Потолок как источник

Лишь приостановившись на минуту и слегка сосредоточившись, можно увидеть всю эту зависшую над головой череду взаимоисключающих и взаимозаменяемых форм и оттенков. И проплывёт она сквозь меня призрачными картинками, виденными в этой или иной жизни, наяву или во сне. Высокие и лепные, сводчатые, низкие и сырые, сферические – они венчают в соответствии со статусом дворцы и театры, храмы, церкви и костёлы, мрачные казематы, цирки и обсерватории.

Если же не останавливаясь, а на бегу, в спешке, в хаосе мелькающих мыслей и образов попытаться представить себе потолок, то он тут же возникнет перед глазами в виде белой плоскости, не позволяющей видеть небо. Банальный и скучный потолок моей комнаты, бедный родственник вышеупомянутого семейства.

Но именно он, родной и близкий, способен породить во мне вертикальный поток светлых чувств и мыслей, когда я лежу на диване и ласково поглаживаю его благодарным взглядом. В эти блаженные минуты я начинаю понимать многое, недоступное пониманию в текущей суете. Прежде всего то, что он – мой друг, который не закрывает небо, а спасает меня от него; и что его матовая белизна словно чистый холст художника приглашает меня к творчеству.
 
Являясь антиподом приземлённого пола, он вобрал в себя небесную чистоту, девственность нехождения по нему, пульсирующую нематериальность устремлённых на него взглядов, свет прикреплённой к нему люстры, отражаемый им щедро и бескорыстно. В отличие от пола, прикрытого и ослеплённого большим персидским ковром, он видит всё. Все мои тайны, все радости и печали известны ему. А след от попавшей в него (в левый угол у окна) пробки от шампанского до сих пор напоминает о нашем совместном веселье в честь рождения моего сына.
 
В отличие от стен, которые, развешенными на них пейзажами, портретом Гегеля, прибитыми к ним книжными полками, направляют мои размышления в определённое русло, потолок предполагает полную свободу мысли. Его белизна не привязывает, она не похожа ни на снег, ни на молоко, и символизирует свободу как неосознанную обходимость. Она отдалённо напоминает «ничто». Поэтому однажды, беспричинно глядя в потолок, я сформулировал одну из самых глубоких своих мыслей: «Пустота есть ничто, вечно беременное всем…»

Потолок – это живительный источник, холодный и возбуждающий. Плевать в него так же глупо, как плевать в колодец. В потолок нужно внимательно вглядываться, и в какой-то миг вы заметите, что он вглядывается в вас.
 
И тогда вас охватит ни с чем не сравнимая нега и лёгкость. И вознесётесь вы далеко за пределы комнаты, накрытой этой белой перегородкой, ибо она (перегородка) имеет волшебное свойство пропускать сквозь себя к небесам людей, искренне поверивших в неё, как верят дети в умную и добрую сказку.

Домашние знают о тайне моего общения с потолком и стараются не мешать мне. В доме воцаряется творческая тишина, и даже непоседливый и шумный спаниель Гауэр замирает в неестественном молчании.

Иногда дети шутят со свойственным их поколению цинизмом, убеждая меня в том, что мой потолок является полом в квартире, расположенной над нами. Я не приемлю такой чёрный юмор и долго пытаюсь объяснить им преимущества абстрактного мышления над конкретным. Они смеются, а я делаю вид, что сержусь.
 
Мне ещё не так уж и много лет, но иногда я живо представляю момент, когда мой белый друг окажется свидетелем моего, я надеюсь, тихого и безболезненного перехода в мир иной. И мне становится чрезвычайно любопытно, что же скажет он мне на прощание…


Рецензии
Белый потолок, "друг, который не закрывает небо, а спасает меня от него" - да, и на его белый экран проецируется другое небо, то, что внутри.
Один из входов в бесконечные миры, "зеленая калитка", где свобода и полет.
Оч. хорошая миниатюра, плавная, неторопливая, волшебная такая.


Ирина Гарнис   08.06.2013 12:36     Заявить о нарушении
Рад, Ирина, что мой потолок пришёлся Вам по душе, что Вы увидели в нём нечто большее, чем унылую белую перегородку.

Валерий Хорошун Ник   08.06.2013 14:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.