Диагностика хулиганства по Г. В. Лаут

Психологическая диагностика делинквентности.
В процессе диагностики исследуются мотивы делинквентности. Для этой цели применяются различные методы.
1.Сбор данных.
Изучают социальную историю развития подростка, при этом обращают внимание на следующие особенности его жизни в семье.
Семейная социализация: опека и распределение обязанностей, модели поведения отца и матери, стиль их отношений, их отношение к неудачам и поведение в конфликтных ситуациях, стиль воспитания, роль сиблингов и других членов семьи.
Проблемное поведение в в семье: наркомания родителей, наличие судимости у родителей, насильственные действия в семье.
Путь развития подростка в области образования: посещение детского сада, поступление в школу, ход обучения в школе, успеваемость, окончание школы, проблемы школьной успешности.
Отношения вне семьи: контакты подростка со сверстниками, принадлежность группам ( прежде всего к проблемным молодёжным группировкам)  и кружкам, свободное времяпровождение.
Критические жизненные события: переезды, смерть или утрата близких людей, изгнание из семьи, пребывание в детском доме.
2.Анализ делинквентного поведения
Задача состоит в изучении делинквентного поведения на основе специализированных интервью подростков или дополнительной информации (сообщение свидетелей, анализ отчетов Управления по делам молодежи и милицейских сводок, судебных решений).  В центре внимания находятся следующие объекты изучения.
Течение нарушения: школьные проблемы и трудности обучения, проблемы со сверстниками, братьями, сестрами, издевательство над животными, прогулы в школе, агрессивность, негативизм, ранние попадания в органы социального надзора (управление по делам молодежи, милиции, к социальному педагогу в школе), развитие делинквентности.
Описание делинквентного поведения (планирование, проявление и динамика поведения).
Ситуационные условия делинквентного поведения  (едино-личное или групповое деяние, благоприятствующие обстоятельства).
Внутренняя обусловленность поведения подростка (влияние алкоголя, страх, озлобление, высокая степень возбудимости).
Положительные последствия делинквентного поведения (гордость собой, признание со стороны других, удовлетворенность собственной значимостью и силой).
Негативные последствия делинквентного поведения (наказания в семье и со стороны органов правопорядка).
Психологической диагностике подвергается прежде всего когнитивно-интеллектуальный статус клиентов с помощью невербальных тестов, а также выявляются особенности личности, облегчающие путь к делинквентности (в частности, агрессивность, легкая возбудимость, эмоциональная лабильность). К данному блоку исследования относится изучение работоспособности и успешности в школе  (опрос подростка, проведение общего теста школьной успешности, ознакомление с текущими оценками и аттестатами). Наблюдение за поведением в повседневных ситуациях дает дополнительный материал о способности клиента е разрешению конфликтов, решению проблем, установлению и поддержанию межличностных отношений.
Планирование психологического консультирования.
Психологическое консультирование носит комплексный характер. Для делинквентов, как правило, проблемой является не собственное поведение, а внешние реакции на него и санкции со стороны общества. Поэтому важно понимание механизмов неадекватного по-ведения, для того чтобы в рамках консультативного процесса Делинквент смог ответить, почему и зачем он совершал свои поступки, и принял решение о необходимости изменения своего  поведения. Осознание проблемы можно сформировать следующими способами.
Анализ выгод и потерь. Наиболее действенным будет письменное составление выгод и потерь клиента в связи с нарушением поведения. Необходимо заострить внимание на его долгосрочных вредных последствиях для последующей жизни и внутреннего мира подростка.
Пробуждение чувства стыда за совершенный проступок и его последствия для жертвы.  Этот метод особенно эффективен в рамках группового психологического консультирования, которое с искренним возмущением вынуждают провинившегося лицом к лицу конфронтировать с последствиями содеянного («горячее кресло» в рамках тренинга антиагрессивности).
Модификация вредных дисфункциональных мыслей. В поле зрения психолога должны находится причины тех чувств, которые подросток испытывал а процессе своего развития, накануне или во время совершения наказуемого деяния или неадекватного поведения ( например, ярость из-за неспособности к вербальному разрешению конфликтов или по поводу несправедливости каких-либо ограничений). С помощью когнитивных моделей  поведенческого психологического консультирования можно подвести подростков к осознанию, что имеются возможности справиться с конфликтами, ограничениями и негативными переживаниями ( например, в связи с разочарованием в людях; Volpe, Ellis, Hoelle, 1997). Ролевые игры (например, с целью обучения вежливому устойчивому реагированию на критику со стороны носителя авторитета), упражнения в реальной обстановке ( например, сознательное принятие к сведению негативной реакции на свои по-ступки окружающих людей, уменьшение в себе «дурных настроений» с помощью новых когнитивных моделей или сознательная регистрация положительного реагирования окружающих людей), снижение негативного настроения на основе нового стиля мышления, фокусировка внимания на позитивных изменениях в реакциях окружающих после переработки прежних способов поведения подкрепляют клиента в его готовности следовать новым способам поведения и мышления.
Переработка прошлого опыта социализации. Если главной причиной делинквентного поведения является негативный опыт социализации, то психолог проводит с подростком работу, направленную на принятие им своего прошлого ( например, в форме фиктивной переписки с обремененным негативным воспоминанием референтным лицом). При этом речь идет о том, что подросток не может по своему желанию изменить тех или иных близко стоящих к нему людей.  Опыт клиента в качестве жертвы злоупотреблений или насильственных действий перерабатывается как травматический  (например, с помощью методов рационально-эмотивного и когнитивного консультирования). Если члены семьи делинквента находятся «в пределах досягаемости», представляется целесообразным – разговор с семьёй для обсуждения и улаживания разрешимых конфликтов.
Тренинг социальных навыков. Сообщение знаний (на  специальных занятиях) и пробные действия в процессе записываемых на видеокамеру ролевых игр призваны повысить способность клиента к вербализации проблемных ситуаций и нахождению правильных решений ( в частности, умению выражать свои чувства и высказывать критику). Трудные бытовые ситуации, которые до сих пор заставляли клиента испытывать чувства стыда, страха или вызывали у него стрессовую реакцию, преодолеваются с помощью систематической десен-сибилизации (Ellis, Hoellen, 1997); подростки должны убедиться в том, что другие могут относится толерантно к их небезупречному  поведению («Опозорится ещё не значит потерпеть катастрофу»). Во время таких пробных действий подросток убеждается на собственном опыте, что реакция на них окружения вполне сносна.  Путем обучения более конструктивному социальному поведению снижается склонность компенсировать страх и чувство собственной неполноценности.
Повышение самооценки. На когнитивном уровне подростку важно осознать, Что слабости и неудачи (связанные, в частности, с не-достаточным умением путем переговоров улаживать конфликтные ситуации) вовсе не являются свидетельством малоценности или никчемности человека как личности в целом. Кроме того, ценность личности не может определяться другими людьми. Сообщение этих сведений клиенту важно, в частности, для того, чтобы избежать симптомов  стресса во время тренинга социальной компетентности, если не всё будет получаться хорошо. Успешность  в овладении социальными навыками, естественно, повышает самоценность личности. Эффективными, особенно применительно к младшим подросткам, могут быть педагогические мероприятия. Направленные на развитие эмоциональной сферы, или поощрение к конструктивному времяпровождению ( спорт, хореография, хор, музицирование, моделирование). Если игнорировать проблему в сфере самоценности, то, как показывает опыт , существует опасность сдвига симптоматики  ( например, в результате тренинга клиент «перестает» вести себя агрессивно, но у него появляется стремление принимать психоактивные средства).
Содействие развитию продуктивности и успешности. Эта мера способна повысить самоценность подростка, совершившего проступок, и укрепить его позиции в обществе. Помимо повышения уровня информированности подростка следует работать над повышением его устойчивости к фрустрациям. На когнитивном уровне модифицируется иррациональное убеждение (в школах школьным психологом) готовность к обучению повышается путем положительного подкрепления («жетонное подкрепление»).
Улучшение самоконтроля. Содействие формированию социальных навыков активизирует развитие способности к самоконтролю, поскольку в распоряжении клиента оказывается выбор нескольких альтернатив при определении способов поведения. Кроме того, эффективно проведение специальных провокационных тестов, направленных на десенсебилизацию к критике ( Weidner, 1990).
Обучение техникам релаксации. Как показывает практика работы с юными делинквентами, прогрессивная мускульная релаксация легче поддается усвоению, поскольку данная техника требует большей активности, чем другие. Поэтому она более эффективна в ситуациях, провоцирующих страх и вызывающих стресс.
Тренинг обращения с жертвами проступка. Heilmann (1997)
считает, что этот эмоционально окрашенный блок  упражнений  на-правлен  на формирование способности поставить себя на место другого человека и проникнуться чувством сопереживания другому. Если прямой разговор с жертвой проступочного деяния невозможен или неуместен, рекомендуются следующие тренинговые техники:
- подросток должен в деталях описать свою жертву (внешность, рост, возраст, жестикуляцию и мимику во время совершения акта насилия);
- подросток пишет сочинение, изображая совершенный им проступок с точки зрения жертвы;
- подростку демонстрируют фильмы со сценами насилия, и он получает задание поставить  себя на место жертвы;
- подросток пишет (фиктивное) письмо своей жертве с выражением своего сочувствия, пытаясь унять её страх перед новой встречей с преступником.
Разрыв с субкультурой. Дальнейшая цель психологического консультирования и следующего за ней периода состоит в том, чтобы помочь подростку порвать со своей группировкой. Психологом ставится задача уменьшить пагубное влияние субкультуры на несовершеннолетнего делинквента путем отделения не готовых к сотрудничеству с психологом от тех, кто готов к такому сотрудничеству, и положительного подкрепления последних, после окончания психологического консультирования следует  оказать поддержку юному делинквенту в его интеграции в новую социальную среду.
Наставники. В качестве поддержки проведение группового психологического консультирования хорошо зарекомендовала себя модель наставничества. Более продвинутые участники психологического  консультирования берут шефство над новичками и слабыми клиентами, помогают им освоить социально приемлемое поведение, передают им усвоенный ими самими материал, что позволяет лучше его интернализировать. Приступающие к психологическому консультированию новички получают заряд мотивации и поддержку от «единомышленников».


Рецензии