Креативотерапия методика

Внешние факторы психологического воздействия
1. Индивидуальные предпочтения органов чувств
Все наши пять органов чувств (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус) являются передатчиками ощущений внутрь нас. Наше отношение к этим ощущениям формируется индивидуально, под воздействием множества личностных факторов (Например, если в детстве злая соседка ходила всегда в зелёном пальто, у человека может остаться подсознательная неприязнь к зелёному цвету…). Поэтому при создании максимально благоприятной атмосферы в реабилитационной работе необходимо учитывать личные подсознательные симпатии и антипатии каждого человека.
Зачастую человек сам не осознаёт, что ему не приятно, но психологически чувствует себя скованно в той среде, которая для других представляется максимально благоприятной. Поэтому необходимо, чтобы все участники реабилитационного процесса проанализировали свои внутренние чувственные предпочтения прежде, чем будет создана релаксационная атмосфера (Мужчина может использовать прекрасный аромат одеколона, но этот запах у женщины ассоциируется с чем-то неприятным, и она не сможет при нём полностью расслабиться…).
После наступления релаксации возможна проработка своих негативных ощущений, замена отрицательных ассоциаций положительными (тот же зелёный может быть цветом листьев любимого растения, если задуматься…). Однако это требует значительной внутренней работы, и поэтому нам на процессе реабилитационной работы нельзя не учитывать внутренние предпочтения каждого из нуждающихся в релаксации.

2. Цвет: гамма полутонов в релаксационной атмосфере.
Учитывая всё вышесказанное, можем сказать, что цвета для большинства из нас делятся на агрессивные и успокаивающие.
Хотя для большинства из нас происходит постоянная переоценка цветовых предпочтений. Клод Моне в течение своей жизни несколько раз рисовал свой пруд, и каждый раз он был другим по цветовому решению (к концу жизни у художника развивается катаракта и его восприятие цвета резко меняется). Тем не менее, существуют цвета расслабляющие и возбуждающие.
Существуют цветовые предпочтения у разных народов и эпох. Любопытно, что в английском, например, языке «blue» служит для обозначения в нашем понимании сразу двух цветов – синего и голубого, а в языках народов крайнего севера для обозначения оттенков белого существует больше 20 самостоятельных слов.
Отдельно следует остановиться на красном цвете. Цвет крови – всегда вызывает возбуждение, агрессию (хоть и не в той мере, что у быков). Однако вместе с тем в понимании русского менталитета служит синонимом красоты. В древнем языке красный цвет обозначался словом «Чермный», а слово «Красный» использовалось для красивых вещей: отсюда странные на первый взгляд сочетания «Красна девица», «весна красна», «Красная Пасха», и слово «краска». Но со временем эти слова – в смысле цвета и в смысле красоты – объединились в одно слово «красный». Поэтому в реабилитационной работе использование красного видится возможным и даже нужным, но ограниченно, чтобы не вызвать агрессию, а дать расслабиться.
Краски раньше были натуральные, добывались из минералов, ракушек, земли. Теперь появились акриловые синтетические цвета, которые позволяют достичь десятикратной яркости в сопоставлении с цветами прошлого. Дети, воспитанные на ярких цветах игрушек, одежды, мультфильмов, больше подвержены перевозбуждению, стрессу и депрессии, чем воспитанные на спокойных цветах. Кроме того, постоянное использование ярких цветов притупляет ощущение цвета: всё остальное блекнет в сравнении с синтетической яркостью. Поэтому человек может потерять интерес к природной красе. Тем не менее, наличие этих цветов переформировало наше представление о красоте. Для многих отсутствие синтетической яркости воспринимается как серость, безликость. Это необходимо учитывать в реабилитационной работе, чтобы подбор цветов вызвал приятные эмоции.
Исходя из вышесказанного, видится оптимальным использование цветовой палитры близкой к природной. Человек лучше всего отдыхает в лесу, у реки, значит, оттенки зелёного и голубого и должны доминировать при создании оптимальной для отдыха атмосфере. При этом, делая цвета менее насыщенными, мы заглушаем возбуждение органов зрения, даём человеку лучше расслабиться. В комнате для отдыха полезно создать полумрак, в котором глаза могут максимально отдохнуть.
При релаксационных занятиях по рукоделию я предлагаю использовать естественные цвета, работать на коже светло-коричневого цвета, использовать натуральные камни нежных тонов. Яркие краски могут использоваться с осторожностью (например, у цветов можно сделать яркими тычинки, сердцевину цветка…), но полный отказ от ярких цветов я считаю нецелесообразным. И, возвращаясь к первой главе, не будем забывать, что у каждого свои индивидуальные цветовые предпочтения. Если мы хотим достичь терапевтического эффекта рукоделия, необходимо дать человеку возможность расслабиться, и не навязывать ему свои соображения, а дать выразить себя. При постоянных занятиях с мастером терапевтического рукоделия у ученика выработается верное отношение к цвету.

3. Вкус
«Вкусно, как в детстве». Эта фраза имеет свой печальный смысл. Мы с возрастом теряем чувствительность в восприятии вкуса, поэтому нам кажется всё пресным и безвкусным.
Кроме того, как яркими красками, наш вкус портят искусственными добавками, усилителями вкуса, «химией». И выращенное в тепличных условиях действительно не несёт всей полноты вкуса, каково большинство наших продуктов. Для улучшения вкуса бывает полезно воздерживаться от «кусочничества», есть, когда наступает чувство голода, и подбирать максимально натуральную пищу.
Что же касается реабилитационной от стрессов роли вкуса, то здесь необходим контроль: можно и должно устраивать себе «утешения», но нельзя себя постоянно тешить. Историческая традиция человечества из будней и праздников – как нельзя лучше определяет порядок череды воздержания и утешения. Но, при сильном стрессе утешение тем, что вкусно и нравится, может снять остроту переживаний.
Относительно реабилитационных занятий по рукоделию, предлагаю совмещать его с небольшим чаепитием и «утешением», но сделать рацион к чаю максимально натуральным (орешки, сухофрукты, натуральные сладости).

4. Осязание
Осязаем мы не только пальцами, но и всем телом, поэтому для релаксации полезно носить одежду из мягкой натуральной ткани.
В рукоделии я рекомендую использовать по возможности приятные на ощупь материалы.

5. Обоняние

В последнее время повсеместное использование духов и большая концентрация населения городов делают наше обоняние перевозбуждённым, ослабленным. И хоть духи приятны, многие из них, оседая на теле, выветриваются, оставляя прогорклое химическое послевкусие. О пользе таких средств не может быть и речи. Может заболеть голова от смешения и концентрации  искусственных запахов. И всё же обоняние помогает в реабилитации после стресса. «Ароматерапия» должна основываться не на синтетических, а на натуральных маслах. Не задуматься ли о том, чтобы своё жилище украсить полезными растениями, способными создать в нём положительный микроклимат (фитомодули ).
В реабилитационных занятиях по рукоделию нужно использовать не пахнущие краски и лаки, чтобы не обострять орган обоняния. Я так же предлагаю использовать аромалампы с маслами растений, запах которых приятен всем участникам. При этом использование запахов должно быть очень деликатным, поскольку «перебор» принесёт не позитивный, а негативный результат.

6. Слух
Использование релаксирующей музыки, спокойной и мягкой, построенной на гармоничных сочетаниях звуков, может оказать сильное реабилитационное воздействие. Поскольку у каждого человека своё отношение к музыке, полезно составить сборники любимых произведений для релаксации (учитывая при этом, что частое повторение одного и того же может вызвать отрицательный эффект).
На занятиях по рукоделию рекомендую поставить фоновую спокойную музыку. Так же необходимо обговорить с участниками неприемлемость пересудов, болтовни и сплетничества на занятиях,  поскольку это подорвёт весь терапевтический эффект рукоделия.

7. Внутренний покой
Мы перечислили все внешние факторы воздействия на человека, но если у него не будет внутренней тишины, ему не поможет никакая тишина извне.
В христианской аскетической литературе изложен огромный опыт борьбы с помыслами («Добротолюбие», «Лествица» Св. Иоанна Лествичника, «Невидимая брань» Св. Никодима Афонского…). И опыт этот сводится к той формулировке, которую произносит каждый перед таинством крещения. Человек отрекается от зла и в знак этого ему предлагается «дунуть и плюнуть» на него. В этом на первый взгляд детском поступке (напоминает «тьфу на тебя») кроется большой психологический смысл: не нужно препираться, слушать, мусолить в голове дурные, негативные мысли, соглашаться, спорить, возмущаться и разлагать себя дурными воспоминаниями. Следует просто «дунуть и плюнуть», как бы извергнуть их из себя, обретая взамен внутреннюю тишину и покой.
Занятия по рукоделию не касаются религиозных и философских воззрений каждого из участников, но предложить всем попробовать отсекать злые и тревожные мысли я считаю крайне важным.

Заключение
На базе этих наработок мастер-педагог сможет организовать интересное и непринуждённое занятие по рукоделию в рамках «Креативотерапии». Необходимо, чтоб все эти теоретические тонкости остались «за кадром», а сами участники предавались творческому порыву и врачевали свои душевные раны.
Остаётся добавить, что после завершения курса «Креативотерапии» мастер-педагог должен поблагодарить участников и напомнить им о том, что мы должны быть стойкими в этой жизни, уметь переносить трудности, с которыми нас сталкивает жизнь.  Творчество не должно нас отстранять от жизни и проблем, а должно помочь нам окрепнуть, чтобы суметь все их решить.


Рецензии