Хулиганство подростков

Делинквентность
Делинквентность сама по себе не является психическим нарушением, она определяется на языке общественного порядка. Если же подростки неоднократно совершают административно наказуемые деяния и допускают такие отклонения, как прогулы школьных занятий или не-повиновение авторитетам, то в соответствии с  МКБ-10 (F91.2) диагностируется социализированное расстройство поведения. Существует опасность развития асоциального расстройства личности (F60.2) во взрослом возрасте.
В основном делинквентное поведение подростков выражается в грубом нарушении соответственных возрасту социальных ожиданий, то есть  его проявления должны быть гораздо более серьёзными, чем обычное ребяческое озорство  или подростковое бунтарство.
Диагностические критерии
Заключение о наличии расстройства поведения должно учитывать возраст и уровень развития ребенка. Примеры форм поведения, на которых основывается диагноз расстройство поведения, включают: чрезмерная драчливость или хулиганство; жестокость по отношению к другим людям и животным; причинение значительного ущерба чей-либо собственности; поджоги; воровство; постоянную лживость; прогулы занятий в школе и побеги из дому; необычно частые и тяжелые вспышки гнева; вызывающее и провоцирующее поведение; открытое непослушание.  Любая из форм поведения при условии её выраженности является достаточной для установления диагноза, но изолированные диссоциальные акты не могут служить основанием для него.  Установление данного диагноза рекомендуется только в том случае, если длительность описанных форм поведения составляет шесть и более месяцев.
Основанием для  диагноза  социализированное расстройство поведения, является хулиганство и издевательство над другими детьми, и может распространяться на поведение в школе, на домашнюю обстановку и семейное окружение. Часто расстройство оказывается наиболее выраженным именно вне семейного контекста, в частности, ярко проявляясь в школе (или других общественных местах), - это обстоятельство вполне совместимо с данным диагнозом. Включаются: Расстройство поведения, групповой тип; групповая делинквентность; правонарушения в условиях членства в банде; воровство в компании с другими; прогулы школьных занятий. (Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. «Академия» М. 2008.  с.48-53)
Психологическая диагностика делинквентности.
В процессе диагностики исследуются мотивы делинквентности. Для этой цели применяются различные методы.
Сбор данных.
Изучают социальную историю развития подростка, при этом обращают внимание на следующие особенности его жизни в семье.
Семейная социализация: опека и распределение обязанностей, модели поведения отца и матери, стиль их отношений, их отношение к неудачам и поведение в конфликтных ситуациях, стиль воспитания, роль сиблингов и других членов семьи.
Проблемное поведение в в семье: наркомания родителей, наличие судимости у родителей, насильственные действия в семье.
Путь развития подростка в области образования: посещение детского сада, поступление в школу, ход обучения в школе, успеваемость, окончание школы, проблемы школьной успешности.
Отношения вне семьи: контакты подростка со сверстниками, принадлежность группам ( прежде всего к проблемным молодёжным группировкам)  и кружкам, свободное времяпровождение.
Критические жизненные события: переезды, смерть или утрата близких людей, изгнание из семьи, пребывание в детском доме.


Рецензии