Хариус

Давно собирался написать трилогию о ловле этой замечательной во всех отношениях рыбы. Руки не доходили. Но вот теперь исполняю данное обещание.

Для начала – немного ихтиологии. Далеко не все рыболовы России знакомы с хариусом. К примеру, живущие в соседнем с Пермью Ижевске коллеги, разница в километраже – 350 км, слыхом не слыхивали о такой рыбе.

Хариус – родственник лосося. Живет в небольших быстрых, холодных речках, что самое главное – очень чистых. Даже небольшое загрязнение – и харь уходит.

Ареал хариуса – север России. Примерно с 59 параллели, которая, кстати, проходит через Пермь. Южнее хариус редок, чем дальше на север, тем его больше и он крупнее. Причем размер его временами потрясает. Вроде воды в реке – чуть выше щиколотки в среднем, но поимка экземпляров за килограмм на такой реке – вполне обычное дело.

Цвет рыбы в разных реках тоже разный. Спинка может быть и серо-зеленой в еле приметную коричневую крапинку, может быть почти изумрудной в ярких красных точках. Все зависит от дна той реки, где он обитает и от того, насколько река затенена. Бока – в полоску, тоже в крапинках. Чешуя мелкая. Хариуса можно легко узнать по огромному спинному плавнику-парусу. В расправленном состоянии он может достигать половины длины тела рыбы. Такой плавник выполняет у харя роль кладовки, в нем рыба запасает жир. Цвет плавников – от фиолетового с полосками до темно-бордового.

Хариус – чрезвычайно сильная и упорная рыба. Даже стограммовый экземпляр может сопротивляться так, что удочка трещит. Поэтому при ловле этой рыбы начинающие очень часто при подсечке начинают орать от радости, что клюнуло там, по меньшей мере, килограммовое тело. Ан нет.

Места стоянок хариуса в реке немногочисленны. Если дно ровное, нет перекатов, ям, омутов, подводных объектов, вероятность поимки стремится к нулю. А вот перечисленные препятствия – как раз излюбленные места стоянок харя.

Пищевая база – насекомые и мальки, хотя, по наблюдениям, хариус может кормиться любыми животными насадками, но только сезонно.

Итак, вот, вкратце, о хариусе-рыбе.

Мне кажется, что весенний хариус – самая легкая к поимке рыба, по сравнению с хариусом летним или осенним. Клюет на червяка, причем на любого, только, естественно, у рыбы есть предпочтения. На навозного спрос гораздо выше, чем на выползка или железняка. Собственно, табель о рангах простой, в порядке убывания: навозный, подлистник, выползок, железняк.

Ловлю хариуса по весне я хочу рассказать на примере классической речки, находящейся в 150-ти километрах от Перми. Называется Уньва, точку на карте я пробивал.

Уньва – малопорожистая речка с максимальной шириной 25-30 метров. Средняя глубина – метр. Ямы – до 4 метров. Немногочисленные перекаты – курица вброд перейдет. Вода – лед. Пить можно, зачерпывая ладонью.

По берегам – густые заросли ивняка, лещины, ольхи. Там, где река протекает через лес, ее русло становится глубже, ширина уменьшается. Если через луг – разливается шире, много извивов. Один берег в этом случае крутой, один пологий.

Я приезжаю на эту речку, когда лист ивы вырастает в треть своей осенней длины. Это середина-конец мая, ориентировочно. В это время хариус начинает активно кормиться.

Сделаю небольшое отступление. Так как у меня сдох Корел (по непонятным мне причинам), и схему нарисовать возможным не представляется, я решил хорошо погуглить. И нашел картинку, идентичную той, что я хотел нарисовать сам. В чем честно признаюсь и вот, пожалуйста, ссылка на статью коллеги. http://myribka.ru/myribka275.html чтобы все копирайты были сохранены.

Места ловли хариуса на Уньве – именно такие, что указано на этой картинке. Стоянки рыбы коллега указал предельно точно. Итак. Позиция А – порог. Основная струя, правда, указана не совсем корректно, поскольку она должна проходить по дальнему берегу. Харь стоит в тени течения, на микрообратке, в водоворотах. Оттуда совершает быстрые рейды за едой.

Позиция Б. Яма под луговым крутояром. Отсюда хариусу еды сыплется валом.

Позиция В. Меньший перекат, где рыба также стоит в обратке.

Позиция Г. Течение упирается в берег, поросший нависающими над водой деревьями. И здесь, в яме, харь тоже чувствует себя отлично – с растительности валится непрерывный поток живности.

К схеме коллеги я бы добавил еще пару мест. Очень часто хариус стоит прямо на течении, но для этого на дне должен быть какой-нибудь объект. На Уньве есть такое излюбленное место хариуса, но и, разумеется, мое. Посреди русла, на неслабом таком течении на дне лежит бревно. Очень давно лежит, несколько десятилетий. И поросло нитчатыми водорослями. Этакая зеленая колбаса. Проводка наживки мимо этой колбасы как-то раз принесла мне хариуса весом около 400-т граммов. К слову, в Уньве нет крупных, около килограмма или свыше, экземпляров. Думается мне, из-за нагрузки на реку. Рыболовов здесь бывает немало.

Стало быть, точку Д из виду не упускаем. Только надо ее найти. Еще одно место, где хариус любит стоять, поджидая еду – это выходы и входы из ям. Отмечать конкретно на схеме такие точки смысла нет, поэтому просто ставим себе галочку. Рыба может быть на свалах.

Итак, листья на треть выросли, можно ехать на рыбалку.

Первая и главная заповедь охоты на хариуса – тишина. Полная, гробовая, не нарушаемая посторонними для луга или леса звуками. Смех смехом, но один мой коллега, когда ловил харя, простите, «выпустил газу». Да так звонко, что поклевки у него сразу прекратились полностью. Хитрая рыба поняла, что на реке есть посторонний – потенциальная опасность. При этом, шума при вываживании рыба не боится. Все плески и шум воды для нее привычны.

Вторая заповедь охоты на хариуса: вы не должны видеть свою тень на воде. В большинстве случаев, как только тень рыболова падает на воду, рыба уходит.

Третья заповедь охоты на хариуса – это нечеловеческое спокойствие. Объясню, почему. Рыбачить, как правило, приходится в створах между кустами. Слева кусты, справа – кусты, сзади – кусты, еще и дерево нависает сверху. Напротив – тоже кусты. Поэтому за неточный заброс расплата наступает сразу. Были рыбалки, когда я, вооруженный, кроме желания поймать рыбу, кривыми руками, весь день только и делал, что перевязывал снасти. Причем дельный совет: если снасть запуталась, не стоит ее лезть снимать на кусты или дерево. Во-первых, шум, во-вторых, потеря времени. Поэтому десяток поплавков, запас лески, грузил и крючков не помешают. Уже потом, когда отловитесь, можно пройтись по местам поражений и забрать свое добро. Да, спокойствие необходимо не только для того, чтобы раз за разом перевязывать снасть. Но и для того, чтобы после пятого забрасывания в кусты НЕ ЗАОРАТЬ НА ВЕСЬ ЛЕС ОТ ЯРОСТИ.

Итак, о снасти. Шестиметровое удилище. Лучше махалка, потому что кольца на палке – дополнительный повод запутаться. Основную леску я ставлю 0.17, поводок – в зависимости оттого, что ожидаю сегодня. Вилка небольшая – 0.1-0.14 мм. Крючки средних номеров. Точнее сказать не могу. Всегда все по-разному. Поплавок – от граммового до двухграммового. Огрузка закрепленная, мелкими дробинами. Между последней дробиной и крючком – 20-30 см.

Червяка надеваем на три прокола, оставляя хвостик в полсантиметра – чтобы аппетитно торчал.

Тактика лова – засадная. Прикорм не требуется – хариус хищник. Подбираемся к берегу и делаем заброс против течения так, чтобы наживка прошла мимо мест засады харя. Глубина – почти дно.

Поклевка резкая, со срыву. Хариус чрезвычайно редко сначала пробует, а потом клюет, как белая рыба, к примеру. Он берет с налету. Бывает, моргнешь, а поплавка уже нет. Подсечка сильная, но не резкая. Помним о кустах вокруг. Если добыча мелка, то приложивший слишком много сил, рискует просто со свистом выдернуть рыбу из воды и убить снасть. Впрочем, и рыбу тоже.

Вываживание хариуса – интенсивное. Слабины давать ему нельзя – юркнет под то же бревно и прощай. Я стараюсь выводить рыбу против течения, а если это невозможно, то не даю харю скатиться вниз и выбираю леску катушкой, если палка с кольцами. Махалкой такого не сделаешь. Как вариант – отступать назад, вглубь берега. Но, помним о кустах.

Поимка в одной точке двух-трех экземпляров означает, что пора менять место дислокации. Во-первых, вы все равно нашумели. Второе: скорее всего, рыбы здесь больше нет. Поскольку хариус ревниво относится к своим угодьям и на единицу подводной преграды приходится не очень много рыб. Я имею ввиду достаточно крупные экземпляры. Мелочь пасется и небольшими косяками.

Пробовал неоднократно, как описывают другие любители хариуса, ловить на полый шарообразный поплавок, но на Уньве его использование затруднено. Все берега заросшие и выпустить лишнюю леску – потерять снасть.

Пару слов об улове. Харя нельзя садить в садок. Сдохнет и протухнет. Харя нельзя класть в пакет. Он точно сдохнет. И, разумеется, тоже протухнет. Фишка в том, что харь в любом случае протухнет, если только на улице не минус. Такая вот особенность. Поэтому я стараюсь сразу класть рыбу в соль. Или в порубленную осоку и крапиву. А лучше – и то, и другое разом. Но даже эти средства лишь оттянут неизбежное. Протухнет. Поэтому надо как можно быстрее его готовить. Или съесть сырым. Невероятно вкусно.

Что характерно, весенняя ловля хариуса на червя прекращается с вылетом насекомых. В течение лета поймать эту хитрую, сильную и бойкую рыбу на червяка можно крайне редко. А вот на что и как ловить летнего харя – в следующей серии.

Вторая часть саги о ловли хариуса на поплавочную снасть – вашему вниманию.

Весенняя ловля хариуса плавно переходит в летнюю, как я уже писал, когда начинается лёт насекомых, а на лугах появляются первые кузнечики – основная летняя пища харя.

Если по весне харь питается червями, поскольку их во множестве смывает талыми водами, то с наступлением лета и появлением травяного покрова ситуация меняется.  Точно указать период лёта вкусных для рыбы насекомых довольно сложно, каждый год все происходит по-разному, тем более, для разных регионов.

Со сменой пищевой базы меняется и поведение рыбы, и, разумеется, способы ее поимки.

Рассмотрим несколько. Сразу оговорюсь, о нахлысте ничего не расскажу. Сей способ на реках, где мне доводилось ловить хариуса, неприменим в силу буйной прибрежной растительности и невеликих размеров самой речки. Не размахнуться, в общем. Но о полунахлысте пару слов скажу.

Принцип летней рыбалки – ловля поверху, на плавающую приманку. Живую или искусственную. Для начала – о живой приманке.

Это кузнечики, слепни, оводы, крупные мухи, мелкие стрекозы. Для того, чтобы гарантировать подсечку, живое насекомое надо подготовить. Кузнечику, как правило, обрывают прыжковые ноги. Конечно, хариус за килограмм съест и крупного прыгуна вместе с ногами, но, оставив их, мы рискуем лишиться качественных поклевок более мелкой рыбы. Другой разговор, если мы настроены исключительно на трофей – тогда да.

Слепни, оводы и мухи в «доводке» не нуждаются. Если кузнечик может только барахтаться на поверхности воды, то летающие насекомые должны вспархивать над нею и падать обратно. Это в идеале.

Стрекозам можно надломить крылья или оборвать одно из них. Тогда насекомое не сможет резво отрываться от воды, и при попытке полета будет описывать в воздухе небольшую кривую и снова падать вниз. И так, пока крылья окончательно не намокнут.

Теоретически, можно использовать любую прыгающе-летающую живность, хариус любит ее всю. Но я бы рекомендовал все-таки брать в качестве наживки тех насекомых, которые живут в данной местности. И составляют, как я уже говорил, пищевую базу местного же харя.

 Теперь о снасти. Удочка – та же самая, что и при ловле на поплавок. Снасть составная. Несущая леска – толстая. Я предпочитаю брать 0.2 мм. Поводок – не толще 0.14. Крючок – по размерам насекомого. Если ловим на некрупного кузнеца или слепня, четверки вполне хватит. Длина поводка – около полуметра.

Данный способ ловли у нас называют полунахлыстом. Т.е., снасть используется обычная, а техника близка к нахлыстовой. Наша задача – аккуратно положить приманку в одну из точек, где стоит харь. И потом глядеть во все глаза. Как правило, рыба клюет двумя способами. Или резко плещет в точке, где лежит насекомое, либо наживка исчезает в маленьком водовороте. Считаем про себя «раз» и подсекаем. В хорошее солнечное утро, если мы не нашумели на берегу, наша тень не падает на воду (sic!) и идет хороший лёт насекомых, можно вытянуть с одного места несколько рыбин одна за другой. После чего переходим на другое место.

Аналогично происходит ловля на искусственное насекомое – муху. Многие находят этот способ чрезвычайно удачным, но я не соглашусь с коллегами. Мухи стоят немало, а мухи, сделанные своими руками и вовсе – близко к сердцу лежат. А во время ловли один неверный заброс будет стоить вам приманки. Опять же, деревья вокруг, коряги, зацепы. Я сделал свой выбор в пользу насадки, которую можно изловить под ногами или в воздухе. Да, она проигрывает искусственным в прочности, долговечности, количестве результативных поклевок. Тем не менее, я голосую за живых насекомых.

Итак, заброс делаем вверх по течению, ждем проплава наживки мимо, перезакидываем. До успеха.

Еще раз подчеркну важность соблюдения тишины. Многолетние наблюдения подтверждают, что хариус уходит сразу же, как только слышит нехарактерный звук.

Второй способ ловли хариуса у нас называется перемётом. Из названия понятно, что за снасть. Только у нас ее мал-мала модернизировали для удобства.

В качестве удилища берется спиннинг среднего строя. На катушке – леска 0.2, можно даже толще – она несущая и рыболовного предназначения не исполняет. Возьмем за данность, что река у нас шириной 20 метров. Выматываем из катушки метров десять – пятнадцать лески и вяжем на нее с шагом в метр – полтора стальные колечки. На них – маленькие вертлюжки. На вертлюжки – поводки из лески 0.14-15. На поводки – искусственных мух. Можно, конечно, и натуральную наживку, но это будет, мягко говоря, геморрой – каждый раз менять наживку на десяти поводках. Поэтому – искусственная насадка. Тем более, что никаких закидываний делать не придется.

К концу лески привязываем метра два-три венгерки. Она переносится на противоположный берег и резинка крепко привязывается к вбитому в землю колу или к дереву.

Принцип действия прост – течение плавит мух по поверхности, подходящий харь их берет. Замечу, что в снасти нет ничего браконьерского. Рыба не страдает, как от самодеров, коих в народе еще называют  «не проходите мимо». Нет, на эту снасть хариус ловится, как и на обычную удочку, только чаще.

Перемёт обычно ставится, если точка рыбалки одна, и вы не собираетесь никуда рваться ближайшие сутки. Результативность может быть от очень высоко, до никакой – все зависит от точки, где вы поставили снасть. Рекомендую либо на самом перекате, либо сразу чуть после него.

Поклевки регистрируются по кончику спина, бубенчик ставить не рекомендую – шум. Как следствие – нет рыбы.

Подсечку производим плавно и выбираем снасть на себя. Венгерка в это время растягивается. Снимаем рыбу и отпускаем снасть обратно.

С перемётом произошла одна история, после которой я взял за правило всегда собирать снасть после рыбалки. А то бывало так, что рыба клевать перестала, ну и бог с ним, снасть остается в реке. Вот, как-то раз, мы оставили перемёт на ночь. А утром обнаружили, что на четырех крючках висят…. Мертвые летучие мыши. В сумерках они приняли бьющие по воде искусственные приманки за живых насекомых, атаковали, схватили и утонули. Было очень жалко. Убирайте снасть обязательно!

Третий способ – ловля с прозрачным поплавком. Снасть точно такая же, как для ловли полунахлыстом, только добавляется сабж. Плексигласовый шар поплавка позволяет отпускать наживку гораздо дальше, тем временем всегда удерживая ее на струе. Один минус – у нас опять же особо не размашешься – кругом деревья.

Вот так, если вкратце, о летней ловле харя.

А впереди еще – осенняя.


Рецензии
С интересом, сказал бы даже, взахлёб, прочёл. Возможно потому,что тема мне близка, но не по практическому исполнению, а, скорее, по неотвязным
мечтаниям. Ими заразили меня друзья, сплошь все хариузники (хариуса иногда называют и ХАЙРЮЗ).
Последняя зараза была в конце того года. Работали вместе. А, постольку поскольку, наша работа была дежурного характера - то времени свободного много. Его мы и коротали за игрой в карты и в шашки. Володя был силён в картях, а шашист никакой. Он меня "делал" в балду, я ему не оставлял никакой надежды в шашках. Вот за этим и разговаривали. А у него все разговоры только о рыбалке. При этом с таким вкусом... И как он на Каме, и как он на Белой, и на Усьве, и на Косьве рыбачил, а уж про Вишеру чего только не наговорил.
Вот именно её образ и представлялся, когда читал Ваши зарисовки про харя. На Уньве да, но какой он бывает (и есть) на Вишере! Про околокилограммовых (сантиметров 40 не меньше; может и прихвастнул) Володя говаривал - это всё равно, что мальков удить банкой в любой нашенской речке или краснорыбицу на Камчатке в период нереста - там и удить не надо: руку засунул и вытащил.
Потом Володя с работы уволился и куда-то исчез. Надо сказать и мечты мои съездить на харюзка (куда мы с ним по этой осени планировали) поиспарились. Сейчас по прочтении охоты на харя ( кстати, это название весьма близко к норвежскому harr - так он там называется) всё соки Володиных рассказов во мне ожили и по весне, благодаря Вам наверное съезжу. Двоякое Вам спасибо, Александр - и за ожившие мечты и за полученное удовольствие от прочтения.
P.S. Помнится, такое же удовольствие получал от чтения "Третьей охоты" нашего с Вами коллеги Солоухина Владимира Алексеевича.

Александр Симаков   25.11.2019 20:16     Заявить о нарушении