Осенняя охота на пауков

В конце июня, в начале июля из коконов, припрятанных рачительными мамашами-паучихами по щелям и норкам выползают паучата. Когда видишь в первый раз шевелящееся пятно, размером с хорошую тарелку трудно поверить что всё это умещалось в коконе чуть крупнее горошины. Копошащаяся, шелковистая масса паучков не вызывает отвращения. Они переливающиеся в отражённом свете, с яркими нарядными белыми или жёлтыми точками на спине. Все вместе они напоминают маленький коврик для мышки, настолько они малы, трудно различить отдельно взятую особь.

Природа не терпит ни пустоты, ни толкотни. В течении нескольких дней маленькие паучки "рассредоточиваются" по территории в 200-300 квадратных метров и начинают обустраивать быт плетя свои первые паутинки. Мама не учит их тонкостям жизни и премудростям паучьего ремесла. Все они записаны где то на обрывках ДНК арахнидов. Это волка нужно обучать год тому как скрадывать дичь, выслеживать добычу, отличать по следам самца от самки, по запаху меха и мочи здоровое животное от больного. Ничего подобного. Нашёл укромное местечко, натянул свою сеть, и сиди отдыхай. Сети у пауков растут вместе с ними. И нити становятся толще, и размер самой сети увеличивается пропорционально размеру владельца. Кольцевые нити липкие, прямые - нет. По ним и перемещается мухолов, окучивая свою грядку, или чиня нанесённый непогодой или слишком крупной добычей ущерб.

********************************************************

В силу своих убеждений, и полученного параллельно образования, я не являюсь ни охотником ни рыболовом. В армии меня научили пользоваться нарезным оружием и я нередко беру его в тир для тренировки. Стреляю я хорошо. Но в лишении жизни животного не нахожу никакого удовольствия. Сказать что я безгрешен нельзя, в годы, когда мне приходилось работать в полях по нескольку месяцев, мы всегда брали лицензии на добычу лосей или оленей. Но это опять же было от необходимости, а не для удовольствия ради. В тайгу припаса на полгода не наберёшься, особенно если всё время движешься на надувной лодке в таких местах, где ближайший продовольственный магазин за 500 километров.

Однако раз в год я выхожу на охоту. Это обычно вторая неделя Сентября. Солнечные дни после первых осенних дождей. Вся природа замирает, капельки дождя как линзочки переломляют осколки светила, разлагая их на призматические цветные искорки. Ни единый лист не шелохнётся. Кажется природа хочет набраться последнего тепла перед долгой и промозглой зимой.

В эти дни пауки также стараются получить перед спячкой как можно больше белка. Вокруг нашего дома я насчитываю до 50 довольно крупных паутин. Они возникают за одну ночь. Ещё вчера не было видно ни одной сетки на розовых кустах, а сегодня всё вдруг опутано и переплетено. Между забором и повешенной не него лестницей, между соседнями кустами Холи Буш, между распустившимися розами, между черенком лопаты и ветками клёна, даже на проёме двери за ночь сплетены две-три серебристые от утренней росы сети.

И наши Июльские паучки изменились. Ушло в прошлое нарядное одеяние - наши герои серы, оттенки серости маскируют их. Тонкие ножки вырoсли, покрылись волосками по всей длине. Но больше всего изменилась их когда то точкообразная фигура. Теперь их некогда худенькие тельца совершили полную метаморфозу и стали раскормленными мешками, перехваченными по талии и возле головы. В них нет весёлости. Они напоминают дельца средней руки, бандита, чиновнника. Их движения строго выверены, без нужды они не двинут и глазом. Они ждут.

Ждут когда в их сеть попадётся беспечная бабочка или беззаботная муха. И как же, только вчера я летела здесь и всё было хоршо, а сегодня кто-то поставил ловушку на беззащитное существо. И нет спасения мухе, сколь не жужжит, пятясь вырваться их тенет, лишь больше запутывается она. Вот одна ножка прилипла, вот другая, крылышко... а тут и хозяин подоспел. Спешит, торопится, в нетерпении шевелит жвалами. Опутал бедняжку, прикрутил её намертво, а напоследок всадил под кожу порцию своего желудочного сока. Пущай попереваривается, а я её попозже скушаю.

За два месяца паук увеличил свою массу в 200 раз. Сколько же мух, бабочек, стрекоз, мотыльков он слопал. Может быть волки и санитары, но паук - мироед. Он ест всё что сможет уловить. Паук - недоразумение эволюции. Безжалостный и безмозглый аппарат для убийства.... А потому пауки мне крайне несимпатичны. Я считаю своей обязанностью пройтись в начале сентября вокруг и "проредить" их ряды.

Без садизма и злопыхательства, но с "чувством глубокого удовлетворения"

У человека два глаза, у пауков их десятки, а потому застать его врасплох непросто. Подойти неспешно, не делая резких движений, найти серое на сером, определить центр тяжести восьмилапого кровососа. Это важно. Лишь удар по линии центра тяжести сделает охоту успешной, иначе мохнатый живоглот лишь провернётся вокруг этого центра тяжести, убежит быстро, и ты никогда не найдёшь его снова. У охотника есть лишь один шанс.

Нередко паук находится в неудобном месте, где к нему не подтянуться - тут спортивная охота невозможна, приходится его выманивать, рукой потряхивая паутину, имитируя движения попавшегося в сеть насекомого. Здесь тоже нужен опыт. Паук реагирует только на вибрацию определённой частоты и амплитуды.

Но вот подготовка закончена, карающая десница занесена, средний палец замер в сантиметре от арахнида, напряжённый как пружина. Тут желательно направить освобождающуюся энергию (а с ней и паука)в сторону твёрдого предмета. Вдох - выдох - вдох.

ЩЁЛК!!!

Тугая тушка паука набирает скорость, недоступную ей до сих пор и проведя в полёте сотую долю секунды смачно шмякается об стену. Если охотник опытен, и "выстрел" удачен, паук "взрывается" от удара. Очень редко он остаётся на поверхности, чаще срикошетив по касательной и рассыпаясь в воздухе на грязные капли падает на почву, удобрив её накопленной за лето органикой.

Тридцать секунд на паука. С двумя-тремя избегнувшими кары, за полчаса я очищаю прилегающую к дому территорию от арахнид, а вместе с ними и от завесивших всё пространство сетей. Пусть мухи и мотыльки насладятся последним солнцем уходящего лета.

Виктор Урусов

Такома

Октябрь 2010


Рецензии