История и география одной скульптуры
В Нижнем парке, окруженный стриженными липами, стоит на гранитном постаменте бронзовый царь Петр. Пожалуй, он несколько выбивается из общего праздника водных струй и позолоты Петергофа. Взгляд Императора решителен, лик чересчур строг. Невольно торопеешь, встретившись глазами с Императором. Да и черненая бронза монумента диссонирует с позолотой и белым мрамором соседних статуй. Почему он здесь? Зачем?
Мне захотелось узнать больше об этом памятнике, и я провел свое маленькое расследование.
***
Жил на свете человек по имени Мордух. Фамилию дал ему один из районов родного города Вильно – Antakalnis, в коем человек и появился на свет в 1843 году.
Очень талантливым был человек, хоть и родился в небогатой еврейской семье, в которой было еще седьмь детей. Только уж очень он стеснялся своего еврейского происхождения и, став крупнейшим русским скульптором ХIХ века, именовался не Мордух Матысович, а Марк Матвеевич, по фамилии Антокольский.
Жил он и творил большей частью за границей, так как здоровье имел слабое, и в Россию возвращаться не желал. Да и правильно. Если ты в 27 лет уже удостоился высшей награды Российской Академии искусств – стал академиком, то нечего киснуть в северных болотах, окруживших имперскую столицу!
В Европе Марк Матвеевич обрел признание и мировую славу, получив орден Почетного легиона, став почётным членом многих западноевропейских академий: Парижской, Венской, Берлинской, Лондонской и многих других помельче.
Но речь не о нем, хотя, безусловно, человеком Марк Матвеевич был интереснейшим и скульптором выдающимся. Давайте поговорим всего об одном его произведении, которое силой таланта скульптора и волей обстоятельств никак не дает забыть себя нашим соотечественникам.
Уже после окончания Академии, в 1871 году отправился 28-летний академик Антокольский М.М. для продолжения образования в Италию.
В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России, которую и закончил через год. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург, демонстрировал на Всемирной выставке в Париже. Современники отмечали, что произведению присущи цельность, энергия, порыв. В нем воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема России, "мужавшей с гением Петра".
Так получилось, что встреченная с восторгом работа академика, целых тринадцать лет являлась в России лишь музейным экспонатом, перекочевав позже в Русский музей и Третьяковскую галерею, но не находила себе более широкого применения.
Настал 1884 год, и 8 мая в Нижнем парке Петергофа – загородной резиденции, созданной Петром, любимой им, словно выпестованное дитя – был открыт памятник Петру I. Архитектор Ган Эдуард Львович водрузил на пьедестал из красного пютерлахского полированного гранита уменьшенную бронзовую копию скульптуры Антокольского М.М.
Бронзовый царь вписался в пейзаж Нижнего парка, словно внес дух самого императора, трудами которого обязан Петергоф своим блеском и славой. По замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой - стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось блистательно осуществить. «Русский Версаль» засверкал жемчужиной в короне Российской Империи.
Минуло еще двенадцать лет, и в году1898-ом, отлитая в бронзе, копия скульптуры Антокольского была установлена на пьедестал у порта города Таганрога. Вспомнили, что город был основан двести лет назад как крепость и гавань для военных судов по приказу самого Петра Первого, что в одно время Петр предполагал даже перенести сюда столицу страны. Но судьбу города решили неудачная для России война с Турцией и блестящая виктория над шведами, случившаяся на брегах Невы.
Таким образом, Таганрог получил к двухсотлетнему юбилею замечательный памятник своему основателю, а современные таганрогские гиды – одну из основных достопримечательностей города.
Точно такая же история произошла и в другом русском городе – Петровске Саратовской области. И в этом городе появился памятник царю-реформатору, и тоже на основе работы Антокольского М.М.
Дело в том, что Петровск – старинный купеческий город, также основанный по именному указу Петра Первого в 1698 году. По преданию, основатель лично побывал в городе в 1707 году. Царь повелел основать крепость в верхнем течении реки Медведица для охраны края от набегов крымских татар и многочисленных разбойничьих шаек, сиречь «чтобы впредь в окольные города… вольные люди не приходили и разорения никакого не чинили…». Вокруг крепости и вырос город.
В 1909 году случился другой крупный юбилей – 200 лет победы под Полтавой. У Сампсониевского собора на Выборгской стороне Питера, построенного на месте воздвигнутой деревянной Сампсониевской церкви, названной именем Сампсона Странноприимца, в день которого Россия одержала победу в битве и освященной в 1710 году в честь Полтавской победы, появился на пьедестале еще один Петр I работы Антоколького М.М.
На постаменте надписи: Петру великому. 1709 – 1909. «А о Петре ведайте, что ему жизнь недорога, жила бы только Россия, благочестие, слава и благосостояние ее».
Еще одна бронзовая копия скульптуры была установлена 13 мая 1910 года на Кирочной улице Санкт-Петербурга перед зданием полкового госпиталя Преображенского полка, в сквере - в память о капитан-бомбардире и полковнике Лейб-Гвардии Преображенского Полка.
Надписи: на постаменте с лицевой стороны: “Державному основателю преображенцы”; на боковых гранях: “Потом трудов моих создал я вас”; “При Полтавской баталии сражался я с полком моим, лично был в великом огне”.
Как и памятник у Сампсониевского собора, его дубликат на Кирочной улице уничтожен в начале 1930-х гг.
По другим данным в 1938 году памятник у Сампсониевского собора демонтировали, и он попал в Государственную Третьяковскую галерею, где находится в настоящее время. В справке из фондов галереи сообщается: "Через Московскую закупочную комиссию 21 апреля 1940 года по акту № 47 от Управления государственных резервов за 1356 рублей поступил в Москву. Ранее находился на Сампсониевском проспекте в Ленинграде. В Государственную Третьяковскую галерею поступил 28 декабря 1938 года на историческую выставку по акту № 0693, а в 1940 году в фонды галереи". Переговоры с Государственной Третьяковской галереей о возвращении памятника на историческое место, начавшиеся в 1989 году, не увенчались успехом.
Памятник Петру I рядом с храмом Св. Сампсония Странноприимца был воссоздан с авторской модели на средства Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" и открыт в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга.
Еще одна, хоть и уменьшенная копия статуи установлена по инициативе архангельского губернатора Ивана Васильевича Сосновского в Петровском парке г.Архангельска в 1914 году на постамент из серого гранита, сработанный монахами Соловецкого монастыря. В 1920 году статуя была сброшена с постамента, а на её месте сооружён обелиск жертвам интервенции. До 1933 года статуя лежала на берегу, после чего была перемещена в фонды краеведческого музея. В 1948 году памятник воссоздан на нынешнем месте — набережной Северной Двины – историческом месте основания Архангельска.
Вот именно эта статуя и знакома практически каждому россиянину по гравюре на пятисотрублевой банкноте Банка России.
Хотя, за что ей такая честь? Почему не Петергоф? Или Таганрог?
И последний мне известный экземпляр растиражированного произведения Антокольского был поставлен на пьедестал в 1923 году у Петровских шлюзов в городе Шлиссельбурге Ленинградской области – городе, рожденным Петровским указом у самого истока Невы.
Памятник замечателен уж тем, что является первым памятником, воздвигнутым царю в СССР. Правда, я сильно подозреваю, что это и есть тот самый экземпляр, подаренный Питеру преображенцами и исчезнувший с Кирочной улицы. Просто, вряд ли молодой Советской республике, только пережившей интервенцию и гражданскую войну, было дело до высокого монументального искусства. Впрочем, это лишь догадка, доказательств которой я не нашел.
Так почему именно Шлиссельбург удостоился чести принять бронзового Императора?
В Шлиссельбурге берет свое начало уникальная водная артерия, построенная по приказу Петра Первого и носящая его имя – Петровский канал (или Староладожский канал) протяженностью 117 километра, соединяющий реки Нева и Волхов. На момент своей постройки (1730 год) канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. Был сформирован отдельный батальон в количестве 700 человек, обслуживающий сооружения канала, а сам он имел статус стратегического объекта. Но нему столица империи снабжалась в обход бурному Ладожскому морю всем необходимым.
С развитием железных дорог, Староладожский канал утратил свое значение. Без дОлжного внимания, он обмелел и обветшал. В 1940 году прекратили по нему ходить суда, а с 1962 года вообще был снят с баланса последнего хозяина.
В настоящее время канал пересыпан перемычками в Шлиссельбурге и деревне Черное. Эта часть канала обмелела, заилена, заросла ряской и донной растительностью и по существу является запущенным прудом, в который потихоньку сбрасываются городские стоки.
Сам город Шлиссельбург оставляет впечатление тихого, захолустного и очень провинциального города с покосившимися сараями, неустройством и дрянной коммуналкой. Но он все еще не перестает гордиться своими древними развалинами – крепостью Орешек, каналом и шлюзами, церковью…. Город жив рекой и кораблестроением вопреки кризисам и дефолтам.
Каждый год в первое воскресение июля – на День речника – получает бронзовый Петр I неизменную тельняшку от шлиссельбуржцев и неистово вглядывается вдаль – туда, где за поворотами стремительно несущейся на запад Невы лежит другой его город – некогда блистательная и гордая столица Российской империи.
***
Вот такова история и география всего лишь одного творения выдающегося скульптора, академика и кавалера Антокольского Мордуха Матысовича.
Продолжится ли она? Как знать?
Вполне может случиться, что узнаем мы еще новые адреса, по которым установят памятники Петру I, потому как пьедесталов с советских времен освободилось от Ильичей множество, а без причисления к лику святых своих правителей Русь по-прежнему жить не может.
Свидетельство о публикации №210100501312
Не была там, вдвойне интересно.
История памятника- не знала о нем.
Жизнь в маленьком городе совсем иная, время иначе течет...Не знаю, смогла бы жить в таком ритме или нет. и у памятников особая судьба.
Татьяна Дума 05.01.2023 07:11 Заявить о нарушении
Интересно проехать вдоль канала, особенно летом. Там через каждые семь километров были основаны станции (теперь на их месте поселки), где меняли лошадей, тянувших тяжелые баржи. Лошадей жалели, они должны отдыхать. Места тут удивительные, курортные! Песок, сосны, Ладожское озеро - мелкое здесь, а потому хорошо прогревающееся. Очень похоже на Куршскую косу в Калининградской области, или Литве, только полудикую и неухоженную...
С ув.,
Альвидас Ачюс 05.01.2023 07:55 Заявить о нарушении
Мой папа всю блокаду воевал в Ленинграде и передал мне любовь к городу по наследству.
Дорога Жизни, он ездил по ней, и туда свозили.
Уже начинаю формировать желания, составлять маршруты...
Татьяна Дума 05.01.2023 09:17 Заявить о нарушении