Изо всех сил

-Парни, спрячьте меня! - воскликнул незнакомец.
Ему не ответили.
-Я заплачу, если понадобится.
Молчание. Они стояли около дороги и думали о своих делах, когда к ним
подошел чужак. Молодым крестьянам этот незнакомец очень не понравился.
Судите сами: на нем была черная одежда, башмаки его были грязными;
на поясе у него висел кривой, средних размеров нож, в ножнах, со
странными для здешних краев узорами. Сам по себе чужак был красивым
и притягательным для местных женщин, потому что отличался от
местных жителей. Но крестьянки не любили городских красавчиков. Да и
как могло быть иначе, они и люди из других сословий - разные.
Молодые крестьяне решили отказать ему в помощи, а может быть даже и
сдать властям, если конечно получится. Они презирали чужаков.
 Беды им были не нужны. Крестьянам и так бед хватает. Беда на всех,
 а путник мог быть врагом князя. Князь для крестьян синоним власти.
 Они боялись князя и его слуг. Ведь слуг у князя много, очень много.
 Боялись и трудились. Согласно порядкам тех времен.
Но тут подошел деревенский староста. На вид ему было лет шестьдесят,
он заметил молодых крестьян, стоявших у дороги и хотел отправить их
на работу. Он всегда думал о работе и хотел, чтобы молодые жили
безбедно. Увидев чужака, он, замешкавшись на секунду, подумав, сказал:
-Кто ты незнакомец?
-Я не здешний.
-Парни, почему стоите?
 Молчат. А он снова:
-Отвечайте своему старосте. Что здесь происходит?
 Незнакомец с еще сильной надеждой ответил:
-Я не могу назвать себя. Но прошу дать ночлег.
-А они?
-Не хотят.
-Ребята?
-Да староста.
-Чего ему ночлег не даете?
-Не верим ему.
-Эх, чужеземец, - махнул старик.
-Вот вы и дайте ночлег. Хотя бы на несколько дней. Прошу вас.
-Откуда нам знать, кто ты? А вдруг ты убийца? Или мошенник?
-Могу вас заверить, чем угодно, я не убийца и не мошенник.
-Вид у тебя очень странный. Приютишь тебя, и придет беда.
-Если я в чем-нибудь буду повинен... Вы меня накажете.
-Хм... Согласен. Пойдем к моему дому... Будешь жить у меня.
-Я на все готов. Только приютите.
-Не давай лишних обещаний, которых не выполнишь.
 Тут староста повернулся к юношам:
-А вы молчите.
-Угу.
-Не слышу!
-Да.
-Если проболтаетесь...
-Знаем.
-Не стойте без дела.
-Хорошо.
-Идите работать.
-Так и сделаем.
-Пошли чужеземец.
-Пойдем старик.
-До свидания.
-Пока.
 

 Они направились к деревне. Никто не промолвился ни словом. Чужак
не сказал старосте, откуда он и почему здесь. Местные жители конечно
обратили внимание на чужака, но вида не подали, боясь старосты. Больше
всего крестьяне, от мала до велика, смотрели на одежду иноземца,
которая хотя и была грязной, но если почистить, была бы просто
отличной и выделялась на общем фоне.
 Люди в этой местности жили бедно и на всем экономили. Вот уже много
лет эта деревня была всеми забыта. Крестьяне редко уходили за пределы
деревни. Хозяйство давно захирело, крестьяне с трудом сводили 
концы с концами. Так было по всему княжеству. Ради краюхи хлеба самые
бедные были готовы продать друг друга, даже своих детей.
 Все они верили в Бога и, видя в нем свое спасение, ждали лучшей
жизни на небесах.
 Здешний князь получал оброк каждые два месяца и барщину на его
земле отрабатывало несколько десятков крестьян.
 Вся жизнь крестьян походила на одну изнуряющую работу без отдыха.
Князь обдирал их до нитки. Он, как и его предки, был надменный,
жестокий к крестьянам. Жесткой рукой он управлял своей волостью и
выполнял приказы короля. Все слухи достигали его уха.
А крестьяне тихо выполняли работу.


 Изба старосты чуть лучше, чем у других крестьян. Снаружи, да и внутри      
она чище, чем другие здешние деревенские избы. Избы у многих крестьян       
были перекошены от старости.
 Изба же старосты самой лучшей в деревне. У старосты были: такого же
возраста, как и он, жена; дочка, которая вместе с мужем и внуками
старосты жила в другой деревне. В избе был погреб. Наверняка в нем
было больше запасов, чем в других избах. Увидев чужака, жена
старосты все поняла и пошла, готовить обед. Она была упрямой, как и
муж, но иногда давала слабину. Она смотрела на мужа не одну минуту и
наконец он ответил:
-Не смотри так.
-Чужака привел?
-Поживет пару деньков. Ничего никому о нем не рассказывай.
-Надеюсь, он не принесет нам бед.
-Я тоже.
 Вообще старосты в деревнях имели более расширенный кругозор. Но как
и все крестьяне они мало знали о событиях, которые происходили вдали
от их земель. Крестьяне этой деревни решили направить к старосте
своего посланника, чтобы выпроводить чужака. Они боялись как бы   
чего ни случилось. Посланник был знаком старосте,еще бы они были товарищами.
 Зайдя в комнату, в которой он будет жить несколько дней, чужак снял
нож, сапоги и балахон. Как только уставший чужеземец занял маленькую
комнатенку и заснул, в гости к старосте пришел посланник деревни. Он
тоже был в возрасте. Увидев постояльца, старый посланник фыркнул, но
чужак посмотрел на нож и старик быстро, для своих лет, подошел к
старосте. Жена и староста удивились его приходу.
Староста не подозревая, зачем тот пришел, спросил:
-Ты чего?
Старик-посланник спросил:
-Ты меня знаешь давно Жан?
-Лет сорок наверно.
-Я всегда уважал тебя и...
-Чего ты хочешь?
-Слушок пошел...
Жан не согласился:
-Я староста и это мое дело.
-Староста-это точно. Но дела нашей деревни превыше...
-Ну, заговорил как... Где научился?
-Мое дело.
-И это твое дело. Отвали, - развел руками староста.
-Уведи его из нашей деревни.
-Из моей избы.
-Да, из твоей избы.
 Староста резко ему ответил:
-А больше ничего не хочешь?!
-Да ладно тебе. Деньжат то заплатил?
-Не твое дело, - старосте стало неприятно смотреть на соседа.
-Если не заплатил - гони его.
-Надо угождать гостям, так сказал наш князь.
-Если они назвали себя. Он назвал себя?
-Нет.
-Зачем же ты дал ему приют?
-Он попросил.
-Дал клятву.
-Ребятня сказала?
-Какая ребятня - им по двадцать пять.
-А вид как у ребятни.
Посланник не удержался:
-Да выгони ты его. Да.
-Спокойно говори.
-Скажи, что родственники придут завтра.
-Не могу.
-Почему?
-У него нож...
-Не посмеет, - уверенно сказал старик.
-А может быть...
-Да гони ты его и делу конец.
-Нет. Будь, что будет.
-Князю это не понравится.
-Выкрутимся.
 Кашляя, посланец сказал:
-Запомни, я предупреждал.
-Иди. Иди, - уныло ответил Жан.
 Выпроводив своего ровесника, староста ждал, когда проснется чужак.
 Жена сказала ему:
-Может он нам заплатит.
 Но чужак не хотел говорить и после обеда, поблагодарив хозяйку, пошел
снова спать. Понимая, что это последний шанс староста пошел за ним.
Увидев, что за ним хозяин избы идет, чужак сказал:
-А это вы.
-Я хочу с вами поговорить.
-Я с вашего позволения пойду спать.
-Поговорим?
-Нет.
-Нет. Давайте все-таки поговорим.
-Ну, если вы настаиваете.
-Из-за вас у меня начались беды.
 Тут голос чужака изменился. Он внимательно посмотрел на старосту
и сказал:
-Я вас слушаю.
-Вся деревня против вашего присутствия у меня. Я потеряю свое звание.
-И...
-...Мне нужны деньги.
 Чужак улыбнулся и тут же ответил:
-Понимаю вас. Сам я не так уж и богат. Много здесь у вас бедняков?
-Бедняков полно. Есть и нищие.
-Я дам вам пять монет. Хватит?
-Да. Но предупреждаю...
-Понятно.
-Ужинать будете?
-Не хочу.
-Чего-нибудь принесу, если захотите?
-Посмотрим...
 Перед сном староста занес чужаку краюху хлеба и воды. Старик решил
поговорить с "гостем", но потом передумал. Что-то тянуло его к этому
человеку. Наверное, то, что он был, скорее всего, образованным. У старосты
не было друзей, только иногда он болтал с тем посланником, о прошлом.
С молодыми парнями и женщинами он почти не разговаривал.
А если он из города? Тогда можно принести пользу себе и родным, если
чужак еще и богат.


 Прошло несколько дней.
 Cтаросте удалось немного пообщаться с чужеземцем. Произошло это когда
староста вместе с женой вырывали сорняки из земли. Сорняков на их
захудалом огороде было не так и уж мало - они заняли удобное место,
закрывая пшеницу. Чужеземец, не заметно для Жана и его жены, встал
с кровати, и наблюдал за их работой. В его глазах не было и капли
насмешки. Чужак сошел с крыльца и незаметно подошел к крестьянам.
Женщина, охая начала выдергивать траву. Тяжело жилось женщинам.
Но и их мужьям тоже. Труден крестьянский труд. Но тем радостнее
отдых. Отдых за честный труд. Иначе пшеница погибнет.


-Смотри, сорняки пшеничку как прижали.
-Угу.
 Жан замолчал. Что те нужно чужак?
-Я помогу вам.
-Только немного, дальше мы сами.
-Вы - хозяин.
Жан удивился. Меня так никто не называл.
-Но вы ведь никогда не работали?
-Стоит попробовать.
-Спасибо господин.
-Можете не называть меня так. Вы - хозяин, я - постоялец.
 Пот застилал глаза Чужака из города. Так его называли староста и его
жена. Но он выдернул все сорняки и с большим удовольствием выпил воды.
Хотя и было заметно, что он устал-он не пренебрежительно относился к
труду. Жан подумал: "Хорошо бы с ним подружиться. А уж тем более можно
помочь семье. Хотя он может в бегах, еретик".
Чужак улыбнулся.
-А до моего огорода вы трудились?
-Да.
-Не переживайте, все получится.


 Через день Жан подошел к постояльцу.Еретик зашивал дырки в своей
одежде.

-Кто ты?
-Хочешь знать?
-Да.
 Чужак посмотрел ему в глаза:
-Альбигоец.
-Я слыхал о вас.
-Это хорошо.
 Чужак улыбнулся. Ну и ответ!
 Жан спросил:
-Против чего вы выступаете?
-Против догматов церкви.
-Каких? В Бога не веруешь? - Жан хотел все знать.
-Я верю в Бога,-ответил еретик. Он не врал.
-Но ты же еретик, - вопрошая, сказал староста.
-Я никакого не убивал и не делал никому зла.
-Я тебе верю, - не поверив себе, сказал Жан.
Еретик прмолчал.
-Еще против чего?
-Против  церковного землевладения.
-Но церковь имеет на все право,-Жан не сдавался.
 Староста веровал в церковь.Очень сильно.
-Не на все.
-Но ведь она...
-Что? Она чиста как Иисус? Нет?
-Ну, да.
-Тогда зачем ей много земли?
-Для... дел, - промямлил Жан.
-Видишь, ты не уверен.
-Что вы еще хотите уничтожить?
-Десятину.
-Ну, смягчить...
-Не только смягчить.
-Полностью?
-Снизить до...
-Понятно. Жан не любил цифры.
-Сдашь меня?
-Нет.
Альбигоец не скрыл удивления.
-Вы в нашем захолустье лучше, чем другие. Хочу дружить с тобою.
-Не ожидал от вас этого.
-Не от вас. Обращайся на ты.
-Жан, называй меня Жаком.
 После  они мало разговаривали. Жану приходилось много работать.
Да и жена его не сидела, сложа руки.
Жан стал уважительнее говорить о Жаке при жене:
-Вот человек, с которым я хочу дружить.
-Он странен.
-Это тебе кажется.
-Он же чужеземец.
-Но он не сарацин.
-Как его звать?
-Жаком.
-Значит не иноземец.
-По говору из Шампани.
-Надо бы в город сходить.
Жан сказал, вздохнув:
-Надо.
-Завтра.
-Да и нет больше моих ровесников.
-А старик из конца деревни?
-Неприятен. Лжив.
 Жена сказала:
-А чужой мне шампанец чист как апостол?
-Хотелось бы верить.
-Ха. Излишне доверчив, милый.
-Да, доверчив. Вот уже тридцать лет.
 Она впыльнула:
-Ах, так. Иди в деревню.
-А город?
-И в нее и в город.
Трудно было жить. Вот еще и еретик попал сюда.
Как избежать искушения сдать его? Это ведь просто.
С одной стороны власть господ, а с другой вера.
Жена Жана, как и муж задавала эти вопросы.
Возможна годы супружества закалили ее, ее волю.
Не могли они даже в бедности сдать Жака. Даже за деньги.
Он не вызывал у них рабской покорности. Только интерес.


 Утром следующего дня Жан вошел в комнату Жака.
Уборку в комнате делал шампанец. Когда жена Жана
начала уборку Жак сказал:
-Не надо. Давайте лучше я.
-Но господин, вам не стоит этого делать.
-Мужчины этого у вас не делают?
-Нет.
Женщина не знала, что сказать.
-Я буду это делать.
-Угу.
-Вы не рабыня. А я не рабовладелец.
-Но вы богаче.
-Ваш муж верно...
-Что верно?
Но он не ответил.


Шампанец скоро встал с жесткой кровати.
Староста боро сказал:
-Доброе утро.
-Доброе утро.
Шампанец хорошо поспал.
-Надо бы сходить за ним.
-Ты о ком?
-Да, так.
-Хочешь сказать что-то?
-Да я в город иду.
-Ну и что?
-Да вот думаю и вам не плохо бы пройтись.
-Но меня заметят крестьяне, - заметил Жак.
-Не заметят. Прогуляемся. А то вы все тут, да тут.
-В город вам зачем?
-Сдавать вас не буду. Вы мне друг. По делам.
-Своровать?
-Как получится. У нас нет манны небесной.
 Жак подумал и сказал:
-Пойду. Нам посмотреть округу. Я ведь у вас ненадолго.
-И вам польза и мне.
-А может, скажете, что я ушел? Ведь следят наверно.
-Стоит попробовать.
-Можно уйти через город. Как звать князя?
 Жан назвал имя.
-Вроде не старый. Такого не помню.
-А если он закует нас в кандалы?
-Я вас выручу. В любом случае.-сказал Жак.
-Это обнадеживает, - улыбнулся Жан.
-Лучше надежда, чем уныние.
-Да.


 По деревне староста прошелся спокойно. Он решил сказать всем
что чужак ушел. Он зашел к своему знакомому и сказал ему об этом.
-Вот и отлично. Заплатил?
-Да.
-Парни заходили.
-Зачем?
-Сказали, что надо поработать у одного дома-хозяева просят. Потом гм,
они наверно отработают.
-А когда?
-Послезавтра.
-Ладно.
-Пока.
 Конечно же, слухи об уходе еретика быстро распространились по округе.
Могли они достигнуть и города. А там и до князя и служителей церкви.
Жан хотел пройтись по лавкам и закоулкам города. Узнать про все что
творится в городе. Можно и в церковь зайти, но ни одной монеты дать
не могу, я не богатый, - подумал Жан. Он шел дорожками пока не вышел к
основной дороге, выходящей из города. Город, как город. Не изменился.
Все те же лавки, таверны. Обычный грязный город. Живут в нем лучше.
-Эй, мужик, куда путь держишь?
Жан увидел местного мэра. Тот стоял вместе с охранявшими его воинами.
-Да вот работу ищу.
-Смотри, если узнаю что ты вор или того хуже...
-Нет, что вы.
-Тогда иди.
Если он не понравится, считай все - домой он никогда не вернется.
Жан повернулся и пошел в другую сторону. В лавку. Посижу здесь, а потом
проверю, нет слежки или есть, - подумал он.
Когда он вышел то, понял, слежки нет.
Вынув из рубахи мешок, он начал высматривать то, что плохо лежит.
Собирать отбросы ему не хотелось. Он собирал доски и то, что могло
пригодиться в домашнем хозяйстве.
 Когда мешок наполнился доверху, Жан разговорился с горожанином. Но это
был его первый разговор с жителем города за многие годы.
-А чтобы урожай был лучше надо больше навоза на огород.
Горожанин понял цель похода Жана.
-Ну, для этого нужны монеты.
-Это точно.
-А вы что хотите клочок земли?
-Кто ж его не хочет? Неплохо бы.
-Здесь? То есть за городом.
-Можно и за городом.
-Там у нас неплохая земля.
Горожанин ответил:
-Да знаю я, какая у вас земля.
-Что? Сказали, что плохая?
-Это я узнал у князя.
 Жан приуныл:
-Понятно.
-Но надо...
-Что?
-Да так ничего.
-Ну, я пошел.
-Вы пошли в свою деревню? Оставьте лучше свои вещи у меня. Пойдем в
таверну, а?
-Но у вас полно воров.
-Не бойтесь, ко мне не залезут.
-Ладно. Пойдем.
Пирушка в таверне продолжалась долго. Староста, захмелев, заснул. Его
отнесли в дом горожанина.
И ночью, и днем город не был прекрасен. Как крысы, выходящие жрать
отбросы, нищие и прочий сброд выходили на свой промысел. Тут не мог
помочь мэр со своими воинами - городской стражей. Каждый сам за себя.
Или ты их, или они тебя. Все, кто хотел сохранить себе жизнь и свое
добро спешили домой, и старались держаться группами. Иначе...
 Жена Жана волновалась. Решила сама пойти в город. А потом подумала:
"Или напился, или еще чего хуже. До завтра подождем".
 В то время как Жан шел в город, Жак избрал другой путь. Как еретик.
Он решил устроить властям какую-нибудь пакость в городе.
 И устроил.
 Остановил несколько телег направлявшихся в город. Перекрыл им дорогу
иссохшими деревьями, которые лежали у дороги. Повредил телеги кинжалом.
Испугал лошадей, и те чуть не ускакали от возчиков. Рассмеялся.
 Обойдя деревню и расстроив поставку материалов для ремесленников.
Важную для города.
-Что здесь случилось?
-Кто это сделал?
Ремесленники ломали голову.
Один из них заплакал.
-Ты чего?
Он отвел руки от лица. Его слова поразили всех:
-У меня в городе дочка больная! Понимаете больная!
Жак окольными путями шел к городу. Шел долго. Нередко через грязные
и неприятные места: канавы, пыльные дорожки. Пыльные дорожки.
 Покрытый потом он увидел город.
-Вот ты какой.
Спеша отдохнуть, он заплатил хозяину таверны за два дня. Помылся.
Надев купленную у хозяина рубаху, он спустился из своей комнатки.
Попил вина. Не захотев разговаривать ни с кем, ушел.
 Заснул. Проснулся утром. Тут он заговорил:
-Ты такой же, как все города. Может хуже, может лучше. Не все ли равно?
Посмотрев на засохшие цветы, сказал:
-Нет мне приюта. И некуда идти. Прямо таки путь в никуда. Что делать?
 Пожевал хлебца.
-Что неправильно?
Схватил голову руками.
-Значит... все. Все!!! Все неправильно. Но это не имеет значения.
 Постучали. Хозяин таверны, не молодой горожанин с кислой миной.
-Что случилось? Я хочу побыть один. Оставьте меня.
-Парень, жрать хочешь?
 Хозяин гостиницы был простым горожанином. Мало что интересовало его.
-Нет.
-А пить?
-Не.
-Жалко.
-Ладно. Винца да чего-нибудь еще.
 В это время проснулся Жак.
 Но их ждали.
 Через деревенщину в город попал слух о Жане и его госте.
Достиг он и ушей князя, мэра и местного аббата.
 Теперь от властей ждали действий. Либо то, либо это.
 В то время как Жак мучительно думал - в замке князя решался вопрос.
Ловить еретика или нет? Использовать это событие в своих целях?
Убить? Не убить? Оставить или не оставить?
 Замок князя не был лучшим, не был, каким либо шедевром архитектуры.
Замок как замок.Старый, уродливый замок. Бастион князя. Обычный замок.
Оплот феодализма. С флагом на главной башне. С домишками слуг,
подневольных крестьян. И других слуг феодала.
 Князь сидел в своей комнате на высоком кресле. Он еще не научен горю.
И вряд ли научится. Он не был храбрым и великодушным как один из его
предков, скорее его полная противоположность, несоответствие.
 Грубые черты его лица сочетались с корыстью, самовлюбленностью,
гордостью. Он имел хорошее телосложение. Одет всегда чуть лучше, чем
горожанин. Сильный и жадный до золота. Мечтал о своей маленькой империи.
 Он смотрел в окно на крышы городских домов, когда открылась дверь его
опочивальни. Это был мэр. Он был старше.
-Что нового мэр?
Мэр-союзник, идейный и не только, князя ответил:
-Того крестьянина зовут Жан.
-И? (Князь не любил тягомотины.)
 Мэр сказал:
-Есть жена и родственники. Он староста.
-Не просто крестьянин,-добавил князь.
-Он чист как церковь Нашего Господа.
-Вышлю на их поимку отрядик.
-А как же церковь?
-Скажи, чтоб сообщали о незнакомцах.
-Потом их привлечем?
Князь зло улыбнулся:
-Да.
-Пойду седлать коня. Привлеку своих к делу.
Князь встал с кресла:
-У них нет шансов. В моих землях не место еретику.
Мэр пошел седлать коня. Он не сторонник насилия, но князь его союзник.
Теперь еретику-альбигойцу конец. И крестьянину. Их накроет волна зла.
-Это мой город. В их Роке я не виноват. Я просто мэр.
Стражники и отряд князя пройдут по городу и его округе и тогда...
Можно и воришек с нищими попугать или выкинуть из города.
 Жак встал с постели и поглядел в окно. Но что-то изменилось. Что?
Он спустился вниз и поел. Так и есть. Его ищут. Явно не для веселья.
 Сообразив, что надо делать Жак сказал хозяину таверны:
-Пойдемте на улицу. Надо поговорить.
-Угу. Скажу жене, чтоб последила за добром.
 Жена с ним поговорила, а когда хозяин подошел к Жаку тот сказал:
-Пойдемте скорее.
Вышли на улицу. Жак увидел приближающихся стражников.
-Ну, о чем хотите поговорить?
-То, что я сделаю, может навредить вам. Извините.
-Что?
Жак зашел за спину горожанина, отдал ему ножны, побежал.
-Куда? Стража!
Жак сжал правой рукой кинжал. Ему нужно время для познания истины.
Он бежал по улицам, не останавливаясь. Затем перешел на шаг.
-Погони нет. Фу!
Остановился у церкви. Смутные чувства охватили его. И не заметил.
И не заметил монаха,проходившего мимо. Монах спросил его:
-Служба закончилась. Не хотите...
-Да. Нет.
-Ну, смотри сын мой.
 Монах плохо имитировал подобострастное выражение.
-Ах, да. - монетка упала на ладонь монаха. - Я забыл.
Монах вошел в церковь и спросил про Жака.
-Он не был в церкви. Не местный.
-Хм, - потрогал свою бороду.
-Может, показался.
-Да нет. Может он не верующий.
-Еретик? - сказал аббат.
-Вроде того.
-Мэр говорил про такого, - аббату хотелось поесть чего-нибудь.
-Что?
-Приметы дал. Сообщить о нем, сказал.
-А где мэр?
-В городе его нет.
 Или есть?
Горожанин стоял. Все уставились на него.
Стражники подошли к нему:
-Чего тебе?
-Убежал вот парень. Денег может, не заплатил.
-Проверь... А ты кто?
-Хозяин таверны.
-Откуда ножны? Пошли.
 Горожанин попробовал протестовать, но стражники, взяв его за руки не
слушали его. Он недоумевал.
-Я...Это не так...
-Молчи еретик.
-Еретик? Впервые он слышал это странное слово.
Жан тоже быстро понял, что делается. Он ушел из дома горожанина и бежал
от преследовавших стражников:
-Держи его! Стой! Крестьянин стой!
Другой, ниже ростом рявкнул:
-Подмога нужна.
Толстый стражник буркнул:
-Угу. Быстро бегает.
 Запыхавшиеся стражники остановились. Он скрылся с их глаз.
Уходил к деревне за городом, на севере. Туда же направлялся еретик.
И не только они. Князь и мэр собрали отряд и направились вдогонку.
Еретик увидел Жана и хотел крикнуть тому. Но тут он понял:
-Псиной воняет. Взади загонщики.
 Взади гавкали и рычали псы. Кто-то скакал на конях.
Жан скрылся в сгоревшей избе. Схватил несгоревшую палку.
-Господи! Помоги мне уйти отсюда.
 Жак бросил краюху хлеба - авось псы отвлекутся. Осталось немного. Ну, еще.
Через деревню он пробежит и запутает преследователей. Хотелось жить.
Бег по лужам его выдавал. Где сухо?
Пробегая мимо сгоревших обломков, он услышал:
-Сюда.
 Но еретик побежал дальше. Тут в деревню ворвался отряд князя.
Загонщики вместе с псами дышали в спину еретику. Он ускорил бег.
Загонщики пытались достать его мечами. Псы так и норовили укусить за ноги.
-Лучника! Стой!
-Ах, не сдается!
-Ему конец.
Открылась дверь одной избы.
-Что такое? О, Боже!
Еретик упал. Ударил в ногу. Загонщик упал. Жак пинком ввалил пса в избу.
-Закройте!
-Аа.
-Быстро!
 Дверь закрылась. Пес рвался наружу. Загонщик рванул за мечом.
Ударив кулаком, Жак отбросил воина назад. Другой сзади двинул Жаку по
затылку. Он устоял. Чьи-то руки сжали шею. Воин хотел задушить его.
-Он здесь!
 Жак вскользь резанул кинжалом. Воин охнул и отпустил шею Жака.
Кинжал Жака остановил хлесткий удар меча. Удар. Еще удар. Ломка.
Сломанный кинжал упал вниз. Бросок. Мимо. Жак выхватил меч.
Ударил. Загонщик схватился за голову. Тупым концом еретик ударил по
псине. Визг. Лязг мечей. Второй загонщик ранен.
 Вот воины князя. Вот и он сам, и мэр. Лучше, чем хилые загонщики.
-Схватите его!
 Рослые мужики бросились на него. Он кинул меч. Тот поцарапал кого-то.
Пинок. Еще. Он вырвался. Воины опешили. Нужен меч! Где он? Он отступил.
Нет! Его руки кто-то схватил. Все!
-Отпустите его.
 Воины подняли раненых и их мечи. Он окружен.
-Не двигайся катар! Ты в моей власти. Миг и ты убит.
-Я не катар.
 Мэр понял, Жак не слаб духовно.
-Ошибаешься. Ты - еретик. Ты - слуга дьявола и дрянь.
-Называйте меня еретиком. Но я не слуга и не дрянь.
-О, Боже! Как я тебя боюсь! Отдам аббату, и повесят тебя.
 Князь лицемерил. Он привык к своей личине второй.
-Я не боюсь. Я не трус.
  Князь - владыка этих земель. Опора короля в битвах.
 А кто такой еретик? Вольнодумец? Он враг церкви.
-Ладно. Мои условия...
-Оставь Жана и его родню, - воскликнул Жак.
 Мэр усмехнулся. Как он может что-то требовать?
-А что взамен? - князь хотел прибыли.
-Подойти можно. Я сделаю для тебя кое-что.
 Мэру не нравился еретик. Вот урод, сдался быстро то как!
-Не врешь? - усмехнулся князь.
-Не.
-Подходи.
 Гордо взглянув на еретика, он сказал мэру:
-Вот и мой час. Спасибо Господь.
 Мэр кивнул.
-Воины ко мне.
-Псину из той избы приведите.
-Сделаем княже.
Жак подошел к князю. Сейчас или никогда. Конь не устал от погони. Быстр.
-Попрошу вас забыть о ереси. Я от нее отказался.
-Когда? Любопытно.
Еретик посмотрел вниз как подавленный.
-Сейчас!
 Жак рывком выбросил нетяжеловесного князя из седла и оседлав коня
разрезал узду и стремена коня мэра. Пригнулся. Мэр промахнулся. Ха.
Пинок Жака выбросил мэра из седла:
-Получи гад.
 Рослые воины. Ха. Остолопы! Не остановили Жака. Меча забоялись? Опешили.
Рванул от кричавших врагов. Жан поднялся во весь рост и мигнул ему:
-На!
 На скаку Жак поймал острую палку и, уже покидая деревню, крикнул:
-Прощай! Будь счастлив, друг!
 Жан перелез через обломки. Стало грустно. Потом зашагал и сказал:
-Удачи ему в жизни, Господи!
 Зарычал пес.
 Ему надо уходить.

                2.03 - 23.08.04 Н.Новгород


Рецензии