О грамматике и совести

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ “МИТРОФАНУШКИ” или НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ, А ХОЧУ ЖЕНИТЬСЯ, МОЖНО НА АННЕ СЕМЕНОВИЧ
Итак, русский язык в Казахстане уже свыше 20 лет не является государственным.
Оставив это без комментариев, ограничимся только фактами.
1. Берем в руки “Тесты. История КАЗАХСТАНА. Абитуриент! Знай! Повтори! Запомни!”Издано в Алматы (сохраняю написание оригинала, а не Академии наук России) издательством “Ана тiлi” в 2002 году. Составитель- Ш.Рахимбекова. Для тех, кто еще не выучил государственный казахский язык в должной степени, сообщаю, что “Ана тiлi” дословно переводится как “Материнский язык”. Литературный перевод - “Родной язык”.
Итак, страница 3, вопрос 1:
“1. Когда впервые появился первый человек на Земле?”
А когда впервые сделали первую стилистическую ошибку на Земле ?
Страница 4, вопрос 13:
“13. С кем царь Кир потерпел поражение?
а) с китайцами                в) с греками
б) с гуннами                г) с саками  “
Жирным курсивом выделен правильный ответ. Только что-то не совсем понятен сам вопрос, вышеперечисленные народы были противниками или союзниками царя Кира? Ведь в вопросе № 14 “С кем воевал Александр Македонский...” такого недоумения не возникает.
Страница 5, вопрос 21:
“21. Кто возглавил войска Золотой Орды в сражении с русскими?
а) Токтамыс                в) Едигей
б) Батый                г) Когай”
Кстати, а в каком сражении? Если взять историю Руси, то сражений с Золотой Ордой , начиная с битвы на реке Калке (впрочем, тогда, при жизни Чингис - хана,  еще не существовало само название Золотой Орды- Джучиева улуса) или 1237 года - нападения на Рязанское княжество - по 1480 год - стояние при реке Угре - сражений насчитывалось не один десяток. А ханы Батый и Тохтамыш возглавляли нашествия на Русь в 1237-1240 и 1382 годах соответственно. Как правильно ответить?
Страница 5, вопрос 23.
“23. Какой город выдержал 6 месячный штурм монголов?
а) Сайран                в) Отрар
б) Ясса                г) Баласагун”
Честно говоря, город Отрар был взят войсками монголов после 6 - месячного штурма, несмотря на героизм его Защитников (честных воинов не грех помянуть и с большой буквы). 6- месячный штурм, к сожалению, Отрар не выдержал, а пал после героического 6- месячного сопротивления.
Страница 6, вопрос 29.
“29. Как называлось государство возникшее после распада Золотой Орды?”
Если Вы, читатель, не обнаружили запятую, то это ошибка не корректора газеты. Для издательства “Ана тiлi” напомним, что причастные обороты, стоящие ПОСЛЕ подлежащего, выделяются ЗАПЯТЫМИ.
Страница 10, вопрос 56.
“56. Кто воплотил в жизнь идею присоединения с Россией и когда?”
А что означает “присоединение с Россией” ? Или это фраза из учебника о половом воспитании? Может быть, “присоединение к России”?
Страница 10, вопрос 58.
“58. Кто подписал грамоту о присоединении Младшего жуза к России?
а) Петр I                в) Николай I
б) Екатерина II                г) Анна Иоановна”
Но отчество императрицы Анны пишется “Иоанновна”.
Страница 12, вопросы 71 и 72.
“71. Годы национально- освободительного движения Исатая Тайманова?
 72. Где началось освободительное движение И.Тайманова?”
Вообще-то И. Тайманов возглавлял национально - освободительное движение, а не был борцом одиночкой. “Под руководством”?
Страница 13, вопрос 79.
“79. Чем занимался Ы.Алтынсарин?
а) Научная деятельность
б) Просветителськая деятельность
в) Историческо-исследовательская деятельность”
Интересно, если издательство “Ана тiлi” назвать “просветителським”, то его коллектив обидится или нет? А за великого казахского педагога и просветителя Ибрая Алтынсарина обидно, как и за “историко- исследовательскую деятельность”, а не “историческо -исследовательскую”.
Страница 14, вопрос 87.
“87. Результатом каких событий является царский указ 5 июня 1916 г.?
а) начало национально-освободительного движения
б) мобилизация войск
в) сдача скота
г) сбор пошлин”
А не наоборот, царский указ ОТ 5 июня 1916 года вызвал национально-освободительное движение ? Уточните, будьте любезны.
Страница 15, вопрос 90.
“90. Противники партии “Алаш”:
а) Анархисты                в)Большевики
б) Меньшивики                г) Кадеты”
Правильно- “меньшЕвики”. Да и при перечислении в подпунктах после двоеточия слова надо писать с маленькой буквы, а сами подпункты отделять точкой с запятой. Да если еще учесть, что меньшевики были долгое время в союзе с большевиками , а также и с анархистами (как и большевики). Спасибо, что составитель не вспомнила левых эсеров, которые в начальный период после Октябрьского переворота 1917 года также были в союзе с большевиками. Вопрос-то не из простых. Кстати,  Нестора Махно был награжден орденом Красного Знамени №2 !
Страница 15, вопрос 91.
“91. Когда образовалась КазАССР?
а) 1921 г.                в) 1922 г.
б) 1920 г.                г) 1928 г.”
И опять вопрос не из простых. Первоначально автономная республика называлась “Киргизская АССР”. Какую дату имеет смысл ставить : образования Киргизской АССР в составе РСФСР или дату возвращения правильного исторического названия?
Страница 15, вопрос 93.
“93. В каком городе была установлена Советская  власть?
а) Туркестан                в) Верный
б) Перовск                г) Оренбург”
Честно говоря, во всех этих городах рано или поздно Советская власть была установлена. В чем суть вопроса ?
Страница 16, вопрос 98.
“98. Когда Алматы стала столицей?”
Вообще-то столицу Казахской ССР по-русски называли “Алма-Ата”. Раз уж тесты приводятся на русском языке, то зачем вносить путаницу ? И как называть Алматы: “стал”, “стала” или “стало”?
Страница 16, вопрос 99.
“99. Какое высшее учебное заведение было основано впервые в Алматы и когда?”
А не лучше ли сформулировать вопрос так:” Когда и какое высшее учебное заведение впервые было основано в Алма-Ате?”
Страница 16, вопрос 100.
“100. Годы сталинской репрессии?
а) 1937-1938 г.г.                в) 1937-1939 г.г.
б) 1935-1937 г.г.                г) 1936-1938 г.г.”
Вот это новость ! Не было ни процесса Промпартии, ни репрессий после убийства С.М.Кирова, ни "Ленинградского дела", ни “Дела врачей”. Товарищ составитель ! Сталинские репрессии продолжались весь период правления тов. И.В.Сталина. Кстати, голод на Украине, в Казахстане и т.д. - это тоже разновидность репрессий. А раскулачивание ! А выселение народов по время и даже после (греки) Великой Отечественной войны! А борьба с генетикой и кибернетикой ! А по - Вашему получается, что была одна- единственная репрессия в 1937-1938 гг. И обратите внимание, как я написал сокращенно года!
Страница 16 (что-то совсем не повезло этой многострадальной странице, а работа еще не закончена), вопрос 102.
“102. Начало Второй Мировой Войны?”
Не слишком ли много заглавных букв?
Страница 17, вопрос 104.
“104. В каком городе была сформирована Панфиловская Дивизия?
а) Акмола                в) Костанай
б) Алматы                г) Семипалатинск”
Вообще-то при формировании 316 -й ( впоследствии- 8-й гвардейской ) дивизии генерал-майор Панфилов был жив, а почетное наименование гвардейской и Панфиловской она заслужила в битве под Москвой в 1941 году. Да и наименование воинского подразделения (дивизия) пишется с маленькой буквы. А город назывался на русском языке в те времена - Алма-Ата.
Страница 17, вопрос 106.
“106. Кто сбил 37 вражеских самолета вовремя ВОВ из казахстанцев?”
Итак, “во время” - пишется отдельно, “37 вражеских самолетов”, а не “самолета”, и что это за “ВОВ из казахстанцев”? Или Вы, автор и издательство,  полагаете, что некто сбил 37 самолетов “вОвремя “(ударение на букву О) ? Не лучше ли было так:” Кто из казахстанцев во время ВОВ лично сбил 37 вражеских самолетов?” Тогда сразу бы и правильный ответ: Сергей Данилович Луганский, уроженец Алма-Аты, Дважды Герой Советского Союза. И сбил он лично 37 вражеских самолетов, а 6 или более - в составе группы.
Страница 17, вопрос 107.
“107. Казахстанец установивший флаг на Рейхстаге?”
Опять нет запятой перед причастием “установивший”. Да и Знамя Победы было установлено НАД рейхстагом. Если кто-то установил флаг в окне первого этажа, то это тоже будет “флаг на...” Зачем же подвиг принижать ? Если хотите быть “архитектурно” точными, то “на куполе...” Кстати, слово “рейхстаг” в Энциклопедии Великой Отечественной войны пишут с маленькой буквы...
Страница 17, вопрос 110.
“110. Сколько человек дважды получили звание Героя Советского Союза в Казахстане?”
Звание Героя Советского Союза в Казахстане не получали и не давали : это была союзная награда. Грамотно: “Сколько казахстанцев дважды были удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне”.
Господа издатели! Госпожа составитель! А не стоит ли получше относиться к заслуженным участникам войны? Согласен, и Маршал Советского Союза Лаврентий Павлович Берия был Героем Советского Союза. Но зачем же из-за одного так относиться ко всем? Был бы сейчас на карте мира независимый Казахстан, если бы в 1941- 1945 гг. люди, строки о которых Вы не удосужились отредактировать сами или отдать на проверку кому- либо грамотному, не щадили своих жизней в борьбе с мировым злом?
И если герои типа Л.И. Брежнева звание Героя получали к юбилейным датам, то можно ли отнести такие слова к Дважды Героям Советского Союза ?
Страница 19, вопрос 118.
“ 118. Дата принятия деклорации о Независимости Казахстана ?”
Грамотные люди пишут: “Декларация Независимости”.
Но перевернем 2 страницы и посмотрим на вопрос 139.
Страница 22, вопрос 139.
“139. Когда была принята Деклорация о Независимости Республики Казахстан?”
О грамотности смотрите выше. Но насколько грамотно составлены или напечатаны тесты, если один и тот же вопрос повторяется по сути дела два раза на разных страницах, причем тиражируются грубые грамматические ошибки ?
Но возвратимся на  страницу 19. Демонстрация “грамотности “ не закончена.
Страница 19, вопрос 119.
“119. Когда произошли “Декабрьские события”?”
Написано в кавычках и с большой буквы.
         Страница 19, вопрос 120.
“120. Участник декабрьских событий получивший звание Халык Каhарманы?”
А как правильно писать, называя декабрьские события, в кавычках и с большой буквы или по правилам русской грамматики? Неужели через две строчки на одной странице нельзя посмотреть на правильное написание? А где запятая перед “получивший”? А где кавычки, в которые надо заключить “Халык Каhарманы”- наименование звания народного героя ?
Страница 19, вопрос 122.
“122. Когда было сформировано антиядерное движение “Невада-Семипалатинск” и кто ее возглавлял?”
Вообще-то “движение”- ОНО, среднего рода. Надо бы - “его возглавлял”, да и перед буквой И, разделяющей два простых предложения в вопросительном сложносочиненном предложении, надо бы поставить запятую. Если второе предложение относится к шатату Невада, то извините, фамилия губернатора штата мне неизвестна. А Вам ?
Страница 19, вопрос 124.
“124. Какими по счету были выборы президента проведенные 11 декабря 1991 года?”
Нет запятой перед словом “проведенные”. Кстати, если “Конституция”, “Республика” и т.п. пишутся в тестах с большой буквы, то чем Вас обидел Президент Казахстана ? Может быть, Его должность в столь официальных тестах по истории Казахстана тоже следует писать с большой буквы? Не дай Бог, очередной академик или профессор от национализма на Вас в суд подаст за оскорбление чести и достоинства...
Страница 20, вопрос 125.
“125. Кто из приведенных ниже является одним из авторов гимна ?
а) Ф. Онгарсынова                в)Ж.Дарибаева
б) А.Бактыгереева                г) К . Ахметова”
А теперь сравним с вопросом 130 на той же странице:
“ 130. Авторы гимна?
а) К. Кумесбеков, М. Сагатов, Г. Жубанов
б) М.Толебаев, Л.Хамиди, Е. Брусиловский
с) Е.Хасангалиев, Ш. Калдаяков, С. Мухамеджанов
г) Н. Тлендиев, А. Еспаев, А. Бейсеуов”
Не стоит ли сформулировать вопрос точнее, кто из вышеупомянутых достойных людей поэт, автор текста, а кто автор музыки ?
И откуда взялась буква  С вместо В в перечислении ответов на вопрос 130 ?
Да и вообще, какой страны гимн ?
Страница 23, вопрос 148.
“148. Какой год ЮНЕСКО обьявило годом Г.Мусрепова ?”
Если подумать, то надо писать через твердый знак: “объявило”.
Страница 23, вопрос 150.
“150. Когда прошел первый Евразийский медиа-форум в Алмате?”
Кстати, а на каком языке названа бывшая столица Казахстана ? Если на русском литературном языке, то надо писать “в Алма-Ате”, в соответствии с нормами, устанавливаемыми  Академией наук Российской Федерации. Если на “новоязе”, то надо бы написать “в Алматы”.
Вопросы к редактору Ж. Майлайсарину и техредактору (так в книге!) Д.Омаргалиевой (впрочем, в ее фамилии буква Г написана с черточкой посередине, но в преклонного возраста компьютере автора статьи казахский шрифт не установлен.).
1.КАК ВЫ РЕДАКТИРОВАЛИ ЭТО УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ?
2. КТО БЫЛ КОРРЕКТОР ?
3. В ДРУГИХ УЧЕБНИКАХ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ, ВЫПУЩЕННЫХ ВАШИМ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ, ТАКОЙ ЖЕ УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ?
Подсказка.
2. Математика (тесты). Сост. С.Ш. Жаксымбетова. Алматы. ТОО “Издательство “Ана тiлi”, 2001 г. 24 стр.
Из аннотации:” Большой знаток по предметам математики, предлагает примерные тесты для абитуриентов.” На обложке :”Думай ! Решай! Повтори! Запомни !”
Страница 7, задание 47. “Площадь ткани израсходованной на пиджак, брюки и жилетку, относятся как 7:5:2.”
“ПлощадИ ... относятся”!  Да и запятую перед “израсходованной” не забудьте поставить .
Задача 48 на той же странице:” Восемнадцатипроцентный раствор соли массой 2 кг разбавили стаканом воды (0, 25 кг). Какой концентрации в процентах в результате был получен?”
Может быть, “... раствор какой концентрации (в процентах) ...“ или “...раствор какой процентной концентрации...” ?
Задача 63 на странице 9.
“Найти скалярное произведение векторов
_    _     _     _                _     _     _      _
a =2i +3j -4k   жЭ не     b =   i - 2j   + k “

Зачем в изданной на русском языке книге союз “и” заменять его переводом на казахский язык, причем только в одной задаче?
И разве нельзя назвать отличника просвещения (а не “отличницу”, все-таки звание, пусть и несколько в сторону привилегий мужского пола, звучало как “отличник просвещения...”) Казахской ССР, кавалера ордена Трудового Красного Знамени просто “ просто “большим знатоком математики”, без всяких “по предметам” ? Да и название ордена не нужно было брать в кавычки. Не было принято в грамматике русского языка названия ряда отечественных орденов писать в кавычках. Пример :” Ордена Трудового Красного Знамени издательство “Просвещение””.
ПОВТОРЯЮ ВОПРОС. А НАСКОЛЬКО ГРАМОТНО ИЗДАНЫ ДРУГИЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ?
А что это мы все про грамматику и ТОО ? Сделаем исторический экскурс.
3. У Адольфа Гитлера был личный референт- историограф Генри Пикер (иногда фамилию пишут с двумя буквами К). Его обязанностью было записывать для истории все высказывания бесноватого фюрера, его застольные беседы. Однажды Гитлер “порадовал” своих слушателей (стенографистки даже устанавливали между собой очередь выполнения неприятной повинности - выслушивать всю ту чепуху, которую с важным видом изрекал этот параноик, не смущаясь поздними ночными часами) следующей тирадой :” Знания русских, украинцев, киргизов и т.д. , их умение читать и писать нам только во вред. Ведь это позволило бы более способным среди них умам выработать определенное знание истории, а тем самым прийти к некоторым политическим идеям, острие которых постоянно направлялось бы на нас. Гораздо лучше установить в каждой деревне радиогромкоговоритель, чтобы таким образом рассказывать людям всякие новости и давать им развлекательный материал, нежели делать их способными к приобретению политических, экономических и тому подобных знаний. ... Ведь веселая музыка стимулирует радость труда.”(Книга “Застольные разговоры Гитлера”)
Интересно было бы почитать в редакции А.Гитлера проект закона о средствах массовой информации РК. Впрочем, в советские времена в ходу был лозунг: ” Националист - родной брат фашиста.”
Предостерегаю читателей газеты от бессмысленных обвинений авторов цитированных выше учебных пособий  и редакторов в национализме или службе фашизму.
Но стоит задуматься, не приведет ли в Казахстане утрата русским языком статуса государственного к возрастанию и тиражированию безграмотности населения ?  И почему в некоторых ныне суверенных государствах , ранее входивших в состав СССР, не только закрывают русские школы, активно вытесняют русский язык из сферы официального применения, но и , на радость зловонному  духу сдохшего Гитлера, чествуют бывших эсэсовцев ? Есть ли связь между этими событиями ? Президент России полковник В.В.Путин, выступая в Бухенвальде , твердо осудил национализм и фашизм.
Много эмоций ? Отставить эмоции !
4. Цитирую Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. № 2200 “О лицензировании” (с изменениями по состоянию на 10 июля 2002 г.)
“Статья 10. Лицензирование видов деятельности, связанной с обслуживанием граждан и юридических лиц.
Лицензированию подлежат следующие виды деятельности, связанные с обслуживанием граждан и юридических лиц:
... 10-2) деятельность по изданию учебников, учебно-методических комплексов, электронных учебников и дополнительной учебной литературы для организаций образования.”
Получается, что ТОО”Издательство “Ана тiлi”” работает по лицензии. А все остальные учебники и учебные пособия, изданные данным ТОО к настоящему времени на государственном и русском языках , не содержат ли они ошибок ?
И если ТОО тиражирует книги с грубыми грамматическими ошибками, то не следует ли депутатам, прокурорам и акимам различных уровней, чиновникам областных департаментов образования и Министерства образования РК  поставить вопрос перед судом об отзыве лицензии у данного ТОО или иной организации, куда данное ТОО может входить и на основе лицензии которого работать?
5. Поэтому редакция газеты приглашает всех, кому дороги казахский и русский языки , присылать ксерокопии с ошибками в школьных и вузовских учебниках, учебных пособиях. Дадим депутатам всех уровней возможность показать себя не на словах, а на деле защитниками просвещения, казахского и русского, а также других языков народов Казахстана.
6. Один журналист- патриот говорил, что каждая статья в газете, каждая книга должны быть написаны так, чтобы Президент Казахстана, прочитав ее, мог сказать :” Верной дорогой идете, товарищи !”
Какой дорогой ведут данные учебные пособия?


Рецензии
Сегодня запоем читала Ваши тексты...
И вдруг вспомнились замечательные слова Жан Жака Руссо: "Ничего могучего, ничего великого не может выйти из-под продажного пера".
Сила Ваших произведений, их накал и острота в том, что Вы, Петр, НЕ ПРОДАЖНЫ. Вы неподкупны, Вы не идете на поводу у публики, Вы - честны в каждом своем слове.
А самое главное - препарируя нарывы действительности, Вы не занимаетесь, чем грешат некоторые на Проза.ру - злобным критиканством, злопыхательством, издевками. Напротив - Вы и пишете-то о болевых точках потому, что и душа болит, и за простой народ (независимо от национальной принадлежности) обидно. Вот и хочется Вам достучаться до людей...
С уважением и благодарностью за принципиальность и честность, Ольга

Ольга Анцупова   09.12.2011 15:50     Заявить о нарушении
Читали тексты? А Онфимия в зятья не желаете? ("Письмо Анне Семенович")Да и пишу в свободное от работ и забот время...Но высокая оценка Супруги Кавторанга, Подполковницы и Мамы Екатерины Ольгиной более, чем льстит...Спасибо, будущая Теща Адмирала! Статьи о питании Доктора Ангелины Моисеенко, умницы и красавицы, читали? Гораздо полезнее. Петр

Петр Батов   09.12.2011 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.