Главный эколог

                Скрип тормозов разорвал тишину. Свет фар выхватил в подворотне два силуэта, причудливые тени кинулись врассыпную.  Машина, повиливая бедрами, унеслась прочь, обрушивая на поздних прохожих комья снега, вперемешку с  грязью.
   - Вот гад, чуть не сбил, - сказал Олег.
               На скулах заходили желваки, брови с глухим стуком сошлись на переносице, лицо потемнело. Он отряхнул налипшие на брюках брызги, запоздало погрозил кулаком вслед.
   - А он, думаешь, нас заметил? Если и сбил бы, то даже не остановился, - произнёс  Демьян.
   - Опять наверно молодо-зелено резвится, тем всё по барабану, - проговорил Олег.
   - Адреналиновых вливаний ищут, - сказал Демьян.
   - Приключений на одно место - вот, что они ищут,  - пробурчал Олег.
   - И найдут, если будут так носиться, - поддакнул Демьян.
   - Ну, да ладно, давай прощаться, я уже почти дома, - сказал Олег.
               Он протянул собеседнику руку-лопату, Демьян охотно ответил на крепкое рукопожатие.  Крупные, с мощным торсом, они больше напоминали медведей что, не дожидаясь весны, выползли из берлоги на свободу. 
   - Пока, - произнёс Олег.
   - До завтра, - сказал Демьян.
                Снег поскрипывал под подошвами, Демьян  пересёк двор, угол дома широким плечом скрыл его от глаз.   Олег  приблизился к подъезду, свет фонаря над подъездом осветил молодое безусое лицо, пытливые глаза, мохнатые, как шмель брови, слегка искривлённый нос – последствия уличной драки, чуть оттопыренные уши. Гулко хлопнула подъездная дверь,  Олег легко взбежал на пятый  этаж – лифт, как всегда не работает.
                На пороге встретила мать, на лице приветливая улыбка, в глазах глубоко запрятанная тревога.
   - Как отработал? – спросила она.
   - Нормально, - ответил он.
   - Что-то ты припозднился, - сказала мать.
   - На работе задержали немного, - сказал Олег.
   - А я уж думала, с девушкой гуляешь, - проговорила она.
   - Ну что ты заладила, каждый раз одно и тоже, познакомлю я тебя с Мариной, познакомлю. В ближайшее воскресенье. Хочешь? – спросил сын.
   - Хочу, - ответила мать.
   - Вот и ладненько! Значит договорились. Но только уговор, больше с расспросами ко мне не приставать, - сказал он.
   - Ладно, ты раздевайся, ужин на столе, не буду мешать, - сказала мать.
   - Не беспокойся, справлюсь сам, отец где? - произнёс Олег.
   - Спит перед телевизором, - ответила она.
   - Не буди, - сказал он.
                Пока раздевался, наполнилась ванная, вполз целиком, тело ожгло, по коже побежали мурашки, ноги с наслаждением вытянулись, с головой накрыло блаженство. «Блага цивилизации! На улице мороз, а здесь благодать, Африка. Хорошо!» - подумал он. Вода, жарко обнимая, изгоняет усталость, кран мерно шумит. Олег расслабил мышцы, веки под собственной тяжестью опустились, даже обрывки мыслей попрятались, испарились. Он отключился на несколько минут, тело наливалось юной силой, усталость, не выдержав неравной схватки, позорно бежала с поля боя.
                Контрастный душ окончательно привёл в чувство, щёки порозовели, будто пощипываемые морозцем. Олег облачился в длинный махровый халат, чем-то сразу неуловимо напомнив дородного купчину, пояс утянул талию, выставляя напоказ косую сажень в плечах.
                Ужин остыл, он примостил тарелку в микроволновую печь, через пару минут призывно запищало. Спагетти дымились белыми змейками, сосиски подмигивали разгорячёнными боками. Остатки кетчупа, словно джин после тысячелетней спячки выползать из бутылки не хотели, внутри что-то булькало и вздыхало. Олег поколдовал над бутылкой, содержимое плюхнулось на тарелку, на край выложил ложку горчицы, чёрный перец и зелень украсили блюдо.   
                Ел быстро, по-солдатски. Вилка витала в руках, как вязальная спица, белое кружево спагетти таяло на глазах. Олег не успел оглянуться, как лязг металла о тарелку возвестил об окончании трапезы. «Может добавки положить?» - подумал он, поглаживая живот. Посмотрел на живот, тарелку, вилку. «Не стоит на ночь глядя», - решил он, отправляя посуду в раковину.
                Олег прошмыгнул мимо комнаты родителей, отгораживая от внешнего мира,   дверь с лёгким щелчком захлопнулась. На его территории все по спартански просто, из убранства и мебели: предмет первой необходимости - компьютерный стол, шкаф, диван, спортивный уголок, на подвесной полочке небольшой плоский телевизор. Системный блок призывно гудит, экран монитора, под убаюкивающий звёздопад, застыл в полудрёме.
                Пульт скользнул в руки, Олег пощёлкал номера телевизионных  каналов, на лицо наползла недовольная гримаса, остановился на «МТВ» с музыкальным уклоном. Он приземлился на пятую точку, поёрзал на стуле, умащиваясь поудобнее. Рука любовно обняла «мышку», экран монитора вздрогнул, выплыла заставка, освещая стол приглушённым светом. «Так что тут у нас?» - пробормотал Олег. Интернет открылся с первой попытки, предоставляя базовые ресурсы строила глазки главная страница поисковой системы. «Хорошо, когда есть выделёнка! Не то, что раньше – и телефон постоянно занят и в интернет не достучишься, да и разъединяло на каждом шагу», - порадовался он.   
                Почтовый ящик оказался пуст и Олег с головой нырнул во Всемирную паучью сеть. Он побродил по новостным сайтам, останавливая при первых поползновениях навязчивую рекламу грешной любви. «Достали кретины! Создайте отдельный интернет для особо озабоченных и хвалитесь дни и ночи напролёт размерами достоинств, слюноотделением в момент оргазма и похотливостью!!! Раз уж больше хвалиться ничем…
В сети же детей полно», - размышлял он, едва успевая закрывать блудливые окошки.
                Время летело незаметно, а когда случайно взгляд упал на часы, стрелки приближались к полуночи. «Пора. На работу вставать рано», - подумал он, выползая из-за стола, диван жалобно скрипнул, прогнувшись под немалым весом. Олег смежил веки, но спать совершенно не хотелось, жужжа и покусывая пчелиным роем атаковали мысли.
                «Завтра очередной рабочий день… Ему нравится его работа, всей душой чувствует, что он на своём месте. Каждый день, каждую минуту Олег ощущает свою нужность и востребованность. Он сержант экологической полиции. Автомобильным или пешим нарядом патрулирует улицы родного города, выезжает на срочные вызовы. Приходилось в составе сборных отрядов воздушным или водным транспортом отправляться в командировки по области и в иные регионы необъятной страны для проведения крупномасштабных операций, инспектировать промышленные предприятия.
                Никогда, ни секунды не жалел Олег о выбранной профессии. В свои неполные двадцать четыре года твёрдо знал, что Земля с населяющими её существами – единый живой организм. Извержения вулкана, шторм в море, песчаный ураган – это звенья одной цепи, жизнедеятельности планеты. Вот только человек, купающийся в минутах собственной жизни, не хочет замечать, что Земля – Жи-ва-я. И планета сердится…  пытается остановить неразумное дитя, любыми способами: землетрясениями, цунами… Когда же человечество повзрослеет?» - размышлял он. На память пришёл вчерашний случай.
                На малой скорости они ехали вдоль набережной, Демьян поглядывал по сторонам, Олег, вцепившись в руль, следил за дорогой.
   - Притормози-ка, - произнёс напарник.
   - Что случилось? – спросил Олег.
   - Да кое-что показалось, проверить бы надо, - ответил старший по возрасту и званию Демьян.
   - Это мы мигом командир, была бы только команда, - проговорил Олег.
   - Видишь серебристый «Фольцваген»? – спросил старшой.
   - Ну? – ответил вопросом на вопрос Олег.
   - Вот к нему и подруливай, - сказал Демьян.
                Олег припарковал автомобиль к обочине, из машины вышли почти одновременно.
   - Ну, что я говорил! Выбросил из машины пакет с мусором и чихать ему на всё, - сказал напарник.
   - Ничего сейчас разберёмся, - проговорил Олег, приближаясь к нарушителю.
                Окошки в «Фольцвагене» приоткрыты, автомобиль трясётся от музыки, того и гляди развалится, из салона вперемешку с сигаретным дымом рвётся наружу заливистый женский смех. Демьян требовательно постучал в окошко, Олег остановился с другой стороны. Стекло ещё немного опустилось.
   - Чего тебе? – раздался голос изнутри.
   - Во-первых, не тебе, а вам, а во-вторых, выйдете, пожалуйста,  из автомобиля будьте так любезны, - сказал напарник.
   - А больше ничего не хочешь? – спросили из машины.
   - Мы из экологической полиции. Выходите сами или нам придётся применить физическую силу, девушку испугаем, вам это надо?  - вклинился в разговор Олег.
                В автомобиле хихикнули.
   - Попробуйте! На каком собственно основании, я ведь ничего не нарушал, разве здесь парковка запрещена? – спросил водитель.
   - Паркуйтесь на здоровье, но мусор из окон не выбрасывайте, - сказал Демьян.
   - Какой мусор? – спросили из машины.
   - Вот под передним колесом в пакете валяется, - ответил напарник.
   - Откуда я знаю, этот пакет, наверное, со вчерашнего дня здесь лежит, - сказал водитель.
   - А вот здесь вы ошибаетесь, я сам был свидетелем, как именно этот пакет вылетел из вашего автомобиля. Если выбросили не вы, значит ваша девушка. Пусть она выйдет из машины, - проговорил Олег.
   - Всё! Я понял! Девушку не трогайте, сейчас урегулируем вопрос, - произнёсли из машины.
                Дверь автомобиля распахнулась, наружу выполз парень лет двадцати пяти в спортивном костюме, но далеко не спортивного телосложения. Он пытался выглядеть молодцом, шея покраснела от натуги, но золотая цепь клонила голову к асфальту.  Парень смотрел на полицейских, улыбка нагло ползла по лицу.
   - Сколько вам надо, что бы вы убрались поскорее и как можно дальше? – спросил он. 
   - Сколько нам нужно? Чтобы вы заплатили штраф пятьсот рублей, - сказал Олег.
   - И предъявите ваши документы, - произнёс Демьян.
                Парень сунул руку в задний карман брюк, Олег выхватил пистолет, лицо нарушителя побелело.
   - Полегче, я за паспортом, вот возьмите, - сказал он, протягивая документ.
                Олег вернулся к машине, пальцы пробежались по клавиатуре бортового компьютера, из встроенного принтера бесшумно выползла квитанция. Парень выудил бумажник, отсчитал пять купюр.
   - Возьмите деньги, - произнёс он.
   - Вот квитанция, - сказал Олег.
   - Да засуньте вы… - сказал парень, но глядя на серьёзные лица полицейских, осёкся.
   - Что? – проговорил Демьян.
   - Ничего, - ответил нарушитель, пятясь к машине.
   - Я могу быть свободен? – спросил он.
   - Да. Но только прибери за собой, - сказал Олег.
                Парень кинул взгляд на пакет под ногами, гримаса исказила черты. Он поднял пакет двумя пальцами, не говоря ни слова, проскользнул между ними.
   - Послушный заяц, а то перца здесь изображал, - прокомментировал Демьян.
                Дойдя до берега Волги, парень вскинул руку, пакет описал дугу, вода слизала мусор и объедки. Олег кинулся к нарушителю, Демьян едва удержал его за край куртки. 
   - Что-то не так? – произнёс парень.
   - Да я тебя… - сказал Олег.
   - Я не понял! Штраф заплатил, от мусора избавился. Какие проблемы? А? – спросил он.
                Он прошествовал к машине, громкий смех и музыка вырвались тягучей струёй через открытую дверь. Олег пошёл к машине, кулаки сжимались сами собой, Демьян преградил дорогу.
   - Остановись, Олег! Он прав, мы ничего не докажем, а если применим силу, то и виноваты останемся… - прокричал Демьян.
   - Но, как же так, неужели этот гад уедет? – спросил Олег.
   - Уедет и остановить его не в нашей власти… - ответил Демьян.
                Фольцваген, загребая снег, сорвался с места, из-под колёс полетели грязные комья, последний окончил полёт на широком лбу Демьяна.
   - Вот сволочь! Да я его… - закричал  он.
                Демьян кинулся к патрульному автомобилю, дверь раскрылась рывком, он схватился за руль, Олег примостился на сиденье рядом. Мотор взревел, Демьян переключил скорость, но Олег перехватил руку напарника.
   - Не надо! Толку-то если даже и догоним, он же над нами посмеётся и всё, - проговорил Олег.
                Напарник треснул кулаком по рулю, сработал сигнал. Демьян потёр виски, губы мелко подрагивали, глаза налились кровью.
   - Вот ты мне скажи, какой от нас толк? – спросил он.
   - От экологической полиции? Не скажи, толк всё-таки есть, - ответил Олег.
   - Да мы и сделать ничего не в состоянии. Что мы можем? Штрафы выписывать…  Да я бы таких гадёнышей на месте расстреливал, - сказал он.
   - Насчёт расстрела ты пожалуй загнул, может, тюрьмой обойдёмся? – спросил Олег.
   - Можно и тюрьмой обойтись, в крайнем случае, но только сроки давать побольше. Окурок швырнул на землю – год, пакет мусора бросил – три, вывалил машину – десять, а если допустил слив промышленных стоков в водоёмы или ещё что, двадцать пять, а лучше сразу пожизненное, - произнёс Демьян.   
   - Возможно, ты и прав, глядишь, и очистили бы планету, только сначала нужно людские мозги прочистить, промыть основательно под хорошей струёй, - проговорил Олег. 
   - Согласен! С этого и надо начинать, и для этого все методы хороши. Ладно, поехали дальше… патрулировать, - сказал старший наряда.
                Мысли текли тягуче и вяло, Олег не заметил, как заснул…  Будильник разорвал тишину, впился в уши. Олег выключил, перевернулся на другой бок. «Ещё пять минут», - пробормотал он. Когда открыл глаза в следующий раз, то безнадёжно опаздывал, вода освежила лицо, бутерброды поглощались на ходу, параллельно одевался.
                Через час они с Демьяном в патрульном автомобиле медленно двигались в потоке машин. За составлением протоколов, выездов по сообщению дежурного день пробежал незаметно.               
   - А сколько времени? – спросил Демьян.
   - Сорок пять восьмого, - ответил Олег.
   - Ого! Пора возвращаться на базу, - сказал Демьян.
   - Я только за! – добавил Олег.
                Потоки пешеходов на тротуарах плыли навстречу друг другу, из подземных переходов выплёскивались новые ручейки, сливались с основным потоком, людская речка бурлила многоцветием.  Олег, следя за дорогой, успевал рассматривать на обочине длинногих красавиц в коротких юбчонках, умело выхватывая их из людского монолита. Он первый и заметил вчерашний «Фольцваген».
   - Смотри-ка, а вот и наш знакомый, - сказал он.
   - Какой ещё знакомый? – спросил Демьян.
   - А помнишь, на набережной протокол вчера составляли? – вопросом на вопрос ответил Олег.
   - Да разве его забудешь? – сказал Демьян.
   - Едем на базу? – спросил Олег.
   - А давай постоим рядышком, понаблюдаем. Паркуйся, - приказал старшой.
                Парень гоголем вышагивал возле машины, в руке мобильник, в другой жестяная банка с колой. Олег настроил видеокамеру, загудел зуммер, объект приблизился. Парень запрокинул голову, остатки колы стекли в рот, банка хрустнула в руке, сморщенная и униженная шлёпнулась на асфальт. Нарушитель достал сигарету, щёлкнула зажигалка, дым сизым пятном потянулся к небу.
   - Записал? – спросил Демьян.
   - Тьфу ты карта памяти переполнена, вот так всегда или акула глухая попадётся или свистков не достанется, как в том анекдоте, - ответил Олег.
   - Пошли? – опять спросил Демьян.
   - Давай подождём, пока сигарету докурит, - ответил Олег.
                Затрезвонил телефон, парень выплюнул сигарету на асфальт, мобильник вознёсся к уху, полицейские покинули автомобиль.
   - Слушаю, - произнёс он.   
   - Ты лучше нас послушай, - произнёс Демьян, подходя ближе.      
   - Вот тебе раз! У вас, что свет клином на мне сошёлся? – спросил он полицейских.
   - Да это я не тебе, обожди, я позже перезвоню, - проговорил он в трубку телефона.
   - Будь человеком и у нас к тебе никаких претензий не будет, - сказал Демьян.
   - А у меня всё в порядке, что опять не так? – спросил нарушитель.
   - Вот это твоё? – указывая на смятую банку и сигаретный окурок на асфальте, спросил Демьян.
   - Нет, конечно, я просто рядом оказался, - проговорил парень.
   - Вот гад, - пробормотал Демьян.
   - А ты хвостом-то не крути, вот в этой штуковине всё зафиксировано, и как ты баночку бросил, и как окурок выплюнул, - сказал Олег.
                Парень посмотрел на Демьяна и Олега, будто почувствовал, что они блефуют.
   - Так ты покажи, а я посмотрю! Если мне кино ваше понравится, тогда и поговорим по душам, - произнёс нарушитель.
                Олег и Демьян переглянулись, на скулах заиграли желваки.
   - Подними! – сказал Демьян.
   - С чего бы? Я вроде в дворники не нанимался? А может сами, вы же санитары леса? – сказал парень.
                Полицейские побагровели, Олег шагнул вперёд, кулаки сжались. 
   - Ладно, ладно, не надо так переживать, сейчас всё поправим, - произнёс нарушитель.
                Он растоптал окурок ногой, банка кувыркаясь и переворачиваясь, со звоном полетела по мостовой.
   - Вот видите, вокруг девственная чистота, что вам не понравилось? Не понимаю! - произнёс парень, разводя руками.
   - Да я тебя! – произнёс Олег, надвигаясь на него.
   - А вот это уже превышение должностных полномочий, нарушение то мелкое, да и было ли оно вообще? Доказательств никаких, где доказательства? Нет! А на нет и суда нет, - проговорил парень.
    - Я, пожалуй, пойду, - добавил он.
                Он шагнул вперёд, но полицейские стеной встали на пути. Губы сжаты, на лице стальная маска. Парень встретился взглядом с Олегом, лицо побледнело, он свернул в сторону. Он медленно отступал, постоянно оглядываясь, спину жгли два лазерных луча. Чтобы дойти до «Фольцвагена» пришлось обойти соседний автомобиль.
   - Носит же таких выродков Земля! – произнёс Демьян.
                Парень схватился за ручку двери, на лице гуляла победная улыбка. Он помахал полицейским рукой, но что-то заставило напрячься и застыть. Парень поднял голову, его взгляд и Олега скрестились со звоном металла. Он смотрел на полицейского, улыбка сползла на шею, лицо побледнело, колени предательски задрожали. В глазах Олега поселился ужас. Асфальт позади нарушителя вздыбился на полметра, выбрасывая вверх комья земли, что-то огромное и древнее приближалось к парню. 
                Полицейские не в силах вымолвить и слова застыли на месте, глаза поползли на лоб. Земля под ногами парня провалилась, доли секунды он ещё висел в воздухе, но земное притяжение (дёрнуло за ноги) взяло своё и он исчез в пропасти. Пахнуло жаром, края ямы с глухим стуком захлопнулись, земля какое-то время дрожала, затем всё стихло, даже асфальт лёг на место.  Там где минуту назад стоял нарушитель, возникла пустота, «Фольцваген» сиротливо зиял открытой дверью…
                Олег вытер со лба пот, неуверенно переступил с ноги на ногу, Демьян подошёл к машине парня, волосы на голове шевелились. Он наклонился, ладонь легла на поверхность, но Демьян тут же отдёрнул руку. На ладони красными пузырьками вздулись ожоги.
   - Что это было? – спросил Олег.
   - Не выдержала видать Мать-Земля… - ответил Демьян.   
   

2009г.


Рецензии