О правоте

Иногда, попав в среду своих ближних, мне приходит в голову естественная мысль: - а прав ли я в своих рассуждениях?.. Верна ли моя точка зрения?.. Если прав мой оппонент, то тогда зачем же с ним спорить?.. А если нет, мне не доказать ему его неправоты. Для него существует только его мнение - его, личное, как маленького центра Вселенной. Извините, что ссылаюсь на А. Солженицына ("Архипелаг ГУЛАГ"). Нет другой точки зрения, кроме его собственной, которую он страстно отстаивает. И нет другого мнения, которое бы имело право на существование - иное мнение не нужно. Мой оппонент говорит мне: - "Я ошибаюсь? Ну и что!.." Всё равно я прав и моя точка зрения остаётся священной. Но это уже в мыслях. Люди не любят признавать своей неправоты. Для этого нужно определённое мужество перед другими и перед самим собой. Философия лжи, которой он себя оправдывает, говорит о его слабости. Об отсутствии мужества его интеллекта признать истину. Потому что за этим отказом ничего нет. Признай он сейчас правду, и то, что он сейчас ошибается, он теряет самого себя, потому что за ним вакуум. Если бы он был талантлив и был личностью, он согласился бы, что может быть неправым. Но будучи ничем, доказать ему его неправоту практически невозможно. Человек привык жить в условиях психологического комфорта, и доказательства обратной истины, что его иллюзии неверны, гибельны для его личности. Кто добровольно признает себя ничтожеством?.. Это невыносимое чувство. Что ты никто и ничто. Поэтому у человеческого мозга существует система защиты для его самосохранения - невосприятие негативной для себя лично информации. Его не интересует истина, а лишь собственное мнение. Пусть оно сто раз неправильно. Но оно его. От него он не отступится. Это равносильно отказаться от себя и подвергнуть риску разрушения конструкцию собственной личности. Поэтому он всегда любит быть правым. Это поддерживает его не только в глазах окружающих, но и самого себя. Даёт столь нужный и необходимый авторитет, ощущение самодостаточности. И не нужна ему никакая истина, и правда. "Презреть не позволим божественность нашу!" Простите, что не ссылаюсь, но кажется, XIX век.
Геродот, "отец истории", говорил ещё в своё время, что, когда не высказано другое мнение, то не из чего выбрать наилучшее. Подавляющему большинству людей  это второе мнение не нужно. И они живут по лжи. Так удобнее и проще. Но нет религии выше истины. А жизнь у нас одна и жить Вы можете, как хотите. Но за Ваше светлое будущее я не ручаюсь.    (4.10.10 г.)


Рецензии