За веру, честь и Россию!

ЗА ВЕРУ, ЧЕСТЬ И РОССИЮ!

Историю делают разные люди. Добрые и злые, честные и подлые, порядочные и непорядочные… Историю сохраняют только добрые и честные свидетели и летописцы.


 Год назад, 21 декабря 2009 года, в 6 часов утра, на 98 году жизни, в своем скромной домике в тунисском порту Бизерта скончалась Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн.

Она сделала много добрых дел и за это награждена орденами России, Туниса и Франции.
Ее волю выполнил Патриарх Московский и всея Руси.
Благодаря ей сохранены православные храмы: Александра Невского в Бизерте и Вознесения Христова в городе Тунис.
Президент России подарил ей свою книгу с дарственной надписью.
Мэр Парижа, ее ученик, часто навещал ее.
Тунисцы назвали ее «жемчужиной Бизерты» или просто «наша Бабу». Для многих тунисцев она стала учительницей и воспитательницей.
Русские военные моряки назвали ее «Бабушкой Русского флота», и когда корабли под Андреевским флагом заходили в Бизерту, она была самым почетным гостем на борту.
Проживя жизнь вдали от Родины, она сохранила в себе Россию.

88 лет она прожила вдали от России, в тунисском городе-порту Бизерта, куда пришла в 1920 году Русская эскадра, покинув родные берега Крыма, залитые кровью Гражданской войны.
22 декабря 1920 года первые русские военные корабли, эсминцы «Беспокойный» и «Пылкий» вошли в Бизерту.
23 декабря 1920 года, стоя на палубе парохода «Великий князь Константин», восьмилетняя девочка Настя с волнением и любопытством вглядывалась в незнакомый берег. Тогда она еще не знала, что Тунис станет для нее второй родиной. Тогда она еще не знала, что ей придется не раз подниматься на крутой берег Белого мыса, самой крайней точки Африки и шептать, глядя на север: «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, РОССИЯ!»
Россия услышала ее голос семьдесят лет спустя...
В 1997 годуАнастасии Алексндровне  был торжественно вручен в Посольстве России в Тунисе  российский паспорт.  Она , свято хранившая все, что было связано с Россией, русской культурой, русским языком, православной верой, стала гражданином России только на  77 году своей жизни. 

Ее судьба - это трудная судьба русской эмигрантки с паспортом «беженки». Всю свою жизнь она работала и работала, помогая своим родителям и детям, многим другим людям, нуждающимся в помощи и добром слове. Она написала книгу о Русской эскадре и своей жизни, куда вошло многое из того, что она рассказала тем, кто приходил к ней, в ее скромную обитель, кто посещал в Бизерте православный Храм-Памятник тридцати трем русским кораблям и их экипажам.

Ее верность родителям и долгу перед русской общиной в Тунисе удерживали ее вдали от Европы, куда уехали многие из тех, кто оказался в далеком двадцатом году на африканском береге. Она осталась в Бизерте. И она приходила на кладбище, где похоронен его отец, его товарищи, офицеры и матросы, их семьи...Здесь  мраморные разбитые камни напоминают о той страшной трагедии, которая началась для России в четырнадцатом году, когда разразилась, и не по вине русских, Первая война. И уже потом началась цепь таких событий, которая привела к тому, что многие русские оказались на чужбине.

Анастасия Александровна надеялась, что никогда больше не повторится с Россией то, что пришлось нашей Родине  пережить в двадцатом веке. Однажды она сказала: «Если бы я могла начать жизнь снова, я начала бы с молитв о том, чтобы русский никогда не поднял руку на русского, чтобы никогда человек на убивал человека и чтобы на Земле не было братоубийственных войн».

Рассказывая в своей книге «Бизерта. Последняя стоянка» и в фильме «Анастасия», ,Анастасия Александровна говорила, оглядываясь на свою прожитую жизнь: «Я ни о чем не жалею и не падаю духом. Судьба мне дала долгую жизнь и хорошую память. Надеюсь, что и обо мне останется добрая память».

Она многое нам успела сказать, но многое унесла с собой навсегда. Я вспоминаю ее рассказы, вижу ее  образ и слышу ее голос, записанные на видеокассеты, перечитываю рассказы  близких ей людей..

«Мы - русские, и, как каждый любит свою Родину, землю своих предков, так и мы с достоинством любим Poccию и народ русский. Эта любовь наша выражается и в стремлении понять изменения в жизни русских людей. Мы должны найти и в Прошлом, и в Настоящем те лучшие стороны, которые будут переданы будущим поколениям».

«Раз навсегда мы должны ясно понять, что новой Poccии мы ничего не можем дать, кроме любви».

«Для меня все пережитое — это урок, полный значения и богатый предостережениями.
Снова и снова я думаю о моих родителях, близких и дорогих мне людях, друзьях моего детства. Я стараюсь видеть их такими, какими они были в лучшие годы жизни, какими я их знала в счастливые дни. Я вижу их часто во сне, они приходят ко мне, и мы подолгу и увлеченно беседуем о том прекрасном Будущем, огни которого уже видны на далеком горизонте. И эти огни мне напоминают огни кораблей, которые не покидают родные берега, а возвращаются к ним после долгого плавания».

Я вспоминаю слова, которые Анастасия Александровна сказала 5 января 2008 года после первого просмотра полнометражного документального фильма «Анастасия», который мы снимали с ней в течение нескольких месяцев:
«Настоящее без Прошлого – это Настоящее без Будущего. В России живут новые поколения, вы видите, какие перемены уже произошли на наших глазах. Теперь русские люди страстно ищут свое прошлое и приходят ко мне, только чтобы услышать правдивый рассказ о случившемся. И вы знаете, что важно им, так это то, что они знают, что слышат слово искреннее, что я не могу не переживать и что каждый раз, когда я говорю о наших отцах, я хочу, чтобы нить с Прошлым не прервалась. А мы так надеялись, что русские дети будут снова искать историю своей страны и тысячелетнюю культуру России.
Надо, что бы кто-то, хоть один человек в нужный момент оказался на нужном месте, чтобы эта цепь не прервалась.
Мне наверняка дана для чего-то длинная жизнь, потому что даже и Пушкин говорит:
«Недаром многих лет свидетель
Господь меня поставил
И книжному искусству научил…»
Я очень, очень тронута фильмом, и очень хотела бы, чтобы этот фильм, который вы сделали, вы смогли показать в России... Так что я желаю очень много успехов фильму!»

Память об Анастасии Александровне Ширинской-Манштейн, ее книги, ее фильмы будут всегда с нами!

Дорогая Бабу!
Спасибо за твою любовь к России, спасибо за веру и верность, спасибо тебе за все, дорогая и любимая Анастасия Александровна!
Ты остаешься с нами, в наших просветленных тобой сердцах, в наших добрых делах, благословленных тобой!
Ты сохранила и донесла до нас голоса наших дедов и бабушек, ушедших поколений.
Мы будем верны твоим заветам, заветам наших предков!
Мы никогда не скажем с болью в сердце: ОНИ БОЛЬШЕ НЕТ!
Мы скажем с гордостью: ОНИ С НАМИ!
В часы радости и в дни печали они будут с нами. И мы не посрамим их память.
Мы отстоим и сохраним, как и они отстояли и сохранили, Веру, Честь и Родину!


Рецензии