Очерки

Самый русский
Очерк
1
 В 1968 году мне, студенту заочнику  второго курса исторического факультета Томского  госуниверситета, было предложено написать курсовую работу, в которой показать факторы, которые сближают народы разных национальностей,  способствуют их сплочению в дружную семью народов СССР.
    Попытался я тогда ответить на поставленный вопрос в работе «Национальные и интернациональные части Красной армии в годы Гражданской войны в СССР». С большим трудом написал я свою курсовую, получил отличную оценку и предложение работать над темой дальше. Отказался я от предложенной уже хорошо «пропаханной» темы  из-за того, что не ко всем архивам можно было получить  допуск в те времена, а в открытых  источниках изобиловали только общие фразы и ничего конкретного не содержащие документы. Занялся я до окончания университета изучением  гражданской войны в Сибири и армии адмирала Колчака. Меня допустили к богатейшим закрытым фондам научной библиотеки университета.  При необходимости, университет гарантировал  направление меня в любой архив СССР.  Само – собою, разумеется,  у меня тогда возник вопрос: «Вооруженные силы контрреволюции изучать можно, а воинов интернационалистов в составе Красной армии нельзя? Почему?» Никто тогда не ответил мне на этот вопрос.
     Очень обострился вопрос межнациональных отношений в  СССР с конца восьмидесятых годов, остро он стоит и в России со дня  нашей самостоятельности.
    Все эти годы я искал и ищу ответ на поставленный мне студенту вопрос.  Писал я на эту тему в годы развала СССР в ульяновской периодике. Не без страха  задавал мои вопросы грузинам на проспекте Руставели ровно через год после известных  там событий 9 апреля  1989 года.      В гостеприимном городе Карабах Азербайджана в те же дни я долго беседовал со стариками в тени прекрасного парка в центре  городка, с таксистом, с молодым начинающим бизнесменом хозяином кафе. Все мои собеседники азербайджанцы были тогда обеспокоены лозунгами набиравшего в этой республике силу «Народного фронта» о независимости. Недоумевали все они зачем надо отделяться от России.
    Много о наших отношениях я беседовал с жителями города - курорта Трускавец Львовской области Украины в 2006 году. Однажды во время моей прогулки по улочкам старого Трускавца мне повстречался уже не молодой мужчина. Увидев незнакомца, он подошел ко мне и спросил, что или кого я ищу. Узнавши, что я отдыхающий и совершаю прогулку, он поинтересовался, откуда я приехал и чем болею. Когда я ответил, что приехал из России лечить целебной водой Трускавца почки, гуцул воскликнул: «О! Россия!» Затем положил свою левую руку мне на поясницу, повернулся к недалеко стоящему католическому храму и стал молиться о моём здравии. А я, ошеломлённый, стоял  и вытирал платком промокшие глаза…
    В 2008 – м году, мой друг и одноклассник, чтобы убедительнее ответить на мои вопросы о взаимоотношениях русских и калмыков, устроил для меня и моих сыновей целую экскурсию по моему родному городу Элиста.
     Ульяновск – многонациональный город. Татары, чуваши, немцы, евреи, украинцы, азербайджанцы и многие другие народности, мирно живут на берегах Волги. За 28 лет здесь моего проживания многие из них были моими сослуживцами, коллегами по работе, соседями, друзьями и приятелями. На разные темы приходилось беседовать со многими из них. Не было необходимости задавать им вопросы  на  волнующую меня тему. Мнение всех их на мой извечный вопрос мне ясен  сам - собою.
2
     Недавно познакомился я с профессором Евгением Николаевичем Миллер. Необычная судьба этого уже немолодого человека не оставила меня равнодушным, заставила ещё раз вернуться к непростой  волнующей меня теме,  ещё раз углубиться в вопрос межнациональных отношений.
     Родился Евгений Николаевич в г. Покровске (г. Энгельс  с 1931 года) Саратовской области в 1929 году в семье учителя. Его деда звали Николас Миллер, а отца в 1896 году    назвали    Николаем.  Уже в те времена немцам в России приходилось, как говорят, ухо держать  востро и называть детей на русский лад.
    Как известно, с началом ВОВ в 1941 году республика немцев Поволжья была ликвидирована, а все её жители немцы были депортированы в Сибирь и Казахстан. Семья Миллер была направлена   в с. Кокши Грязнухинского района Алтайского края.  Отца и старшего брата в январе 1942 года направили в трудармию в Молотовскую     область (г. Молотов ныне г. Пермь). Вскоре в трудармию забрали и больную маму.          
        Проучился в 6 классе Женя Миллер чуть больше двух недель и пошел работать в колхоз – надо было зарабатывать на пропитание.  Отец Евгения Николаевича в трудовой армии погиб. Старший брат и мама вернулись инвалидами.  Евгений Николаевич в колхозе работал простым рабочим  до 1950 года. Колхозный бригадир, хорошему работнику однажды  сказал: «Ты у нас умный, тебе надо учиться». 
     Экстерном Евгений Николаевич сдал за семилетку и подал заявление в Барнаульский техникум советской статистики.  Ехал сдавать вступительные экзамены под конвоем коменданта, который не советовал молодому человеку поступать в техникум статистики. Посоветовал доброжелательный конвоир поступать в  педагогическое училище.
      После успешно сданных вступительных экзаменов в техникуме статистики Евгений Николаевич взял справку о полученных оценках и понёс заявление в училище педагогическое. Там обрадовались единственному абитуриенту мужского пола и зачислили в студенты. С утра студент Миллер был на занятиях, а после   зарабатывал себе на хлеб фотографом. После года учёбы на очном отделении Евгений Николаевич переводится на заочное отделение и по направлению отдела Образования края едет работать учителем немецкого языка в среднюю школу большого села Топчиха. Немец по национальности, немецкого языка  до поступления в педагогическое училище и подготовки к сдаче экзаменов за семилетку, он не знал вообще.  Обучая детей, приходилось кропотливо изучать немецкий самому. Ему сразу дали обучать пять пятых классов.
    Проработал в той средней школе Евгений Николаевич 13 лет. За это время он заочно окончил Педагогическое  училище, факультет русского языка и литературы Барнаульского педагогического института и факультет иностранных языков Иркутского педагогического, изучая немецкий язык. Получил почётное звание «Отличник просвещения РСФСР».
     После этого переехал в г. Алма-Ата  преподавателем немецкого языка в школе и там же окончил высшие педагогические курсы института иностранных языков. Совершенствование немецкого языка, молодой педагог продолжал. По окончании курсов получил место преподавателя немецкого языка в педагогическом институте г. Целинограда. Там Евгений Николаевич получил степень кандидата наук, стал доцентом, заведующим кафедрой.
      Шел 1983 год, а гражданину СССР, страны «победившего, развитого социализма», но немцу по метрикам, стало неуютно в многонациональном Казахстане. И он в тайне от ректора института, который мог использовать любые средства, чтобы воспрепятствовать уходу ценного специалиста,  стал подыскивать равноценное место работы в другом регионе. Получил приглашение в несколько вузов страны, и выбрал Ульяновский педагогический. Здесь у нас был встречен с широкими объятиями: получил кафедру, квартиру, всю необходимую помощь и поддержку руководства вуза и коллектива.      
    32 года Евгений Николаевич проработал в Казахстане: по 16 лет в Алма-Ате и Целинограде, 16 лет проработал, став в 1992 году профессором  в Ульяновске. Сейчас трудится  главным редактором газеты «Рундшау» («Обозрение»), которую учредил в 1989 году. В том же году в Москве проходил  конгресс российских немцев, и было учреждено общество немцев России. Евгений Николаевич с помощью и при поддержке Ю.Ф. Горячева в Ульяновске создаёт  филиал этой организации.

3
    Только 5 классов начальной школы, да один курс техникума  нормального образования получил Евгений Николаевич от скорее мачехи, нежели матери-родины,  да с  ранних лет сиротство. К вершинам науки пробивался самостоятельно, ценой неимоверных усилий и старания. Везде, где бы он ни учился, где бы ни работал, он выкладывался по полной. Его ценили, как специалиста, как труженика. Если бы Евгений Николаевич сегодня нацепил на  свою грудь все медали и почётные знаки, то получился бы, как говорят, отличный «иконостас».  Но к своим восьмидесяти годам никаких богатств он не заработал. Много раз  посещал Германию, бывал даже в Америке. Последнюю, российский профессор посетил на средства собранные госпожой Де Боер, пожелавшей, чтобы этот великий труженик  отдохнул, полюбовался красотами Калифорнии.
     Известно сколько бывших наших соотечественников самых разных национальностей покинули Россию. Германия многие годы осуществляла программу переселения  немцев России в свою страну. Покинули  родину тысячи и тысячи учёных, рабочих и служащих, выпускников ВУЗов, бывших военных, врачей и учителей. Неустроенность быта, трудности получения приличного образования, невозможность реализовать свои способности и возможности в науке и бизнесе, безработица и многие другие причины вынудили подавляющее большинство из них искать счастья на чужбине.
      Получал приглашения переехать в Германию и даже в США и  Евгений Николаевич.  Ему предлагали прекрасную работу, все условия для  занятия любимой наукой. В 2005 году бывший тогда президентом  Германии  Хорст Кёлер наградил, а посол Германии в России фон Плёц вручил Евгению Николаевичу орден «За особый вклад в развитие российско–германских культурных связей». Посольство Германии предложило Евгению Николаевичу на выбор три города, где посол готов вручить ему орден: Самара, Ульяновск и Энгельс. Награждённый выбрал свою родину - Энгельс.
    Медаль Ульяновской области «Дружбы народов» номер один, получил  из рук главы нашего региона С.И. Морозова профессор Е.Миллер.
    Евгений Николаевич страстно любит немецкий язык – это  сфера его научных исследований. Около 20 монографий, учебников и учебных пособий написаны, и изданы им на немецком языке. От журналистов редакции он требует на работе говорить только на немецком.    На проходившей в 1992 году в Саратове конференции  немцев России, все  выступали на русском языке. Поднявшийся на трибуну Евгений Миллер заговорил на немецком. Из зала стали раздаваться возгласы, чтобы он говорил на русском: «Мы ничего не понимаем! - кричали из зала немцы Поволжья, - говори на русском!».  Но выступавший на русский так и не перешел.
     И,  казалось бы, что этот человек должен был бы рвануть в благополучную, цивилизованную Германию при первой возможности. Там ему гарантирована спокойная, обеспеченная старость, возможность заниматься любимой наукой, слышать только немецкую речь. Но,   он остался в России.
   На мой естественный вопрос, «почему», Евгений Николаевич ответил: «Родина у человека бывает только одна. Здесь жили мои предки, здесь я родился и прожил нелёгкую жизнь, здесь я и остаюсь навсегда. Там хорошо, но там я чужой, те богатства и благополучие созданы не мной, и мне там делать нечего».  Это сказал убелённый сединами учёный, который первые шаги к знаниям делал  буквально под конвоем.
     Не без сожаления покинули Россию и многие мои  знакомые. Все, как правило, в виду крайней нужды.
        Окончивший несколько лет назад наш Ульяновский педагогический университет, один  знакомый мне юноша, несколько лет жил на четверть ставки преподавателя того же ВУЗа. Он прекрасный поэт и литератор. Издал в Ульяновске на свои гроши замечательный сборник своих стихов. Вот  и всё, чего он смог достигнуть здесь у нас. Проживая ныне в Финляндии, он редактирует в русскоязычном журнале поэзию, участвует в международных конкурсах литераторов и получает нешуточные по нашим меркам премии за свои стихи. А душа поэта, корни его творчества остаются здесь, в России. Он по России тоскует, ежегодно нас посещает, а жить и творить имеет возможность на чужбине. И в таком положении тысячи и тысячи наших соотечественников, проживающих как в России, так и в зарубежье.

4
     Вот оно то, что   сближает народы нашей многонациональной, баснословно богатой, но с нищим населением  державы. Нищета, социальная незащищённость порождает напряженность в обществе,  межнациональные трения и  даже кровавые войны. Кроме материального благополучия бывшие наши граждане получили на Западе подлинно свободную жизнь, возможность реализовать свои способности и возможности. Вот, очевидно, почему для правящей партии страны Советов не желательно было правдивое, объективное освещение процессов в межнациональных отношениях в СССР.
     Многие, очень многие русские из «Ближнего»  зарубежья, где пока уровень жизни граждан ниже, чем  у нас, желают сегодня приехать в Россию. Но на их пути стоит непробиваемая стена российской бюрократии. Недавно в одной из передач центрального телевидения известный телеведущий заявил: «Уроженцу Эфиопии сегодня легче оформить  гражданство Р.Ф., нежели русскому из Украины, Узбекистана, Киргизии и других республик бывшего СССР». Бюрократия и коррупция это ещё одна из наших многочисленных бед.    «Сила и мощь  государства - в братском единстве нашего многонационального народа», - говорят руководители нашего государства. И это правда. Правда и то, что ничто не может разорвать братских уз вековой дружбы народов России и народов  ещё пока  близкого, но зарубежья, живших с нами одним государством. И, тем не менее, чтобы дружба народов крепла и углублялась, чтобы было, наконец, покончено с, имеющими сегодня место, конфликтами и проявлениями русофобии, надо нашему народу, как и записано в конституции России, стать подлинным хозяином страны. Надо поставить под жесткий контроль общественности наших чиновников, льющих реки пустословия о строительстве гражданского общества, но попирающих на каждом шагу элементарные права граждан, гарантированные конституцией. И тогда, только тогда Россия двинется вперёд в своём экономическом и социальном развитии, к чему призывает наш нынешний президент. Тогда разрешатся многочисленные наши сегодняшние проблемы, и  в межнациональных отношениях народов в том числе.
     В прежние времена идеологические изыски вождей доминировали над законами экономики, над элементарными потребностями миллионов граждан. Это привело нас к нищете, убогости, отсталости, а в конечном итоге к краху той многонациональной державы.
     Многое, очень многое из того негативного у нас, и у бывших наших соотечественников проявляется и по сей день. Такая политика правящих элит углубляет процессы отчуждения народов, не позволяет республикам бывшего единого государства встать на путь развития и процветания.
     Отрадно одно, что простые люди всё больше  понимают  пагубность разрыва братских связей, и всё больше начинают прилагать усилий к сближению. Понимает и начинает соответствующим образом действовать и руководство стран, некогда единого государства.
                А. Перепелятников
                2010 г.


Рецензии