7 Звуки музыки

Зимние каникулы пролетели незаметно. Друзья с удвоенной силой налегли на учебу. Зима подходила к концу, снег почти весь растаял. Снежные бабы плакали горючими слезами. По утрам на солнышке звенела капель, и синичка начала петь свою весеннюю песню.

Антон проснулся от необычного ощущения - что-то переменилось.
Вся комната была залита ясным белым светом.
Он вскочил и подбежал к окну. Снова снег! За окном - снежные крыши, снежные деревья, люди идут обсыпанные снегом, и отчетливо-отчетливо слышно, как каркнула ворона и застрекотала сорока. Антон знает, что этот снег выпал ненадолго. Весна снова согреет его своими лучами, и он зажурчит звонкими ручейками.

Он задумывается и, опустив голову на руки, смотрит в окно. Как хорошо, когда идёт снег и тебе никуда не надо спешить. Быстро позавтракав, он берет книгу и шагает к маме в мастерскую. Он любит эту комнату. Там Антон разжигает камин, подвигает к нему поближе любимое кресло. Забравшись в него с ногами, он начинает читать фантастику братьев Стругатских. Он уверен на сто процентов, что всё, что написали эти братья, обязательно где-то произошло. События теснятся в его сознании и перед глазами проходят страшные картины.

То, что мысль материальна, он испытал на себе. Это и ковёр-самолёт, и северное сияние, и таинственные птицы на карнавале и многое другое. Человек должен думать только о хорошем.
Он не слышит, как в комнату входит мама. Антон поднял голову от книги, мама улыбнулась ему.

- Устал читать? А я решила нарисовать твой портрет. Ты так увлекся книгой и этот мягкий свет за окном, и пылающий камин, и кот свернувшийся калачиком у тебя на коленях. Я уже сделала набросок. Теперь тебе придётся несколько раз позировать мне.
В это время открылась дверь и в комнату вошла Наталья Алексеевна - мама Рыжика. Она взглянула на набросок, потом на Антона и тоже улыбнулась ему. Антон решил их оставить вдвоем. Он встал. Его легкая фигурка в светлой рубашке с погончиками, в светлых брюках светилась радостью. Волосы отливали золотом, глаза лучились. Он весь ещё был во власти книги. Мысли его блуждали далеко с героями удивительной фантастики. Антон тряхнул головой.

- Я вас оставлю, меня, наверное, Рыжик ждет. - Он был уверен, что тетя Наташа пришла с дочерью и теперь девочка у него в комнате.
- Иди, иди, она там твоего папу сейчас замучает своими рассуждениями.
- Ох, как мне с ней стало трудно, - вздыхает Наташина мама.
Антон идёт по коридору в сторону своей комнаты, когда слышит голос Наташи. Рыжик разговаривает с его папой. Они громко обсуждают вопрос о воспитании детей.

Антон открыл дверь в папин кабинет, спорщики даже не заметили его, пока он не приблизился. Папа увлечённо говорил, какими должны быть современные дети. Рыжик с ним не соглашалась. Антон хотел прекратить эту дискуссию, так как знал, ничего хорошего из этого не получится. Взрослые никогда не понимают своих детей. Они забывают, что когда-то сами были детьми.

- Вы нас совсем не понимаете, - говорила Наташа, - у нас совсем другая система обучения. Она требует от нас много сил, усидчивости, внимания и творчества. Чтобы чего-то достичь в жизни мы должны знать больше чем вы. Наука не стоит на месте, объем информации растет с каждым днем. Поэтому школьные конгрессы и диспуты, которые проходят в учебном центре, занимают почти всё наше свободное время. А занятия по Интернету. Вы себе и представить не можете, сколько это отнимает времени и сил.

Многие учёные приезжают в учебный центр на наши семинары. Хотя мой возраст ещё не принимает участие в дискуссиях, но посещать эти семинары очень интересно. У меня уже есть тема «Растительный мир нашей планеты». Приходите к нам в школу через неделю меня послушать.
- Наташа, девочка моя. С этим всё верно, но замечания в дневнике у Антона наводят на мысль, что мы с мамой неправильно его воспитываем.

- А вы ещё раз прочитайте эти замечания и убедитесь, что учителя специально украшают наши дневники для того, чтобы родители почаще общались со своими детьми. Например, вот это замечание: Антон перевел семь страниц текста английского языка. Тем самым он лишил своих товарищей оценки за перевод.
- Пока наша уважаемая Александра Васильевна что-то исправляла у Егора, я успел перевести весь текст. Мне было интересно узнать, как Колумб совершил своё плавание, и какие земли открыл. Я даже не заметил, что переводил вслух. Весь класс слушал меня очень внимательно.

- Игорь Станиславович, если учитель не оставил ученика на дополнительные занятия, значит не было никакого нарушения дисциплины. Антон ещё ни разу не получал штрафных баллов. А вот когда у нас выпадает свободное время, мы хотим провести его в кругу семьи или с друзьями, которые нам дороги. В этом случае вы должны быть с нами. Ведь это бывает так редко. Мы всегда рассчитываем на вас, потому что любим. Вот и сейчас моя мама пришла с предложением в первых числах апреля сделать выезд на турбазу на два дня. Сегодня позвоним всем нашим знакомым, а на базе проведем семейные соревнования.

- Не знаю, не знаю, смогу ли я поехать с вами. Надо заглянуть в свой ежедневник и посмотреть есть ли у меня свободные выходные.
- Посмотри, папа, я на тебя рассчитываю. В прошлый раз мы завоевали третье место. Будет неплохо удержать его и на этот раз, - сказал Антон, выходя с Наташей из кабинета.

- Ух, как я устала, - вздохнула Рыжик. - Как трудно с нашими родителями. Мало того, что у нас почти нет свободного времени, так ещё они пытаются нас воспитывать, совсем не вникая в наши проблемы. Мы ждем от них любви и понимания.
- Наташа тебе совсем не за что сердиться на своих родителей. Твой папа директор спортивного комплекса и мы часто пользуемся его услугами. Он вместе с нами в походах, на спортивных площадках, на турбазе. Это с его-то загруженностью.
- Тебе хорошо говорить о нём, а дома я его почти не вижу. Вот твой папа всегда дома. Игорь Станиславович профессор и как только я не приду к тебе, он всегда занимается у себя в кабинете.

- Да, он неделями не выходит из кабинета. Я порою даже не знаю, когда он ест или спит. Однако наступает время, и он нам с мамой надоедает своим вниманием. В эти периоды мы получаем массу советов и замечаний. Он всегда пытается что-то изменить в моем воспитании, потом его снова поглощает работа. Зато мама у меня просто замечательная. Я не лишен вечернего чтения и бесед у неё в мастерской. Она всегда откликается на мою просьбу провести время вместе.

- На улице такая красота, совсем зима. Я сейчас сбегаю к Маринке узнаю, сможет ли её мама помочь нам в новой постановке. Моя мама уже заканчивает шить костюмы. Когда она всё успевает? Встретимся вечером в школьном театре.
- На то она и мама, мамы успевают всё, - ответил ей Антон.
Рыжик оделась и быстро исчезла.

Антон решил прогуляться. Он оделся, крикну всем, что уходит, и вышел на улицу. Антон медленно шагал по аллее, ловил языком мохнатые снежинки и мечтал. Одинокие прогулки он полюбил совсем недавно - с той самой поры, пока не встретил удивительную девочку.

Это случилось в конце каникул. Рыжик ещё не вернулась с Карпат. Было такое же снежное утро. Антон спешил к своему другу, с которым договорился встретиться накануне. Он очень обрадовался, когда впереди заметил фигуру в синей курточке и вязаной шапочке. Значит, Егор спешит к нему навстречу. Но почему он стоит? Ждет его? Антон ускорил шаг, разбежался и понесся по ледяной полоске. Она была длинная - метров десять. Когда он прокатился почти до половины дорожки, к Егору подошла ещё одна фигура. Из-за снегопада Антон не мог хорошо её рассмотреть. Он расстроился. Ему нужен был только Егор. Их дело не требовало присутствия третьего.

Антон увидел, - это девочка. Он сразу сообразил, что вышел на улицу гораздо раньше, чем планировал. Одно дело встретиться с другом, другое - помешать ему в общении с девочкой. Антон не любил попадать в неприятные положения. Он изловчился, и хотел проскочить мимо них, но шлепнулся в конце дорожки, больно ударившись о лед. Когда он падал, девочка пыталась ему помочь, схватила его за руку, но он не смог удержаться на ногах и увлек её за собой. И вот они уже на снегу. Ему неловко за свою оплошность, а девочка смеется звонко-звонко, словно разлился в утреннем воздухе звук серебряных колокольчиков.

- Анрис, ты сильно ударился. Вставай. Ещё простудишься. Или ты не можешь встать? - спрашивает она его.
Подошел Егор. Он был смущён, чего не скажешь о девочке, и помог ей подняться
- Какая ссадина! - с уважением сказала она, глядя на подбородок Антона. - Больно?

В голове у Антона мелькнула мысль, он знает, как зовут эту странную девочку. - Заряна. Девочка слегка улыбнулась ему. «Какая она красивая», - подумал он. Хотя лицо совсем обыкновенное. Таких больших голубых глаз он ещё не встречал. Вроде бы ничего особенного: светлые волосы, выбившиеся из-под шапочки да вздернутый нос. Но глаза… как два колодца, посмотришь в них и увидишь звёзды. Глаза теплые такие и в них пляшут веселые огоньки.

Откуда она может знать, что меня прозвали Анрисом, Неужели друг проболтался. «Значит, они знакомы давно», - думает Антон, медленно поднимаясь с земли и отряхивая снег.
«У меня такие же глаза как у моей мамы». - Она смотрела на него и продолжала улыбаться.
- Что вы смотрите, друг на друга и молчите. Язык проглотили что ли, - вмешался в их мысленный диалог Егор. Антон сообразил, что понимает Заряну без слов, и она так же понимает его.
- Прости, я не хотел тебя уронить, - Смущённо говорит он девочке.

- Анрис, - тихо произносит она. - Это совсем не важно, что мы упали. Важно, что мы встретились.
Анрис смутился ещё больше. Заряна вновь улыбнулась ему. Она снова вступила с ним в мысленный контакт. Он узнал, что она два раза в неделю приезжает в этот район на занятия по музыке. С Егором познакомилась совсем недавно, он много рассказывал о своём друге, а сегодня она пришла за своей скрипкой. У неё скоро концерт и скрипку нужно немного подлатать. Она у неё старенькая.

- Ну, пока…- сказала Заряна и пошла.
Она уходила, а они стояли и смотрели ей вслед. Антон хотел пойти за ней следом и посмотреть, где она берет уроки музыки, но не решался сделать этого при друге. Конечно, если бы ему сказали, что он влюбился, он тут же врезал бы нахалу за такие слова. Но… что же случилось, раз он пошёл за ней следом, а в голове звучало Анрис, Анрис.

Егор понял намерение друга и брёл рядом с ним, загребая ногами снег. Через квартал Заряна свернула в калитку у двухэтажного дома. Возле дома стояли заснеженные кусты калины и высокая акация. Деревья и кусты были под пушистыми снежными шапками, и ничего нельзя было рассмотреть. Только из трубы поднимался вверх столбик белого дыма.
Несколько минут друзья топтались на тротуаре.
- Её зовут Заряна, - выдохнул Егор. - Очень необычное имя. Я такого не встречал. Она не похожа на наших девчонок.

Потом они услышали музыку. Антон и раньше любил музыку, с детства занимался бальными танцами. Но эта музыка была особенная. Словно сотни ручейков струились в воздухе и от них в разные стороны разбегались маленькие радуги, а по ним скользили солнечные зайчики. Это были волшебные звуки.
Впервые Антон не только услышал, но и увидел музыку. Потом радуги и солнечные зайчики исчезли, музыка сделалась задумчивой и тихой.

Антон вспомнил, как прошлой весной он с Рыжиком и Маринкой качался на качелях. В тёплом воздухе плыл запах сирени. Ласковое тепло было не прочным, но уже летним. По-летнему летали ласточки и ссорились воробьи. Наташа и Маринка прибегали во двор к Антону весёлые, шумные и озорные. Они втроем садились на качели и взлетали к самому небу. Мама Антона увидела из окна их веселую компанию, вынесла этюдник и нарисовала большую картину. Им пришлось позировать несколько раз.

Холст был большой, высотой около метра. На нём среди первой зелени и цветов висели качели. Девочки сидели, свесив ноги, улыбались и смотрели на Антона. Он стоял, ухватившись за веревку руками и запрокинув голову, смотрел в голубое небо, видневшееся сквозь кроны деревьев. В золотистом свете он казался солнечным лучиком, спустившимся с неба на землю. Тоненький, лёгкий блеск огромной Вселенной.

Эта картина очень нравилась Антону, вся в солнечных бликах, которые скользили по волосам и первым листьям. Ему нравились нежные лепестки, от яблони, застрявшие в темных волосах Маринки, и маленькая божья коровка на руке у Наташи.
Мама не заставляла ребят замирать в нужных позах, не журила, когда они баловались и раскачивали доску. Она работала вдохновенно, легко схватывая мгновенные движения света и тени. Антон смотрел на картину, и сердце наполнялось счастьем, а мама стояла рядом и улыбалась. И вот теперь Антон, будто снова стоял перед картиной с мамой, только рядом была ещё и Заряна.

Музыка смолкла. Друзья постояли ещё немного и отправились домой. Они шли молча, и каждый думал о своём. Мальчики забыли, зачем встретились и что собирались делать.
Потом Антон много раз приходил к этому дому и слушал музыку, но Заряну так ни разу не видел. Егор сказал, что тоже не встречал девочки. «Она, наверное, забыла меня», - думал Антон.
Заряна, однако, не забыла мальчика так похожего на неё. Она просто старалась о нём не думать, готовилась к весеннему концерту и много занималась. Однажды под вечер Антон получил мысленное сообщение, что его и его друзей приглашают на праздничный весенний концерт. Он не знал, верить ли этому необычному сообщению.

На другой день к нему на перемене первой подошла Рыжик и сообщила, что получила приглашение на весенний концерт. Все друзья Антона получили такие приглашения. Он даже немного обиделся на Заряну, что она не прислала ему такого же приглашения, но тут же получил мысленный ответ на свою просьбу. Девочка будет ждать его у входа и сама проведёт в концертный зал. Наконец наступил день праздничного концерта.
Заряна ждала его у входа во дворец. Она улыбнулась и взяла его за руку Они поднялись по ступеням, миновали колонны и вошли в здание.

- Ты увидишь меня на сцене, и встретимся мы только после концерта.
Антон ещё в фойе услышал приглушенные звуки настраиваемых скрипок. Он слушал их со странным ощущением. Ему казалось, что они не похожи ни на что слышанное им до сих пор.
У Антона было место в первом ряду. Его друзья сидели в третьем ряду. Он оглянулся и помахал им.

На сцену вышел темноволосый юноша. Пианистка закончила вступление и он начал играть. Антон забыл всё на свете. Он слушает музыку всем своим существом, не чувствуя себя, не видя соседей. Скрипка особенный инструмент. Ведь она ближе всех инструментов к поющему человеческому голосу. Звуки скрипки не очень сильны, но они заполняют весь зал. Когда смычок взлетает вверх, на нём вспыхивает яркий блеск большой люстры. Высокая хрустальная нота чистого звучания и вспыхивающий луч неожиданно сливаются. Кажется, что звук и свет становятся едиными.

С этих пор ощущение высокой чистой ноты всегда будут сливаться у Антона с ощущением яркого сияющего света. Ещё раз мелодия взлетает вверх. У Антона захватывает дух, - и снова вспышка света на смычке, звук обрывается и замирает.
На сцену выходят другие исполнители. Теперь звучит Римский-Корсаков. Фантазия на тему оперы «Золотой петушок», потом Чайковский, Бетховен, Моцарт. Антон ждет выступления Заряны.
К роялю выходит девочка. У неё задорные и лукавые голубые глаза, как озёра, в которых можно плавать и плавать, светлые волосы и курносый нос. Обыкновенная девчонка. Тысячи таких бегут по утрам в школу с тетрадками и книжками. Антон волнуется за неё.

Прокофьев - «Фея зимы».
Вот девочка подняла скрипу, положила её на плечо. Её лукавое лицо стало в миг серьезным.
Зазвучала музыка. Где-то далеко-далеко пошёл снег. Мягкий, белый, пушистый. Он большими хлопьями падает на уснувший заснеженный лес, на озеро и поля. Чуть слышно падают снежинки, их шорох похож на музыку. Скрипнули полозья саней, белка пробежала по пушистой ветке, столкнула снежок. И сразу снег пошёл гуще, и санки уехали. Где-то далеко-далеко пропели, удаляясь, звонкие полозья.

Слышите, как хорошо зимой?! Слышите?!
Хрустит снег, скрипят деревья, и синие тени замёрзли в снег, и потрескивает лёд на озере и чуть слышен хрустальный звон колокольчика.

Зал слушает. И верит всему: и снегу, и зиме, и детской сказке. И всё это делает смычок в руке маленькой курносой девочки.
Заряна начала играть новую вещь. Мысли Антона далеко от концертного зала. У него в душе звучит своя особенная музыка. Он смотрит на девочку на её смычок, и она начинает подыгрывать ему. Зал наполняется прекрасной неземной музыкой. Всё вокруг заливается птичьим щебетом, пением неведомых птиц, шумом водопадов и игрой ярких радуг, праздником ликования музыки. Перекликание светлых сияющих звуков. Очаровательные сочетания, немыслимые в руках одного человека. Это играет голубоглазая девочка. Она играет музыку, которая звучит в душе у Антона. Их обоих переполняет счастье, общий момент творения.
Конец!

Антон вздохнул и как будто проснулся. Но он не аплодирует. Он ещё не совсем пришел в себя. Он ещё во власти музыки.
- Бис! Кричат школьники и студенты, и взрослые. - Бис! Бис!
Антон аплодирует вместе со всеми. Но вот уже погасли на эстраде огни. Нехотя уходит молодежь. Антон ждет Заряну.
- Ты так замечательно играла,- говорит он ей.- Ты играла мои любимые мелодии. Как ты могла догадаться, что они мне нравятся?
- Ты мне их передал мысленно, вот я их и играла. - Антон с недоумением смотрит на неё.

- Часто тебе передают мысленно мелодии.
- Нет, это первый раз. Твоя мелодия мне очень понравилась, и мне захотелось сыграть её для всех. Учитель попросил меня сыграть её ещё раз завтра у него дома. Мы положим её на ноты.
Антон с восторгом смотрит на Заряну.

- Спасибо тебе.
- За что?
- За хорошее настроение.
- Я не хотел, - испугался он.
- Всё в порядке. Это моя игра так повлияла на тебя. Ты радовался, и разноцветная положительная энергия наполнила весь зал. Тот, кто умел, тот увидел, а все остальные только наслаждались музыкой.

Антон облегчённо вздохнул.
- Я с родителями на днях уезжаю в Киев. Теперь мы будем там жить. Только иногда летом я дуду приезжать к бабушке в Днепропетровск. Если тебе будет грустно, ты всегда сможешь пообщаться со мной мысленно.

Был прекрасный весенний день, казалось, всё вокруг поёт. Солнце пело вместе с птицами свою солнечную весеннюю песню. Антон нёс скрипку. Они долго шли молча, но это было лёгкое молчание. Просто они шли, держась за руки, поглядывали друг на друга и улыбались. 

Сегодня снова выпал снег. В полдень он растает и потечёт звонкими ручейками. Антон идёт и слушает, как падают снежинки и снова слышит музыку. Выходит музыка рядом всегда и везде просто надо уметь её слышать. Спасибо Заряна за музыку.
- Это тебе спасибо за музыку, - мысленно благодарит его девочка. - Я прямо сейчас играю то, что звучит в твоей душе. Прислушайся и ты услышишь мою скрипку, и арфу, и орган, и колокола.

Антон настраивается и слышит мелодию, которую играет Заряна и которой полнится Земля.
- Какое счастье, что на свете есть музыка, - восклицает он, совсем не обращая внимания на то, что у него с Заряной необычное общение.

Продолжение следует.
http://www.proza.ru/2010/10/05/126


Рецензии
Какие всё таки необычные умные дети, да ещё стремящиеся учиться. Сейчас это большая редкость. А какие талантливые!

Татьяна Мишкина   04.01.2015 22:31     Заявить о нарушении
Когда я занята домашними делами, у меня в сознании всегда звучит музыка...
Или я включаю классическую музыку для себя... Все клеточки тела отзываются на её звуки...

Галина Польняк   05.01.2015 17:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.