Креативотерапия собственно рукоделие

Креативотерапия: собственно рукоделие.
Все внешние факторы, описание ранее, имеют одну цель  - сделать максимально приятным процесс творчества.  А само творчество может быть разнообразным: стихи, проза, музыка, живопись, ваяние во всех его разновидностях. Тут каждый педагог – хозяин ситуации, основная идея – научить ученика самовыражаться через рукоделие и творчество.
По своему опыту считаю более верным проводить с учениками мастер-классы, законченные занятия, в конце каждого из которых ученик получает готовую работу.
Второй момент: педагог креативотерапии должен по возможности разнообразить предлагаемые мастер-классы, изучать новые техники и хитрости, чтобы каждый раз ученик получал новые знания (а не вариации на тему), чтобы занятия были захватывающими для каждого участника.
Вот варианты мастер-классов, которые предлагаю я в курсе креативотерапии:
1. Декупаж на шкатулке, обратный декупаж на тарелке.
2. Роспись чашки акрилом.
3. Роспись вазы витражными красками.
4. Батик: краски на шёлке.
5. Роспись футболки.
6. Авторские украшения: сутаж, камни, бисер.
7. Древо жизни: бисер с проволокой.
8. Мозаика из теста.
Возможна вариативность, но каждое занятие несёт принципиально новую информацию. Тут же учитываются пожелания и состав группы (Если роспись футболки группе видится банальной, можно предложить роспись зонта и т.д.).
Экономически выгодно педагогу максимально растянуть число занятий, но в нашем случае такое отношение не приемлемо. Ученик сам почувствует, когда он может "творить" самостоятельно. Задача педагога – показать красоту творческого процесса, "заразить" творчеством ученика, и тогда его миссия закончена.
Мне нравится использование такого приёма: я в начале мастер-класса показываю ученику готовую работу, а потом мы поэтапно создаём нечто сродни. Помню, на выставке женщина, боявшаяся взять в руки краску, под моим руководством расписала чашку мелкими цветами сакуры и пришла от этого в такой восторг, что это, оказывается, совсем не сложно, что она и не думала, что получится…
Психиатрический эффект творчества детально описан в труде М. Е. Бруно "Терапия творческим самовыражением". Я резюмирую его труд: оказывается, креативотерапия является не только средством для релаксации, "отвлечения", реабилитации (я постоянно использую это слово в прямом значении как восполнение способностей), но и мощным психотерапевтическим методом, излечивающим серьёзные отклонения в психике. По его мнению, "терапия увлеченностью, творчеством, способствуя творческому развитию, обогащению личности, порой может не только восстановить (сохранить) индивидуальную и общественную ценность пациента, но поднять ее (вместе со здоровьем) на новый, более высокий уровень… Поэтому терапия увлеченностью, творчеством по существу выходит за рамки реабилитационного направления" . Творчество может придать смысл жизни, вернуть вкус к жизни, самореализацию, а значит, возвести человека на социально значимый уровень.
И тем более для людей без (явно выраженных) психических отклонений занятия креативотерапией могут помочь обрести чувство собственной значимости, уверенности в себе, развить фантазию, которая поможет "разруливать" творчески любую критическую ситуацию.
Да и просто, если человек порадует близких рукотворными подарками, разве не улучшит это его отношения с отдельными представителями общества и со всем обществом в целом?...
В этом я вижу суть метода креативотерапии.


Рецензии