Сыны Руси. Князь Святослав Игоревич

«Иду на Вы!»

Послание Святослава врагам



Хочу поговорить о великом князе Киевской Руси, последним сохранившим древнюю веру всего славянского народа – язычество. Он в последний раз попытался отстоять Русь, сохранив старые устои, традиции, веру своих предков. В моем представлении он был героем, которому так хочется подражать в современной России – «огнем и мечом» бороться с иноземными захватчиками…
Речь здесь пойдет о Святославе (и о сопутствующих лицах) не как об историческом персонаже, все деяния которого официально подтверждаются документальными источниками, а о моем личном представлении о нем как о последнем герое древней Руси.

Святослав был сыном княгини Ольги, которая правила Киевской Русью одна после гибели мужа Игоря, как регент в связи с малолетством Святослава.
Ольга первая на Руси приняла крещение в Константинополе (Византия), тем самым предопределив распространение христианства на Руси. Конечно, внезапно оставшись без мужа одна править в таком большом государстве, Ольга естественно стала искать пути примирения с враждебно настроенными государствами (все-таки женщина не смогла бы защитить целую страну «огнем и мечом»). Самое могущественное из них была Византия (наверное, значение Византии тогда сравнимо со значением Германии во времена правления Гитлера). Ну а там-то как раз и было распространено христианство, потому-то, скорее всего, и приняла его Ольга. В данном случае это был необходимый политический шаг, типа Ольга показала лояльность Руси по отношению к Византии, установила практически «дружеские» отношения между ними и т.д и т.п. Ну а всю Русь сил не хватило крестить, всё-таки большая она, и племена могучие живут в ней. Но начало-то положено…
Здесь еще можно сказать, что, во-первых, христианская религия тех лет, возможно, не была так сильно искажена, как теперь, и потому приглянулась Ольге впоследствии, и, во-вторых, Ольга могла воспринять христианскую религию несколько по-иному, более идеализированно вследствие своего воспитания, нравственных качеств.
Итак, Ольга приняла христианство сама, тем самым положив начало крещению «всея Руси». Этот её шаг, хоть и принес временный «мир» с могущественной Византией, внес некую смуту в ряды бояр, воевод и других княжьих людей.
Ну а что же Святослав? Религию матери он принимать не стал, до конца жизни оставаясь язычником.
Это его решение, на мой взгляд, было основополагающим для всей Руси. На протяжении всей жизни он отстаивал для Руси независимость, самостоятельность, вел войны с враждебными племенами, с Византией ради спокойствия родной Руси, а не ради дани, завоевания новых земель, как думали многие его современники… 
Дружина Святослава представляла собой грозную силу и наводила страх на воинов степи: племена печенегов и хазар. Воины в дружине были старой закалки, настоящие славяне, уважавшие своих предков, их веру, поклонявшиеся Перуну. Таким был и сам Святослав, воин без страха и упрека, последний языческий князь славян. Огнем и мечом он шел на враждебные Руси племена, на саму Византию. Но вот как раз последнюю и не удалось сломить великому князю: он был вынужден заключить перемирие и вернуться обратно в Киев. По возвращении он был убит печенегами (скорей всего, науськанными Византией), и из его черепа была сделана чаша для вина (что было популярно в то время). Византия выстояла и на этот раз и стала укреплять свое могущество, сея раздоры между государствами…
Поговорим немного в тогдашней Византии (опять же по моим представлениям). Я бы сравнил тогдашний Царьград (столица Византии Константинополь) с теперешней Москвой: за внешним лоском скрывается разруха и человеческие пороки. Алчность людей, жадность до роскоши, страсть к материальным благам привела к тому, что в Константинополе (да и во все Византии, я думаю) образуется немногочисленные группы очень богатых людей (приближенных к императору, к его двору) и многочисленные группы очень бедных людей (как и в теперешней Москве). Но вместе с тем Византия была очень сильна, со своей многотысячной армией она могла диктовать условия другим странам, ну а те, в основном, просто преклонялись пред её могуществом. Она стравливала своих противников между собой (путем подкупа дарами, например), а затем спокойно наблюдала, как они уничтожают друг друга. И в этом Византии не было равных. Сейчас это называется, по-моему, выступление в конфликтах третьей (незримой) стороной.
Как показала история государство с такими порядками нежизнеспособно, оно как бы живет по инерции от прошлых побед, скрывая за внешним лоском, величественными сооружениями, всё нарастающую бедность, постепенно скатываясь в пропасть. Т.е. у государства нет сил поддерживать былое великолепие, однако, все это тщательно скрывается, и от этого становится только хуже…
Но как раз таки во времена княжения Святослава Византия находилась в начале своего упадка и представляла собой еще реальную угрозу миру.
Потому и христианство стало довольно быстро распространяться во все страны Евразии, «огнем и мечом». …
Конечно, в процессе своего княжения Святослав понимал, что если ему, с сильной дружиной, хоть и удается защитить Русь, сохранять её независимость, её веру, то его трем сыновьям, которые возможно еще и будут враждовать между собой, этого не сделать. Потому, скорей всего, и примут они новую веру, а за ними в христианство перейдет и вся Русь – это неизбежно. Потому, возможно, рассказывал сыновьям (Ярополку, Олегу, Владимиру) о новой религии, но завещал хранить веру предков и переходить в христианство только в случае острой необходимости.
После смерти Святослава его сыновья стали княжить одновременно, но в разных городах Руси: Ярополк – в Киеве, Олег – на земле древлян, Владимир – в Великом Новгороде. Ярополк, возможно, был крещен еще своей бабкой Ольгой, потому как относился к христианам хорошо, и «нелюбим был у людей, потому что христианам дал волю великую» (В.Н. Татищев). Судя по официальным историческим сведениям, именно он начал междоусобицу, убив своего брата Олега. Владимир же бежал из Руси к варягам, но затем вернулся с варяжским войском и разбил Ярополка. Таким образом, он стал князем киевским.
Здесь нужно упомянуть, что Владимир был незаконнорожденным «рабичичем»: матерью его была ключница Ольги Малуша, которую княгиня сослала в деревню и забрала Владимира себе, поступив несколько не по-христиански (к тому же, Ольга сама была простолюдинкой, а Игорь взял её в жены и сделал княгиней). Потому, скорее всего, братья надменно относились к Владимиру, издевались над ним. Владимир, наверное, тоже не оставался в долгу и впоследствии, когда представилась возможность выступить против Ярополка, он ее не упустил.
Итак, Владимир после убийства своего брата Ярополка стал княжить в Киеве. Сначала на холме он воздвиг деревянные идолы большинства языческих богов, которым поклонялся и приносил жертвы – хранил веру отца и предков. Но потом его отношение к ним резко изменилось: он скинул их всех в Днепр, сравнял холм с землей, принял христианство – возможно потому, что эта религия прощала человеку его грехи в случае раскаяния, в т.ч. и убийство брата. Но это уже совсем другая история…
Отношение самого Святослава к христианству можно охарактеризовать одной его фразой: "Вера христианская уродство есть". В этой фразе весь негатив к новой религии, которая отвергает всё старое, проверенное временем, в которой нет уважения к вере предков, к тому, чему они поклонялись (а поклонялись они обожествленным силам природы, т.е. в христианстве нет уважения к Природе-матери, есть лишь уважение к Богу, обезличенному и вездесущему)…

Вот таки и был великий князь Святослав: властным, решительным, бескомпромиссным, идущим на уступки только в случае крайней необходимости, славянином, истинным патриотов своей Родины. Для меня он – пример для подражания, он представляет собой идеал человека, к которому должен стремиться КАЖДЫЙ СЛАВЯНИН – ПАТРИОТ НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ!..



P.S.: рекомендую почитать книгу Скляренко Д.С. «Святослав». Также рекомендую послушать альбом «За солнцем вслед» (2006) пэган-метал группы Butterfly Temple (конечно, музыка для непривычного уха странная, посему акапелла-версии некоторых композиций можно послушать в моем исполнении на www.realmusic.ru/borblik, там вы найдете и другие композиции на тематику древних славян и России).


Рецензии
Наверное русский князь Святослав удивился бы, прочтя современные украинские учебники истории.

Северовосток   12.07.2015 18:44     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.