что бы перекусить. Где на меня наткнулись туристы. С того дня стал я фанатически заниматься горами. Горы стали моим главным увлечением. Практически каждую субботу уезжал ближе к Фанам или в Ромитское ущелье. Деньги, которые выдавались родителями на обед в школу, не тратил, а собирал на поездку. Сменилось много инструкторов. Кто погиб, кто просто бросил, уйдя в семейный быт. В 1970 году на Республиканских соревнованиях по технике Горного туризма в составе сборной от Физкультурного техникума  стали Чемпионами, разгромив по скорости прохождения этапов все команды, а так же Сборную республики. Затем множество побед в конкурсах туристской песни. Выступления на вечерах альпинистов. На одном из этих конкурсов был Юрий Визбор в качестве Почетного гостя. Вечером сидя у костра пудрил смазливым девчонкам мозги, используя своё умение играть на гитаре и исполнять песни о горах. Тут из темноты подходит Визбор и со словами: Ну и голосок цыганенок! При этом погладил по голове. Как я его тогда возненавидел, мне противно было видеть. Как все перед ним стелятся, что бы получить автограф и сфотографироваться с ним. Я тогда об Авторской песни вообще ничего не знал. Хоть пел всегда песни Ю.Визбора и В.Высоцкого. Да и сам начинал писать паршивые песенки грубо нарушая все правила стихосложения, а именно: Размер строки и рифму. Так сложилось, я вновь вернулся в Красноярск. Работал в Физкультурном техникуме преподавателем Спортивной гимнастики.  И по выходным уезжал на скалы в Бирюсинский залив и традиционно в заповедник Столбы. Тоска по Памиру исчезнуть не сможет. Сейчас гораздо дешевле попасть в Тибет.

 

Кто хоть однажды побывал в горах,

Тот вряд - ли их когда забудет!

 

Особенно когда тебя водила на вершину в зачет на значок «Альпинист СССР» мастер спорта по Альпинизму Шатаева (погибла в 1974 году на Победе). Когда твой основной тренер был Михаил Михайлович Дунаевский (Михал Саныч)- Мастер спорта по Альпинизму и Горному туризму (погиб в 1980 году на пике Коммунизм). Приезжая изредка в Алтайский край на родину предков, я так же оттягивался. Полазив по плиточным скалам в Савушках, Змеиногорский район. Далее я переехал в Сосновоборск, где случайно столкнулся с Горниками: Мордвинов, Ажба, Поздняков и другие. В 1976 году создал свой клуб под красивым названием «Кедр». Который существует и поныне. Невозможно вспомнить всех, кто с тобой ходил в походы. Остались в памяти  отдельные фамилии: Зимин, Теплоухов, Талочкин. И много, много других прекрасных ребят и девчонок. За 30 лет было столько походов, экспедиций, учебных сборов в различных регионах страны. А сейчас массовый туризм среди подростков после 2000 года уже не нужен.

Но сбегать самому в заповедник Красноярские столбы, это самое святое! Недаром при виде скал, чувство сравнимо с окружением прекрасных дам!  Адреналин в голову и вперёд! На покорение!

В Красноярске говорят: Если ты не был на Красноярских Столбах, на Бирюсинском заливе (акватория Красноярского моря) и не ходил на сплав на плотах по реке Мана. То ты, не Красноярец!

Как - то задумал вывести свою дочь Елизавету  с культурной программой в Красноярск. Ну, там посещение Зоопарка «Роев ручей», а мимоходом и Центральную часть заповедника Красноярские Столбы. В зоопарк сам не пошел, моё мнение: Это тюрьма для животных. Ждал на выходе. В 12 часу ребенок с ошарашенными глазами вышла на выход.

Немного пройдя в сторону Красноярска, повернул на пешеходную дорогу в заповедник. Дочь находилась в зоопарке, естественно устала. И большую часть подъема по ущелью, она благополучно просидела на моей шее. Одновременно перечисляя всех увиденных животных. Дошли, таким образом, до 1 столба. Видя как все, скребутся на Слоника (большой плоский камень по виду напоминающий Слоника, хотя по размерам Динозавр), я попросил ребят скинуть сверху верёвку и отправил в первое восхождение своё дитя. Так же со страховкой её и спустили. Пройдя мимо 1 столба ,подошли к скале Дед. Поднял на плечё дедушки, показал Красноярск. Следующий скальный объект  «Перья». На перекусе ребёнок вместо еды штурмовал самостоятельно все лежащие мелкие валуны. И взобравшись, радостно кричала: Я покорила ещё один столб! Пусть будет столб, лишь бы чем - то была занята. Вот где энергия прет из ребёнка. Домой так же на моей шее, но уже спящую, умаялась! Утром  спрашиваю дочь: Что тебе вчера понравилось? Предвкушая, что речь сразу будет о посещении  зоопарка. Ответ: Пёрышки! Я уточняю: От какой птицы? Пятилетний ребенок возмущенно воскликнул: Какие птицы? Я про пёрышки говорю, всё! Тут я впал в тупую позу, размышляю: Почему не могу понять её. Решил выяснить конкретно. Что тебе вчера понравилось? Ну что ты папа такой глупый? Пёрышки – это горы! Где стоят Столбы! Тут я обалдевший смотрю на дочь, это аномалия! Надо же про зоопарк вообще не вспоминает. Ей, видите ли,  понравилась скала «Перья», а потом только «Дед».

 Я благодарю судьбу, которая столкнула с прекрасными людьми! Дружба и взаимовыручка среди любителей гор всегда крепка и не предсказуема. Встретившись в горах- становятся друзьями на всю жизнь. Вот, к примеру, Вячеслав Поповеченко проживая на Ямале, выступил безвозмездно меценатом в создании сайта: www.bardsplav.ru  . Тема сайта: Туризм и Авторская песня. Буквально недавно узнал: Что он, тоже Горник! Когда он перегнал ко мне на мыло свой фото-архив о походе по Алтаю. Я на пол месяца впал в размышления и начал писать воспоминания.


Рецензии