Барды 2. Приложение. Песни

  Приложение.
      
      Песни с фестиваля «Заря 2002»
      
        «Баллада о белом и черном менестреле»
                (Н.Жусова)
      
Был вечер, падал белый снег,
Я попросился на ночь в дом,
Там в черном платье менестрель
Пел песни перед очагом.
Он пел о призрачных вождях,
О том, что свет не есть добро,
О позабытых королях
И люди слушали его.

Он пел о том, что не понять -
Где белый, а где черный свет
И что давно пора узнать,
Что правды в этом мире нет.
Он светлых проклинал богов,
В глазах огонь его сверкал,
Он не боялся страшных снов
И смысла жизни не искал.

Он был высок, хорош собой
И чистый голос вверх летел.
Он звал померяться судьбой
И песней все сказать хотел.
Я не забуду черных глаз,
Глубоких слов - над бездной мрак,
Я видел их всего лишь раз,
Но позабыть не смог никак.

Лепились блики от огня
И менестрель вдруг замолчал,
Он оглянулся на меня
И, посмотрев в глаза, сказал:
"Я знаю - ищешь счастья ты
По свету,  дом покинув свой,
Но мир не стоит суеты
И потому - пойдем со мной.

Смотри - не совершенен мир,
Везде там кровь и правды нет,
И Луватар - пустой кумир,
Ты заблуждался много лет.
Пусть проклинают люди нас,
Но мы свободны и сильны,
Я знаю, наш настанет час.
Он вечен - повелитель тьмы.

Ответь, идешь ты или нет,
За мной в бессмертие и тьму?
Кто знает, что такой свет?"
И вот, что я сказал ему:
"Не осуждаю я тебя.
Кто знает, может ты и прав.
Я ж не могу сломать себя
И к свету тянется мой нрав.

Я шел, искал свою судьбу
Через невзгоды и года,
Все это время предо мной
Сияла с запада звезда.
Да, я пошел бы за тобой,
Ты песней ранил душу мне,
Но мне начертан путь другой
До истеченья жизни дней.

Я знаю - вечен в мире свет.
Мой клич - творить, не разрушать.
Я не иду с тобой, поэт.
Вот все, что я могу сказать".
И улыбнулся менестрель, сказав:
"Ну, что ж, да будет так,
У каждого есть в жизни цель -
Тебе звезда, мне ночи мрак.

Вам света радость и добро,
Мне скорби вечная печаль,
Нам общих нет дорог,
Я ухожу во мрак, прощай!"
Надев на плечи черный плащ,
Он тихо вышел за порог,
А я, оставшись у огня,
С тех пор забыть его не мог.


            «Баллада о черном и белом  менестреле» (ответ)
                (А. Сивухин)
    Dm
В проезжем доме, как-то раз,
         Am
Когда в мороз мела пурга,
        Dm
Я песни пел в полночный час,
         Am
Мой голос там звенел тогда.
         C
И те, кто слушал и внимал,
      B
Дыханье, затаив, смотрел,
       Dm
А я их души понимал,
          Am           Dm
И сердцем их в тот миг владел.

Ведь тьму не надо создавать,
Что изначально нам дана,
Ее так просто нам понять
В ночь, окунувшись без огня.
Как просто разум погасить,
Из песни, выкинув слова
И душу с темнотою слить,
Не помня света и добра.

Я пел о грусти и тоске,
О том, как сам был одинок,
Вдруг лютня дрогнула в руке,
Мой голос замер между строк.
Одетый просто менестрель
Шагнул из мрака в свет огня
И, за собой закрывши дверь,
Взглянул он молча на меня.

Судьбою было нам дано
В тот вечер встретиться двоим,
Об этом знали мы давно -
Остаться должен лишь один.
И там где свет - там мрака нет,
Но ночь по-своему сильна,
В его глазах прочел ответ,
О том, что истина одна.

Я струны резко оборвал,
Сменила песню тишина.
И вот, что я ему сказал
О силе правды и добра:
"А, правда, в том, что кто силен,
Тот каждый раз бывает прав
А доброта совсем не в том,
Что нищим стал, добро раздав.

Прав тот, кто научил людей
Постичь науку выживать,
Как пережить им сто ночей,
Что бы потом сильнее стать.
И светлый бог - не только день,
Лишь вместе мы с тобой сильны,
Пойдем со мной, ты - свет, я - тень,
Проложим путь сквозь царство тьмы".

А менестрель шагнул на свет
И грея крылья у огня,
Он улыбнулся мне в ответ.
И песней вспыхнули слова.
Он пел о счастье и любви,
И о душевной красоте,
О созиданье доброты,
О звездах в вечной темноте.

И люди слушали его
С восторгом трепетной души
И всем хотелось одного -
До света разума дойти.
А голос песней к звездам звал,
И в душах вечностью звенел,
И всяк творца в себе узнал,
Дарить себя другим хотел.

Его я слушал и молчал
И голос презирал его,
Он песни светлые слагал,
Что для меня больней всего.
И сняв с гвоздя свой черный плащ,
Я тихо вышел за порог,
А голос, что во след звучал,
С тех пор забыть его не мог.



    «Всадник на черном коне»
                ( Н.Жусова)

  Am
Догорает свеча в руке,
        Em
Каплей воска обжигая ладонь.
      Am
Я все жду, когда в далеке
       Em
Черный твой появится конь.
           F                C
     Звук подков полетит в тишине
              Dm                Am
     Словно крылья за спиной - плащ,
              Dm               F
     Ты, быть может, вернешся ко мне
           Em                Am
     И обняв меня, скажешь: "Не плачь!"

Как давно ты ушел от меня
И вернуться не обещал,
Но с тех пор не гашу я огня,
Чтоб ты путь ко мне отыскал.
    И пускай я устала ждать,
    И надежда моя все слабей,
    Каждый вечер иду встречать
    Я тебя уже много дней.

Сероглазый король в плаще
Цвета воронова крыла,
Нет покоя в моей душе,
Сердце я тебе отдала.
   Ты наверно меня забыл,
   Для чего я тебе нужна?
   А быть может, все это было
   Лишь обрывок волшебного сна.

Черный всадник на черном коне,
Мягкий шелк светло-русых волос,
Мое сердце в холодном огне,
Счастье горькое ты мне принес.
   Как не прочен сказки хрусталь
   И дрожит на ветру свеча,
   Льется с неба звездная сталь,
   И туманом легла печаль.

Догорело пламя свечи,
Но все так же кругом тишина,
Даже ветер теперь молчит,
Я стою на дороге одна.
   Не вернулся сегодня опять
   Мой король на черном коне,
   Но я снова тебя буду ждать,
   Хоть и ты забыл обо мне.



  "Ричард первый" (ответ)
                (А. Сивухин)
     Dm
Я покинул свой дом родной
     Am
Ради правды Святого Креста,
     Dm
Не идти нам дорогой одной,
     Am
О разлуке шепчут уста.
     B           F
Мне походы, бои вдали,
     Gm               Dm
Твоя доля - домашний очаг.
      Gm            B
Между нами дороги легли
     Am             Dm
И струится печаль в очах.

Много лет ты тепло хранишь,
Лишь бы только огонь не угас.
Я надеюсь, меня ты простишь,
Что судьба разлучает нас.
По дороге домой назад
Предан был сероглазый король,
А во всем виноват мой брат,
Что чужую присвоил роль.

Сколько лет от тебя вдалеке -
От судьбы видать не уйдешь.
Талисман твой в холодной руке
И я знаю, меня ты ждешь.
Если б крылья расправить сумел,
Я  к тебе полетел навсегда,
Но лишь ветер свободен и смел,
А меня не пускает стена.

Я своих друзей позову,
Сила дружбы теперь важна,
Сталь оков своих разорву,
Ведь не вечна тюрьма моя.
Добрый конь полетит в тишине,
Словно крылья за спиной - плащ,
Знай, я скоро вернусь к тебе
И скажу: "Дорогая, не плачь!"

Сон волшебный опять придет,
Засияет сказки хрусталь,
Блеском глаз у знакомых ворот,
Где растает твоя печаль.
Тем, кто любит, верит и ждет
Помогает судьба сама,
Там, где ветер свободный поет
Будем вместе опять ты и я.


Рецензии