Покажу вам город

Покажу вам город
Здравствуйте! Мне 28 лет. Я из города Заречного. Здесь родился, женился, есть дочка, скоро сын появится. Что ещё? Раньше работал на грузовой машине. Был, что называется, дальнобойщиком. Характера я весёлого, а поговорить в кабине машины не с кем. Дома много не наговоришься. Дома надо делами заниматься. 
Однажды занарядили меня перевезти из нашего города комплект кухонной мебели в город Кузнецк. В кабину села сопровождающая, женщина в годах, но крепкая и, видать, умная. Что-то спросила, выслушала, потом ещё спросила. До сих пор помню её внимательный взгляд и особую манеру слушать. Я и разошёлся. Помню, она меня расспрашивала о нашем городе.
…Город у нас, действительно, замечательный. А начался он с обыкновенной деревушки у разъезда железной дороги. Отец мой не раз мне рассказывал: он как раз мальчонкой рос в этой деревушке.
Понагнали заключённых, народ собрали с окрестных сёл, военных строителей привезли, ну и спецов, конечно, и начали строить завод. И вместе с заводом строили жилые дома, детские садики, школы и даже "Дом культуры". Всё-таки умные люди были в руководстве: строили не только капитально, но и красиво. Взять, хотя бы нынешний ТЮЗ (Театр юного зрителя), бывший клуб "Дружба". Смотрится замечательно. А ведь строили его в лесу, мы рядом грибы собирали. Я фотографию у кого-то видел. А дом Советов? Здесь раньше было болото. А эти симпатичные девятиэтажки? Вроде коробочки. А как красиво смотрятся широкими окнами. А целая улица двенадцатиэтажных домов? Ну, это я так, отвлёкся. Так вот. Слушала эта тётя, слушала и говорит:
- Ну, сынок, язык у тебя подвешен хорошо, складно рассказываешь. Надо бы тебе всё это записывать. Посмеялась: может, из тебя  писатель получится. Память людская, она ведь слабая. Пройдёт десяток лет, старики помрут, а молодёжь не знает, как всё начиналось. А?
…Всю обратную дорогу домой мысль о писательстве никак не выходила из головы. Писать я не умею, да и не люблю. То ли дело – поговорить. Вот я и поговорил со своей десятилетней дочкой Настей об этом. Как ни странно, но Настя согласилась записывать мои "мысли" на бумагу. К тому времени я перешёл работать таксистом. Езжу, расспрашиваю пассажиров обо всём понемногу, а вечером рассказываю Насте, она записывает. Я её называю: мой  историк городского масштаба. Ей в школе задали написать рассказ о нашем городе.  А Заречному в этом году – пятьдесят лет. Вот она вечерами и пытается  что-то писать.
…Мне теперь много приходится ездить по городу, и я не перестаю удивляться: как он красив. Особенно летним ранним утром. Едешь улицей, а навстречу поливальные машины. Проедешь сквозь брызги, и сразу вид улицы меняется. Мокрый асфальт блестит. А воздух – свежий, смолой пахнет. И неудивительно: город-то в лесу. Высокие сосны между домов. Молодцы строители – не всё повырубили. Например: в моём дворе есть и сосны, и яблони, и ещё какие-то деревья, названия их не знаю.
…Сейчас люди хоть чуть-чуть, но жить стали лучше. Часто заказывают перевозить некрупный груз, например, телевизор, стиральную машину. А вечером постоянно приходится выезжать к местам, где свадьба, вечеринка, да и просто вызывают, чтоб быстро доехать куда надо. Девушки, молодые женщины заказывают такси, чтоб отвести их домой из одного конца города на другой.
…А совсем недавно меня поразила встреча двух земляков.
Только я выехал на линию, диспетчер Валя по радиосвязи передаёт:
- Володя, у магазина "Волна" забери пассажира и провези его по городу. Постарайся ответить на вопросы, которые он будет задавать. Подъезжаю к магазину. В машину садится пожилой мужчина. Лет семьдесят ему, по-моему. Костюм – модный в клеточку. Интеллигентная бородка, узенькие усики. Садится рядом со мной.
- Здравствуйте. Просьба такая, можно? Поезжайте медленней. Очень хочется  рассмотреть город повнимательней.
- Что, дедушка, интересно? Красивый город? Куда едем?
- Конечно, интересно. Когда ещё придётся. А ехать надо бы прямо, во-он к тем домам.
- К универмагу, значит. Хорошо.
Неожиданно по радиосвязи опять голос нашей Вали:
- Володя, около универмага на стоянке возьми пассажира – тоже хочет город посмотреть.
Пассажир насторожился, но, ни о чём не спросил.
- Дедушка, - спрашиваю я, – возьмём?
- Непротив, веселее будет.
В машину забрался, отдуваясь, грузный старик и зычным голосом представился:
- Иван, - пауза – Сергеич, здрас-сте, куда едем?
- Пётр Павлович, – пассажир с бородкой подал руку и продолжил, обращаясь ко мне.
- Вот и покажи-ка нам город, сынок. А начнём, наверно, с восемнадцатого микрорайона. Знаешь, там, где новые дома? – И, обращаясь к пассажиру, - Ну, как, посмотрим?
- Нуте, нуте, интересно посмотреть. Не видел. Я вообще в Заречном давно не был.
- Как так?
- Да я здесь когда-то жил и работал. Но так случилось, что пришлось уехать.
- А сейчас зачем приехал?
- Вчера привёз самбистов на соревнования. Здесь открываются. Послезавтра.  Российские.
Проехали семиэтажное здание городской поликлиники.
- Извините, пожалуйста, деды, - поставленным голосом гида вмешался я, - посмотрите – это и есть восемнадцатый микрорайон. Перед вами совсем недавно построенные дома. А прямо – магазин-кафе "Лесная поляна". Можно попить чудесный кофе.
- Чёрт возьми, - Иван Сергеевич удивлённо покачал головой, - да здесь же был дремучий лес вперемежку с болотцами. Ведь это ж надо, как люди могут всё изменить.
- Вот и я говорю: красота, – с грустью проговорил Петр Павлович: - смотрю, может, в последний раз – завтра уезжаю и надолго. Сын у меня в Москве живёт. К нему.
Смотрю в зеркало заднего вида на взволнованных стариков. Крутят они головами то туда, то сюда и пальцем показывают, то в одну, то в другую сторону.
Проезжаем мимо дамбы, за которой начинается городской пруд-озеро. Останавливаюсь. Старики, кряхтя, выходят из машины. И опять я выступаю в роли гида:
 - Перед вами – зона отдыха "Лесная". Посмотрите, какой чистый песок на пляжах.
- Да, да, - подтвердил Петр Павлович, - сам когда-то здесь помучился. Мы даже мальков карася в пруд напустили. Вон, видите, рыбаки с удочками.
- Слушай, Палыч, - а что за здание на том берегу? – Иван Сергеевич даже ладонь приставил ко лбу, чтоб не мешало солнышко.
- А это – губернаторский дом, ну, гостиница такая. Как приезжают гости в наш город – тут их и поселяют. Баня там хорошая.
- А ещё совсем недавно наш пруд облюбовали дикие утки, - вклинился я, - людей не боятся. Даже с выводком плавают.
- О, и, правда. Вон смотрите. Они в маленькой запруде.
Несколько минут старики любовались красотами природы. Шумно дышали лесным воздухом. С высокой дамбы было видно:   впереди, куда ни посмотри  – лес, лес и лес.
- Куда дальше поедем? – спрашиваю моих пассажиров.
Петр Павлович, посмотрев на машину, с грустью сказал:
- Давай, сынок, к проспекту Мира. Хочу сказать "Прощай"  нашей "Дороге Жизни". Да-да,
 заезжай с Молодёжного проезда.
…Въезжаем на проспект. От самого леса и почти прямой линией тянется этот проспект до самого завода. Каждое утро по широкой улице к проходной  сплошным потоком двигаются машины и автобусы. А по тротуару идут люди только в одну сторону. К заводу. На работу. Зрелище по своей силе – завораживающее.
- Кха, послушайте, - Иван Сергеевич прервал мои мысли-воспоминания, - так этот проспект теперь отсюда начинается? А в моё время…
...Проезжаем "Проспект 30-тилетия Победы".
- Вот-вот. Отсюда он начинался. А вон и клуб "Дружба". Ба-а! Как его разрисовали. Это же самый первый наш клуб в городе. И постановка, по-моему, была про Буратино. Да-а.
- Володя, заверни сюда во двор. Хочу Сергеичу показать Лемонтовский парк и пруд.
Я заехал на стоянку между домами, и мы все тихонечко пошли к мосту.
- Стоп, - Иван Сергеевич остановил нас, - дайте вспомнить. Вон два "директорских" домика - помню. Они были. Два пруда – тоже были. А вот этого красивого моста – не было. А  пруды-то как обустроили. Господи, какая ж красота сейчас. А это что за здание?
- О, это наша гордость - "Дом молодёжи" - опять я выступаю гидом, - тут и дискотека, и танцы. Каждый вечер музыка гремит, да свет в окнах мигает.
- А чуть подальше, - Петр Павлович показал пальцем, - вон, здание, как замок. Библиотека. Лермонтовская. А называется оно очень длинно: "Салон классической культуры". Тут и уроки, и лекции, и выставки.
- А это что такое? – Иван Сергеевич в изумлении широко открыл глаза, указывая на большой красный купол, похожий на цыганский шатёр.
 - Помню: здесь была танцплощадка с деревянным настилом. И, самое главное, рядышком был летний павильон "Голубой Дунай".  Я сюда частенько заходил пивка попить.
- Это наш городской летний цирк-шапито, - даю пояснения. - Здесь устраивают представления циркачи наши и приезжие. Как ни говори, а он вмещает тысячу мест.
…К машине шли, молча, переваривая увиденное. Даже в машине молчали – отдыхали.
- А теперь куда? – спрашиваю я своих пассажиров.
Иван Сергеевич пожал плечами, а Петр Павлович с сожалением выдохнул:
- К заводу и на улицу Ленина.
- Сейчас мы будем проезжать мимо "Дворца спорта", - поясняю я.
- Я знаю – прервал меня Иван Сергеевич, - мои ребята здесь, в гостинице. Конечно, раньше никакой гостиницы не было.
- Точно. А вот за "Бассейном" сейчас строится большой "Ледовый дворец". Ну, поехали?
Едем медленно. Прохожих - мало. Машин – и вовсе не видать. И вот она, проходная.
Правда в песне поётся: "Вот заводская проходная, что "в люди вывела меня". Я тоже вышел отсюда. Но это уже, как говорится, другая история. Об этом расскажу как-нибудь.
…От проходной завода повернули вправо, едем вдоль заводских корпусов к "Пожарке". От здания пожарной охраны с небольшой каланчой поворачиваем на улицу Ленина. Этот перекрёсток, находится на небольшом возвышении, и вид с него вдоль улицы открывается замечательный. Только я хотел начать свои пояснения, как Петр Павлович меня перебил.
- Посмотрите, на столбы освещения по обеим сторонам улицы, похожие на полуарки. Как они расположены? Правильно. Лесенкой. И она, вон там, в конце, упирается в берёзовую рощицу. Я сюда на свиданья бегал. Красота. – И добавил: 
- Володя, осторожней мимо милиции. Не дай Бог остановят. Боюсь до смерти, – мне показалось, Петр Павлович готов перекреститься.
…Я остановился у перекрёстка рядом с милицией. Жду зелёного сигнала светофора.
- Так вот она где теперь "наша милиция", - Иван Сергеевич покачал головой.
- Сергеич, да ты что. Мне кажется милиция здесь с прошлого века.
…Едем дальше. Вот здание бывшего техникума. Теперь это институт. Мимо ТРК (Радиотелевизионная компания), бывшая городская библиотека. А вот и магазин-ресторан.
- Володя, - давай-ка здесь по кругу разика два, пусть Сергеич хорошенько всё рассмотрит.
Я опять начинаю свои пояснения.
- Эта большая клумба из цветов, по-моему – есть шедевр городского комбината озеленения. Видите – знак  "Круговое движение". А клумба, правда, красивая? А? Иван Сергеевич?
На заднем сидении машины Иван Сергеевич пристально смотрел вперёд, и когда мы проезжали мимо кинотеатра "Россия", он неожиданно спросил:
- А это что такое? Там, за "Россией"?
- Это - "Зал бракосочетаний", по-нашему – простой ЗАГС, - пояснил Петр Павлович.
- Вот, видишь:  как ни маленький город, а почти каждую субботу здесь регистрируют молодожёнов. А "Россию" облюбовали  пенсионеры: заводские, городские, ветеранские. Я сам часто сюда захожу. Ну и кино показывают, конечно.
- Может, заедем к "Дому Советов", к "Аллее Ветеранов"? – спрашиваю я.
Иван Сергеевич промолчал, а Петр Павлович махнул рукой:
- Давай прямо.
Старички примолкли. Подъехали к стоянке около универмага. Вижу из машины: мимо проходит дядя Яша, знакомый моего отца. У меня мелькнула мысль. Дело в том, что этот дядя Яша живёт в доме, что рядом с универмагом, на четырнадцатом этаже.
- Ну, деды, посидите-ка, я – сейчас.
- Дядя Яша, разреши вот этим старикам показать наш Заречный с твоего балкона?
- Что за вопрос, конечно. Пошли – дядя Яша очень обрадовался.
 Жены его дома не оказалось. На лицах стариков вижу лёгкое смущение и любопытство.  Дядя Яша чуть ли не за руку ведёт стариков на балкон.   Я – замыкающий.
…То, что я увидел, меня, буквально, потрясло. Я – коренной зареченец, каждый день хожу или проезжаю на машине по улице Ленина, сейчас её не узнаю. С высоты птичьего полёта  улица кажется длинной светло-серой лентой как громадная буква "Ш". Вижу: слева, у самого леса, перпендикулярно протянулась "Молодежная" улица. Средняя палочка этой буквы – улица Конституции, начинается точно от дома, где мы находимся. По ней едут игрушечные автомашины. А люди вообще кажутся движущимися серыми колобками. Другой конец этой улицы упирается в новенький двенадцатиэтажный жилой дом, напоминающий отсюда спичечный коробок. Дальше – лес. Правая улица буквы "Ш" утопает в зелени "Детского парка". На ней - длинное здание магазина "Детский мир" и три девятиэтажки. А ещё дальше корпуса цехов завода. Переходим на другую сторону балкона. За домами виден зелёный лес, ещё дальше, у самого горизонта, маленькие здания-коробочки областного города. На холме устремилась ввысь острая спица телевизионной антенны. Возникает ощущение: вот сейчас взмахну руками, как крыльями, и полечу вперёд, чтоб разглядеть, что же там дальше?
Взглянув на стариков, понимаю: они переживают то же самое. На лицах заметно волнение, повлажнели глаза.
- Ну что, мужики, не часто приходиться видеть такое? – приветливо улыбается дядя Яша.
- Это надо отметить. Пойдёмте, у меня есть прекрасная наливочка, моя, дачная.
Я поднял руки: за рулём.  Старики промолчали, но к столу пошли. Наполнив три рюмки из темно-коричневой бутылки (а мне – фужер лимонада), дядя Яша торжественно провозгласил:
- За нас, за наш город!
…Уже заполночь, сдав машину напарнику, вхожу в квартиру. Тишина. Жена и дочь спят.  На столе записка от жены: - Ужин – на кухне. Проверь Настино сочинение.
 В комнате на письменном столике лежит тетрадка дочери.  Читаю заглавие:
- За что я люблю мой город.
Её рассказ мне понравился. Он-то и вызвал давнишний вопрос. Настя смогла написать. Неужели я не смогу? Ну, например, как я сегодня показывал город старикам?

…Вы читаете мою "пробу пера" – "Покажу вам город".


Рецензии