Книга 2! 5. Коррекция походки

5. Коррекция походки

Про походку неврологических больных с односторонним гемипарезом говорят «Рука просит, нога косит». Все потому, что рука согнута в локте и ладонью немного выдвинута вперед, как у попрошайки. А нога, в которой не работают мышцы, совершенно прямая, от бедра шагает через сторону. Такая особенность походки часто бывает, например, после определенных форм инсульта. И в наших больницах врачи-неврологи и инструкторы ЛФК даже не думают поправлять и учить больных правильно ходить. Я же постараюсь поделиться собственным опытом.
Начну с того, что шагающая вперед нога должна быть обязательно СОГНУТА в колене. Опорная нога при этом непременно должна оставаться прямой, а ее бедро – ВЫШЕ бедра ноги шагающей.
Над своей походкой я работаю, используя знания по Пластической анатомии, которую мы изучали на первом курсе Академии. Ведь для того, чтобы правильно нарисовать одежду на человеке, надо правильно нарисовать самого человека. Как правило, модели для демонстрации одежды принимают шаблонные позы: одна нога - прямая, а вторая - немного выставлена вперед или отставлена в сторону. При этом бедро прямой ноги обязательно будет выше отставленной.
Это правило необходимо соблюдать и при ходьбе. Конечно, здоровые люди об этом не задумываются, просто ходят себе, ритмично переставляя ноги. Но вот больные, у которых в одной ноге отказали мышцы, должны задумываться перед каждым шагом!
Больную ногу нельзя проносить прямой через сторону. Это неправильно и НЕКРАСИВО!
С рукой – сложнее: ее никуда не денешь. Она просто тупо висит, как ей хочется, впереди тела. Ее можно только спрятать в карман (из эстетических соображений) или подвесить в специальном конверте (для медицинских целей). Таким образом, «навести красоту» пока можно только в походке.
Я сама все еще хожу неправильно, т. к. долгое время не обращала внимания на эстетическую сторону своей походки, а просто ходила, ходила, ходила, концентрируясь на устойчивости и самом факте движения. Врачи, естественно, молчали, как партизаны. Теперь приходится исправлять закрепившийся шаблон.
После «выхода из коляски» я все внимание уделяла движениям ног. Поначалу мне вообще сказали ходить на полусогнутых ногах. Чтобы укрепились коленные суставы, потому что они «выстреливали» назад при полном разгибании ноги. Я к этому привыкла - так кажется устойчивее и надежнее.
Но, когда появилась возможность ходить уже на прямых ногах, тут-то и пошла нога «косить». Четырехглавая мышца левой ноги (которая сгибает ногу в колене и потом поднимает ее) по-прежнему не работает, поэтому приходится немного присесть, чтобы нога согнулась в колене, а потом мышцей бедра выносить ее вперед.
Из-за этого - и корявость походки, и медлительность, ведь на все эти дополнительные движения уходит порядочно времени.
Меня это ужасно бесит! Я всю сознательную жизнь проходила на каблуках, в том числе - на очень высоких. И походка при этом была летящей. Были моменты, когда я девочкам на подиуме советовала, как ходить. А теперь уже меня учат правильно переставлять ноги…
Однажды травматолог в 5-ой Градской прибежала в палату в десять вечера, когда мы все уже спали. Разбудила меня и заставила рассказать мою историю, сама же, впопыхах посмотрев рентгеновские снимки, заключила, что у меня «суставные мыши», и мне нужно носить тутор на всю ногу, от стопы - до бедра. Все это она говорила, стоя между кроватями и пружиня на пятках. И так же внезапно, как и появилась, убежала. Еще она дала телефон реабилитолога из ЦИТО (Центральный институт травматологии и ортопедии в Москве).
После больницы я позвонила на оставленный мне номер. Приехала тетенька со шкафообразной фигурой и первым делом отправилась обследовать мою квартиру. Только после осмотра жилплощади она посмотрела на меня и спросила, что я хочу.
Я ей привычно рассказала. Она уложила меня на диван и принялась изучать мои мышцы и суставы. Заметила на спинке дивана книгу «Атлас анатомии человека», которую я в то время изучала, и строго спросила: «Это что?» - Я сказала, что читаю.
 «Не занимайся не своим делом!» - она почти кричала на меня, рассматривая при этом мои рентгеновские снимки ног и плеча почему-то вниз головой. А когда я ее попыталась поправить, она снова крикнула мне: «Ты меня учить будешь, как смотреть?!», но снимки все-таки перевернула…
Когда я поинтересовалась, какая у нее врачебная специализация, она огрызнулась: «Тебе зачем? Я - врач-реабилитолог спортивной медицины», хотя манерами и внешностью она больше походила на шпалоукладчицу.
После ощупывания моих конечностей «врач-реабилитолог» подергала их в разные стороны. Колени тогда еще сильно болели, я заплакала. Она сурово сказала: «Не реви! Надо терпеть, если хочешь ходить. Нечего нюни распускать!»
Через полчаса моих мучений она собралась уходить. Я робко спросила, сколько должна ей за визит, она махнула рукой и сказала: «Да ладно! Ничего не надо!» - И ушла. Я с ужасом вспоминаю эту «шпалоукладчицу». А ведь кто-то ей, наверно, еще и деньги платит за такую «реабилитацию»…
Через некоторое время, уже в 10-й горбольнице, в Некрасовке, я попросилась на прием к врачу-хирургу со своими снимками и вопросом о «суставных мышах». Пока он крутил в руках снимки, я спросила, что делать с «мышами»? Он улыбнулся и ответил «Что делать? Что делать? - Кошку пустить!» А в конце сказал, что НИКАКИХ «мышей» у меня нет, все суставы в порядке. И лечить надо ГОЛОВУ!
Та же самая врач-травматолог, которая посоветовала мне ходить в туторе на всю ногу, увидела на снимке правого колена несросшийся перелом надколенника и запретила вставать на колени. Но веселый хирург из 10-й больницы сказал, что надколенник в порядке и уже можно на него вставать.
Вот такие разные и даже противоречивые мнения бывают, порой, у наших врачей…
P.S. Еще должна упомянуть о такой супер-важной вещи, как СТОПОДЕРЖАТЕЛЬ(!) или ортез на голеностопный сустав. Врачи ЛФК страдают повальной амнезией на его счет. А он как раз помогает удерживать стопу в правильном положении, под 90 градусов по отношению к ноге, чтобы пальцы не цеплялись за землю при ходьбе. Пока я много и упорно ходила, разрабатывала ноги, поднимаясь по лестницам, я стерла носы не у одной пары обуви, т.к. нога всегда цеплялась за ступеньку, не имея силы поднять носок и сразу поставить стопу на ровную поверхность. Да и по дороге легче в нем ходить, красивее и правильнее походка, когда ты не подволакиваешь ногу, скребя носком по земле, а ставишь ее ровно, по-человечески. Я приобрела стоподержатель на второй год болезни, самостоятельно додумавшись до этого и сгоняв в магазин свою сиделку. Сначала купила неправильный, поразмыслив, определилась с нужной моделью.  Сейчас в больницах пациенты с интересом разглядывают мой ортез и интересуются, что это и где его купить. И я опять, ВМЕСТО врачей, провожу просветительскую деятельность среди больных.  Хоть где-нибудь, в какой-нибудь карме,  мне это зачтется?!?

19.09.2010


Рецензии