Всему своё место и каждому своё время

               
С нескрываемым интересом прочитал статью Екатерины Салтыковой «Россию строить молодым!» Как следует из вводной части статьи Екатерины, побудительными причинами  реакции на мою статью были её «юношеский максимализм и негативизм».

То есть и первое и второе для Екатерины явления положительного характера.
Максимализм – это когда всё сразу и по полной, да еще с негативном отношением, к чему? Видимо к жизни, или я неправильно понял, что вполне возможно. Еще Петр Абеляр утверждал: «что ни о чем нельзя сказать настолько точно, чтобы смысл сказанного нельзя было извратить».
Я бы добавил к этому – неверно понять.

Вот и Екатерина не верно поняла процитированную  фразу из моей статьи:  «Молодежная субкультура – признак деградации нации». Я  согласен с  оппонентом, что есть одна культура, и она не может быть разделена на молодежную и взрослую, повторю еще раз – по определению понятия культуры.  Все иное – это бескультурье. Если вдуматься - в этом смысл сказанного мною.

Беда в том, что нам пытаются вбить в голову идею о том, что существует некая особая, молодежная культура. И эта попытка вырвать молодежь из контекста традиционной культуры, кажется мне губительной!
Я  согласен с оппонентом и, особенно в том, что цитирую:
 «В наше время, если ты не лидер – тебя втаптывают в землю, идут по твоей голове целеустремленные, сильные люди. Лидеры».

Лучше ведь и не скажешь! Но ведь это исток гоббсовской войны всех против всех! Разве это неочевидно? Ты – лидер, я лидер, следовательно – кто кого первым сожрет? А остальные кто?  Стая, а ты вожак стаи? Война стай? Кто станет «повелителем этих мух»?
                * * *
Совершенно недавно на своей страничке в Проза Ру я получил ремарку на свою статью «Дети индиго», от уважаемого человека, а если судить по автобиографической справе, то в высшей степени образованного. Речь идет о Сергее Белешове

Образование высшее педагогическое, высшее политическое, высшее инженерное, плюс повышение квалификации по социальной работе (Институт перерабатывающей промышленности),мастер производственного обучения (ВИПК),психологии (МПГУ), менежменту (Институт переподготовки РЭА им. Плеханова), юриспруденции (Московской академии рынка труда и информ. технологий.)

Вот его ремарка: «Интересное предположение о появлении детей с лидерскими характеристиками».
И тут, значит лидеры!

Удивительно конечно, что при такой многообразованности мой уважаемый читатель не читал Льва Гумилева, по крайней мере, его «Этногенез и биосфера» где он дает точное определения как понятию – пассионарность, так и производным от него.

Лидер и пассионарий, разумеется, принадлежать оба к роду человеческому, но это не одно и, то же. Среди пассионариев так же идет борьба за лидерство – это вечное проклятие рода человеческого не преодолевшего в себе животного.

Вот вам пример. Болото. На болоте среди лягушек есть лидер по поедания мошек, есть лидер по прыжкам в высоту, по заплыву и так далее. И все они находятся в жестокой конкуренции друг с другом, поскольку родное болото дает лидерам преференции и льготы.
Но вот в болоте появляется пассионарная лягушонка. Во первых она жутко ненавидит своё родное болото, все то в нем ей кажется не так, неправильно. На пике своего возмущения она готова поджечь его и сама сгореть в этом всеобщем огне. И сгорит! Поскольку инстинкт самосохранения у пассионариев находится на нуле!

Другой исход, покинуть болото вместе с такими же «чекнутыми» особями и создать на подходящем месте что-то своё.

Возможно, рождение детей с аномальными способностями есть следствия пассионарного толчка, полученного биосферой на рубеже 80-90 годов прошлого века. Это нужно исследовать. Частота появления таких детей должна локализовываться определенной территорией. Как правило, это дуги  шириной 150-200км. И длинной до полутора и более тысяч. Мне об этом ни чего неизвестно, а высасывать что-то из пальца не хочу!
                * * *
Вернусь к статье Екатерины Салтыковой, потому что концовка её совершенно потрясающая своей обнаженной правдивостью. Цитирую:
«Сейчас главное – пробиться. Найти свое место под солнцем. И потому молодежь инстинктивно сбивается в стаи, придумывают какие-нибудь знаки отличия. Идеологию, Цель. Это - отдельная культура, существующая внутри основной культуры».

Об этом я и писал Екатерина. Разве не понятно? Разница в том, что ты называешь это молодежное образование «культурой», я же – бескультурьем, подчеркивая тем самым, что с позиции цивилизованной культуры, в этом образовании  отсутствует культура, как явление духовного порядка, выросшего из многовековой традиции.

Среди антропологов есть мнение, что древние племена перволюдей отличались друг от друга мерой сострадания. Выжили только те, в ком инстинкт сострадания был высок, остальные же канули в небытиё. Способность сострадать и сопереживать – есть дух человеческой цивилизации. Отсутствие этой способности - признак деградации.
Меня пугает стремление «пробиться» во что бы то ни стало, даже «бегом по головам»!
                * * *
И в заключение личное, насчет «сопротивления устоям и укладам».  Есть такая пословица: «Баба кается, а девка собирается».

Вхождение во взрослую жизнь, когда за каждый свой шаг нужно нести ответственность, непростое дело и причина бунта как раз кроется в страхе перед ответственностью. Часто этот страх не осознается. Острота этого бунта у каждого своя, но все, решительно все проходят через это. И я помню это очень хорошо, тем более у меня сохранились дневники и стихи этого, наисложнейшего периода в моей жизни. Об этом не забудешь. Они напоминают.

В чем же смысл этого периода? Он заключен по большому счету в усваивании устоев и уклада культуры отцов, а не в их отрицании. Это позитивная стратегия вхождения в жизнь. Она огромна по своей задаче и трагична в плане индивидуального опыта!  Я по сию пору только тем и занимаюсь, что пытаюсь встроиться в контекст русской культуры. Процесс этот бесконечный, поскольку и глубина мира русской культуры бездонна.

Хорошо если родители образовывали своего ребенка в этом ключе. Тогда процесс усвоения опыта предков будет не столь острым. Про негативную стратегию – «бега по головам», ты Екатерина, сама прекрасно сказала, мне к этому нечего добавить.

Я благодарен тебе за твой отклик и считаю его дополнением, если угодно – красочной иллюстрацией к моей статье. Ни чего ты не опровергла, но только подтвердила, а молодежь, действительно, всякая и разная. Так было во все времена, так будет и тогда когда тебе станет столько же лет, сколько мне сейчас. И Россию, действительно строить молодым! Хорошо бы при этом сохранить  великую национальную культуру, без которой не может быть русского народа.

И последнее. Личность не есть нечто присущее человеку с рождения, как руки и ноги, а то, что приобретается им в течение всей его жизни. Конечно каждый – личность, кто бы с этим спорил. Однако личность – это Солженицын и личность – это бомж  Вася, и так далее до бесконечности.  Есть созвездие Пса  и есть пёс – лающее животное.

Не нужно путать лицо и личину, культуру и субкультуру, поскольку культура включает в себя все проявления человеческой жизни от ясельного возраста, до глубокой старости. В ней есть всему своё место и каждому – своё время.
                2008-2010 год  Прокопьевск.


Рецензии