Рецензия на Легенды ночных стражей

«У-ХУ!»
м/ф «Ежик в тумане»

«Каждый народ имеет право на своего Штирлица»
юмористическая программа «Бис»

«Что ж, обычные дела, нас с тобою на*бали»
Борис Гребенщиков

Какая самая расхожая принадлежность главного героя в фентези?
Правильно – Избранный. Именно так, с большой буквы.

Да что там в фентези, избранные сейчас кругом и везде: один избран уничтожить Матрицу, которая никто не представляет что из себя такое. Другой должен найти Г.Э.К.К., построить город-сад и все заживут счастливо, даром что после ядерной войны. Третий еще что-то должен сделать, не помню, как там у Панова. А почему? А потому что какому-то сумасшедшему взбрело в голову, что в будущем настанет рай на земле, вот только должны произойти ряд событий и появится на свет спаситель, который и Скайнет порвет на британский флаг, и свет наконец-то сделает по пятнадцать копеек, а то Волгодонскую АЭС запустили, и ничего не изменилось, кроме загаженной экологии. За свет все так же платим кучу денег.

Авторы не мучаются творческими потугами, и просто сочиняют, что когда-то кто-то что-то предсказал. Дальше два основных варианта развития событий.
Первый случай: появляется тот самый избранный, он знает что он такой, его всю жизнь готовили и вот он, в белом костюме с золотыми пуговицами.
Второй случай: паренек или девчушка наслушаются героических баек о прошлом, потом узнают о пророчестве, и в час опасности отправятся на поиски избранного. Чаще всего они сами этим избранным и являются, но до поры до времени не знают.

Это надоедает страшно, вы даже не представляете, как это может осточертеть. Но авторы раз за разом применяют в своем творчестве эту тему, этот сюжетный ход. Но знаете что? А то, что это работает! Хотя о творческих возможностях авторов думаешь уже гораздо хуже

«Легенды ночных стражей»

Маленький (умерено) совенок Сорен любил слушать рассказы папы-совы о стражах Га’Хула (черт его знает, что это такое) и о героической битве с каким-то злодеем, которого сильно ранили отбив клюв, и он стал носить шлем постоянно, не снимая. Эта сказка очень нравилась ему, его младшей сестре, но старшего (кажется, это не было уточнено) брата эта история раздражала. Он был, что называется, реалистом.

Однажды им (братьям) предстоял первый полет, но братья увлеклись и упали на землю. Земля для сов значилась запретной зоной, и надо было срочно улетать наверх, обратно, но братья не умели толком летать, так что их самих пришлось спасать. Их и спасли. Спасли непонятные совы неопределенной, но неприятной наружности. Они отнесли братьев и еще множество маленьких совят куда-то далеко, к скалам, где Железный Клюв собирает себе из них, совят, армию. Зомбирует, подвергает гипнозу, в общем, занимается все теми же нехорошими делами.
Сорен вместе с маленькой совушкой улетают, чудом спасшись от железных когтей воинов злодея и ищут за морем дерево, где живут те самые стражи. В пути их сопровождают Сумрак – филин-бард, и Копуша – взъерошенный и какой-то все время на измене. Няня-змея присоединяется неожиданно даже для нее самой.
Ехидна-оракул с синими иглами указывает путь через море, и герои находят искомое. Там же Сорен встречает постаревшего и довольно циничного воина, который всегда был его героем. Именно он сразил Железного Клюва и наградил его таким именем, оторвав клюв. Он объясняет, что легенды это не истина, что это в какой-то степени обман. Что война вещь опасная и отвратительная, что на поле боя не думаешь о подвигах. Там ты просто делаешь свое дело. Пройдя ускоренный курс подготовки, он и его товарищи летят спасать совят от нехороших сов. Но в стане стражей есть предатель.

Зак Снайдер прославился «Рассветом мертвецов», вольным ремейком одноименной ленты патриарха зомби-лент Джорджа Ромеро, потом снял жестокую и бескомпромиссную «300». Следующий его фильм был назван мной лучшим в минувшем году, это были «Хранители». Когда стало известно, что его следующей картиной будет компьютерный мультфильм о совах, я, честно признаюсь, покрутил пальцем у виска. После наводненных жестокостью и насилием фильмов снять, фактически, ленту для детей, это было в моих глазах шагом назад. Первоисточник мне не был известен, как и почти всем в нашей стране, так что мой скептицизм понятен. Однако имя Снайдера заставляло как минимум поинтересоваться.

Потом случился трейлер.
Это стало нормальной практикой в Голливуде: задействовать в рекламных роликах музыку, которая не зазвучит в фильме. Так меня уже обманули с «Жена путешественника во времени», хотя этот фильм все равно был замечателен. В трейлере «Операция «Валькирия» играла шикарная музыка из многотомника «Пила», в рекламном ролике же «Ночных стражей» надрывался голос Джареда Лето. Звучала песня «Kings and queens» его группы Thirty seconds to Mars. Одна из лучших, если не лучшая песня с их последнего на нынешний день альбома. Песня великолепна, видеоряд был подобран под нее отлично, но в кинотеатре нас обманули. Музыка в фильме хорошая, даже есть одна песня, исполняемая не оркестром, но не та, и она не очень.
В общем, нас опять обманули, и обманом тащили в кинотеатры. Любыми способами.

Касаемо перевода, не зная первоисточника, сказать тяжело, хотя голоса определенно подобрали хорошо, кроме нескольких, как, например, отец главного героя. Этот голос «мудрого наставника» уже надоел сильнее отечественных фильмов как таковых. Хотя это, возможно, только моя реакция на голос, все же я каждый месяц покупаю журнал «Мир фантастики», где этот актер озвучания рассказывает о фильмах, интересных фактах о них и киноляпах в них. Еще отмечу барда Сумрака. Чтоб подчеркнуть его отвратительное пение, нужен был голос противней.

Сюжет прост и заезжен так, что сидишь уже через силу. Но это пока думаешь о нем. В перерывах меду этими пустыми раздумьями, любуешься картинкой. Она в фильме отличная. Совы нарисованы презамечательно, анимировано каждое перышко, каждая пушинка. Разве что смешно двигаются клювы как губы. Хорошо хоть они без зубов. Великолепно переданы полеты и ощущение высоты и красоты мира, и стереоэффект здесь не важен. Лента сама по себе красива, картинка сочная, даже темные цвета контрастны, сливаясь и выпирая, они не превращаются просто в заполнение текстур. Цвета всегда уместны, всегда видны.
Жаль, что сюжет тоже виден, сразу и до самого конца. Брат пойдет на брата, стражи победят, семья воссоединиться, а поверженный Клод займет место Железного Клюва в сиквеле, который непременно будет.

Отдельно хочется поговорить об операторской работе и спецэффектах. Как это ни смешно звучит применительно к компьютерной анимации.
Это поразительно, но даже в стереокино, даже в Си-Джи-анимации можно делать такие эффекты, что дух захватывает. После пролета Сорена в вихре ливня, задумываешься, а видели ли вы что-либо настолько красивое. Именно настолько, потому что красивее этого лично я почти ничего не видел, а что видел – прямо сейчас никак не припомню. Это несказанно радует, ибо в век настолько развитых технологий нас почти перестали удивлять, мы все видели, и ничто не может нас поразить, заставить сказать «ух ты», или просто замереть, задержав дыхание.
Ну, кроме момента осознания любви и ожидания слова «да».

И не могу не упомянуть бои. Схватки подчеркнуто быстры и жестоки, дабы не возникало иллюзии, что война это прекрасно. При этом Зак Снайдер играет так, как сейчас может только он. Замедления и облеты камеры в сценах сражений отправляют нас воспоминаниями к «300» и началу «Хранителей». Все сделано настолько качественно, что сумбурность и хаос баталий не видишь, потому как ты всегда в центре сражения, и ты видишь все настолько четко и ясно, с таким слоу-мо, что на кресле оказываешься не ты, а лужица, которой ты когда-то был.

Сказка для тех, кто постарше. Вот как бы я охарактеризовал эту картину. Слишком маленькие дети не поймут антивоенного подтекста, люди постарше, придирчивые, как я, увидят зияющие дыры сюжета и набившую оскомину историю про избранных и предсказания (чертова ехидна). Часть событий почти никак не объясняется, а имена героев почему-то не запоминаются. Я, например, не могу вспомнить, как звали ту маленькую совушку, и как звали легендарного воина Га’Хула.

Но не смотря на эти моменты, плюсов все же больше, так что лента заслуженно получает четыре. В большинстве своем это оценка за визуальную составляющую, но она стоит этой оценки.


Рецензии
Бог ей судья, ехидне-то. В конце концов она на самом деле ничего и не предсказывает, а просто услышав о любом происшествии, констатирует: "это было предсказанно... И это тоже..."

Игорь Дедушкин   06.11.2010 20:04     Заявить о нарушении