Функции государства

ТЕМА: Функции государства на разных этапах его исторического развития.



План.



1. Введение.
2. Этапы исторического развития государства и развитие его функций:
а) Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим;
б) функции средневековых государств;
в) функции государств в новое и новейшее время.
3. Заключение.






1. Введение.

В истории философии политической мысли есть немало попыток объяснить, что собой представляет государство и его функции.
Назначение государства – осуществлять свои функции.  Формируются они в процессе формирования государства и гражданского общества. Между ними, как правило, происходит острая борьба. Ибо от сформированного в дальнейшем государства зависит мера свободы граждан и пределы вмешательства государства в частную жизнь людей.
Под функциями государства принято понимать основные направления деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом, в присущих ему формах и методах.
Современной юридической наукой предложена трактовка функций не только как направлений его деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы.  Выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействуют на состояние общественных процессов.
Осуществление конкретных функций может, как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризисное состояние.
Существенные признаки функций государства:
1) устойчивая сложившаяся деятельность государства в той или иной сфере деятельности,
2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством функций,
3) направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе,
4) реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще всего в правовых) и любыми методами, присущими государственной власти.
Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления, укрепления и развития.
В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, в других – в сферу политики, отсюда и повышенное внимание к реализации функций государственной власти. Исчезают одни функции, возникают другие.
Каждая функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной форме общественной жизни. Содержание функций показывает то , что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.
Содержание функций не остается неизменным на всех этапах развития государства. Особенно существенно различие в содержании функций у государств, принадлежащих к различным общественно-экономическим формациям. Большим своеобразием отличаются функции государства в периоды социальных перемен, переходных состояний общества, революционных потрясений.
В силу тесной связи функций государства с его сущностью и социальным назначением в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общенациональные начала. Отсюда функции государства в классово антагонистическом обществе имеют четкую классовую характеристику. Это особенно заметно в обществе, где складывается классовая напряженность, где сильно противоборство классов. Такое состояние государственности было присуще буржуазному обществу середины XIX века, в нашей стране в период после октября 1917 года. Так в первом основном законе Советского государства – Конституции 1918 года главная задача государства определялась как диктатура пролетариата.
Но, даже в классовом обществе государство осуществляет общественную деятельность, выступает представителем интересов всего общества. Функции государства носят расширенный характер. Например, перераспределение национального дохода, обеспечение социальной защищенности в период экономического спада, использование стимулов материальной заинтересованности для развития наиболее важных отраслей, поддержание цивилизованного порядка, борьбы с преступностью и прочее, учитывая национальный фактор.
Престиж государства, политической власти, ее поддержке населением (легитимность власти) непосредственно зависят от демократического содержания его функций.
Итак, в деятельности цивилизованного, демократически организованного государства приоритетное значение приобретают общесоциальные начала, гуманистские и демократические принципы, разумное сочетание национальных и интернациональных интересов. Современная практика свидетельствует, что развитое государство ограничено во вмешательстве в рыночную экономику и иные сферы взаимоотношений с гражданским обществом.  Однако у каждого государства имеются свои особенности, определяющие его вмешательства, как в дела общества, так и в дела отдельной личности.
Государство – развивающийся организм. Этапы развития государства и его функций изменяются в процессе своего развития, как правило, они соответствуют определенной исторической эпохе.
Существуют различные основания для классификации функций государства. Например, по продолжительности действия: имеются постоянные функции и временные. К ним можно отнести соответственно экономические функции или функцию приватизации.
Рассмотрим этапы исторического развития и развитие функций государства на этих этапах.

2. Этапы исторического развития государства и развитие его функций в соответствии с ними.

Возникновение понятий о государстве и его функциях восходит своими корнями к религиозно-мифологическим истокам. Наиболее исторически достоверным было произведение Гесиода (7-8 век до н.э.) «Теогония», в котором мифическая космогония обосновывала идею социальных и политических порядков божественным первоисточником. и Боги были первоначальными правителями законодателями в Древней Греции.
Древнейшие учения о государстве  возникли в странах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. Наиболее влиятельной доктриной в Древнем Китае, относящейся к VI-III в. до н.э. было конфуцианство.
Его основу составляла книга Конфуция «Лунь юй». Согласно его учению, управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем – «Сыном неба».  Главная функция государства – воспитать в себе и распространить  среди поданных человеколюбие. Государю вменялось в обязанность относится к подданным как к своим детям. В его функции входила  забота о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных – важнейшее государственное дело.
Однако Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он считал, что управлять надо на основе традиционных религиозно-моральных методов воздействия.
В Древней Греции концепция государства начинает разрабатываться в рамках общефилософских учений. Наивысшего расцвета древнегреческая мысль достигает в философии Платона и Аристотеля.
Прообразом идеального государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта – сохранившиеся в ней  патриархальные отношения, организация жизни господствующего сословия по образу военного лагеря, пережиток общинной собственности, группового брака.
Платон считал, что общество должно быть сословным. Правители – философы, второе сословие – воины, третье – земледельцы и ремесленники. Платон предугадал значение раздельного труда и экономической жизни страны. Однако он выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно-замкнутого, самодостаточного государства. В этом сохранении, развитии этих функций государства Платон видел основную задачу государства. Платон считал извращенной формой государства тимократию (власть военных), олигархию (власть богатых), демократию (власть народа), тиранию (власть жестокого правителя).
В диалоге «Государство» он рассмотрел все эти идеи через призму человеческих нравов.
В диалоге «Закат» у Платона появляется новый проект, в котором он проводит идею смешанной формы государства: сочетание моральных функций и правовых.
Идеальным Платон называет государство, в котором совмещены начала демократии и монархии. К функции воспитания государства он теперь причисляет политические и правовые функции.
В полемике с Платоном сформировалось философское учение Аристотеля. Свои воззрения о государстве Аристотель изложил в трактатах «Полемика» и «Никомахова этика». В очерке «Афинская политика» Аристотель излагает этапы развития государственного устройства Афин.
Он дает следующее определению государству: «…всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо)… . Это общение и называется государством или общением политическим».
Государство образуется вследствие влечения людей к общению. Первый вид общения – семья, несколько семей – селение или род, объединение нескольких селений – государство, высшая форма человеческого общежития. Знаменитое изречение философа гласит, что «Человек по природе своей есть существо политическое». Функции государства по определению Аристотеля – достижение удовлетворения жизненных потребностей.
В «Политике» Аристотель классифицирует государства по их функциям. Он разграничивает правильные государства, где верховная власть в свои функции вкладывает социальные функции: добиться блага для всех граждан; и неправильные, где правители социальные функции исключают, предпочитая личную выгоду. К правильным он относит монархию, аристократию и политию. К неправильным – тиранию, олигархию, демократию.
К политии он относит смешанную форму государства, возникающую из сочетания олигархии и демократии.
Платон и Аристотель, говоря о государстве вплотную подходят к пониманию социальных противоречий, определяющих развитие рабовладельческих государств. И тот, и другой исключают из числа граждан, лиц, занимающихся физическим трудом.
Виднейшим мыслителем периода Римской республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон. Свое учение о государстве он изложил, подражая Платону, в диалогах «О государстве» и «О законах» Цицерон считал, что государство есть дело народа, где «народ» - это соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов.   В его трактовке правовые функции государства выступает основой государства. Государство в таком понимании оказывается не только сообществом, созданным для воспитательных функций свободных граждан (каким представляли Платон и Аристотель), но и правовым сообществом.
Характерной чертой Востока и античного мира явилось то положение, что функции государства рассматривались через интересы полиса, общества, но не личности.
История развития теории государства продолжается в Средние века. Она отражает борьбу за власть между католическим духовенством и светскими феодалами. Общей основой средневековых доктрин были религиозные представления, тексты священного писания.
Первым трактатом, в котором обсуждались проблемы государства в 12 веке, стал «Поликратикус» Иоанна Солсберийского. Он впервые использовал термин «государь» для обозначения правителя вообще. Государь мог быть императором, королем, герцогом. Подданные государя составляли сообщества на той территории, которой он правил. Иоанн разработал функции правления, основанные на различении между двумя видами государей. Государи, использовавшие в своем правлении функции правовые (на основе закона), социальные (используя «принципы общего блага») и государи, преследовавшие свои личные цели. Если тиран приказывал подданному поступить против веры, подданный должен ослушаться. Следовал поразительный вывод: человек имеет право и даже обязанн убить его. Иоанн Солсберийский первым из западных авторов разработал теорию тираноубийства, которая получила развитие в дальнейшем развитии теории государства и права.
Значительным представителем средневекового католического богословия являлся доминиканский монах Фома Аквинский. Его воззрения изложены в трактатах «Сумма теологии», «О королевской власти» и в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Он считает, что государство представляет собой часть универсального порядка, создателем и правителем которой является бог. Функции государства состоят в обеспечении человеку минимального благосостояния, и появляется функция, обеспечивающая объединение в одно государство. Предпочтение Фома отдавал монархии. Такая власть более успешно способна выполнить объединительные функции, внушает уверенность и стабильность.
Позднее Средневековье и времена Возрождения и Реформации представлены основателем светской теории государства итальянцем Николо Макиавелли. Его воззрения наиболее полно представлены в сочинении «Государь», «История Флоренции». Его учение было свободно от теологии. функции государства по представлению Макиавелли содержат политические, социальные, правовые. Аристократические и демократические учреждения, каждое из которых защищает интересы соответствующей части населения.
Значительное место в развитии светской теории государства и права внес французский юрист Жан Боден (14 век). В сочинении «Шесть Книг о государстве» он впервые сформулировал и обосновал понятие о суверенитете, как существенной функции государства, абсолютной и постоянной как внутри государства, так и в отношениях с зарубежными державами (функции обеспечения безопасности, социальной, правовой, международных связей). Боден перечисляет конкретные функции суверенного государства:  право издавать и отменять законы (правовая функция), объявлять войну и заключать мир (охранительная), назначать высших должностных лиц (политическая), осуществлять верховный суд и право помилования (правовые функции), права чеканить монету, устанавливать меры веса, взимать подати (финансовые, экономические функции).
Боден дал определение: государство – это правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти.
Боден, как и Макиавелли заложил основание светской теории о государстве.
В России впервые понятие о русской государственности появляются в XI веке  в «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Филарета.
В этом сочинении проявляется объединительная функция древнерусского государства, обоснование главенства киевского князя над другими князьями. В «Поучении Владимира Мономаха» впервые были сформулированы функции Киевской Руси во главе с князем. Он считал, что очень важно добиваться мира, заботиться об «убогих», не позволять обижать сильному простого человека, укреплять военное могущество, избегать междоусобиц. Функции древнерусского государства: единение земель, усиление княжеской власти, экономическое укрепление проходят через ряд литературных произведений в 12-13 веках: «Слово о полку Игореве», «Задонщина».
С возвышением московских государей особенно расширяются функции Московского государства – внешние, как экономические, так и политические связи с другими государствами. Объединительные функции , правовые, охранительные так же получают дальнейшее развитие.
Именно в этот период складывается мировоззрение гуманизма, когда в центре внимания оказывается человек. Зарождается индивидуализм, который находит поддержку государства как самостоятельная ценность.
Новое время (с 17 по 19 века) в становлении государственной мысли сыграло важнейшую роль.
Гуго Гроций, автор знаменитого трактата «О праве войны и мира. Три книги». 
Согласно Гроцию развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства. В учении Гроция договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства, отношений власти и подчинения. Начиная с Гроция почти все теоретические настроения 17-18 веков объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили   из этой посылки. Основная функция государства согласно Гроцию – охрана частной собственности. К другим функциям он относил издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, разрешение вопросов войны и мира, заключение международных договоров. По мнению ученого, каждая существующая форма имеет своим источником общественный договор. Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться даже и несправедливым требованиям власти. Однако народ может изменить образ правления, если это право оставлено за ним общественным договором, либо если договор расторгнут правителями государства.
После Гроция крупнейшим теоретиком общественного договора был английский философ Томас Гоббс (17 век). Основное его произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Согласно теории Гоббса, отказываясь от естественного права на самосохранение, которое дано людям богом, они перекладывают его на государство, которое есть великий Левиафан (библейское чудовище). Государство обладает абсолютной (суверенной) властью. Его функции Гоббс определил как издание законов, контроль за их соблюдением, установления налогов, назначения чиновников и судей. Одна из основных функций государства – обеспечение той собственности, «которую люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права». 
Дальнейшее развитие теория естественного права людей и общественного договора получила в работах англичанина Джона Локка. Для гарантий естественных прав и законов считал он, люди отказались от права самостоятельно обеспечить эти права. В результате общественного соглашения таким гарантом стало государство, в функции которого входило издавать законы, снабжать  санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.
Во французском Просвещении крупнейшим теоретиком государства был Шарль Луи де Монтескье (18 век). Он был одним из зачинателей историко-сравнительного изучения общества и государства. Возникновение государства Монтескье рассматривает как исторический процесс. По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Закономерности общественной жизни он рассматривает через понятие общего духа нации. Поэтому свой главный труд  он озаглавил «О духе законов». Согласно его учению на общий дух, нравы и законы нации воздействуют физические и моральные причины. К моральным причиным относит принципы политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи. Важнейшими средствами считает принципы государственного строя. Он различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Значительной новизной обладало его учение о разделении властей на законодательные, исполнительные и независимые судебные органы. Впервые функции государства были разделены. Рассматриваемая им триада (законодательной, исполнительной и судебной властей) со временем стала формулой конституциализма.
Учение Монтескье оказало влияние в дальнейшем на развитие функций государства в конституциях таких стран как США (1787 г.), Франции и других государств.
Воззрения Жан-Жака Руссо положили начало новому направлению теоретической мысли – политическому радикализму. Наиболее полное изложение получила его теория в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Он рассматривает процесс образования государства как эволюционный путь развития общества от звериного существования через развитие цивилизации, возникновение неравенства к созданию государства. По его мнению государство было создано для обеспечения безопасности и охраны имущества. Возникает неравенство в обществе, его пределом является создание деспотии, где нет ни правителей, ни законов – только тираны. Руссо отвергает учения определяющие договор как соглашение между правителями и подданными. С его точки зрения договор является соглашением между равными субъектами. Определяя функции государства, Руссо отводит определяющую роль законодательной власти. Он отвергает представительскую форму, а высказывается за осуществление законодательной функции государства самим народом, всем взрослым мужским населением государства.
Руссо выступал против доктрины разделения властей. Достаточно, во-первых, разграничить компетенцию законодательных и исполнительных органов (законодатель не должен выносить решений в отношении отдельных граждан). И, во-вторых, подчинить исполнительную власть правителю. Системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничений функций органов власти.
В России в 16-17 веках преобладали идеи неограниченной самодержавной власти, закрепление крестьян за землей, формирование и охрана жизни имущественных слоев населения.
В 18 веке, начиная с Симеона Полоцкого до времен ученого Татищева В.Н., стала развиваться идеология просвещенного абсолютизма. Суть ее в том, что просвещенная монархия должна быть государством, основывающемся на законах.
В 18 веке в России заметно влияние либеральных идей французского Просвещения. Показательным является «Наказ» Екатерины II, составленный для членов комиссии по подготовке нового Уложения. В «Наказе» Екатерина высказывает  идеи улучшения функций самодержавного государства: подчинение всех сословий одним и тем же законам, установление власти не самодержца, а законов. В первоначальном варианте «Наказа» шла речь и о выкупе крестьянства. То есть функции государства кардинально должны были измениться.
В 19 веке оказали заметное влияние на государственную жизнь России деятели Н.С. Мордвинов и М.М. Сперанский. Мордвинов противопоставлял деспотизму монархическое правление с разделением властей, предлагал преобразовать Сенат в представительный законосовещательный орган. Сперанский предлагал создать Государственную Думу как совещательный орган. По его мнению, император должен быть главой исполнительной власти, а Сенат – высшим судебным органом.
На самых радикальных позициях стояли декабристы. Их программными документами  были «Русская правда» Пестеля, проект Конституции Н.М. Муравьева. Пестель выступал за республиканскую форму государства, за передачу ряда функций государства местному самоуправлению. Конституция Муравьева предполагала расширение демократических свобод и установление конституционной монархии с федеративным устройством государства.
Вопросы о путях развития русского государства были одним из главных в жизни России середины 19 века. Сложилось два течения: славянофилы и западники. Славянофилы считали, что функции государства должны развиваться по пути нравственного совершенствования, развития духа в союзе с православной церковью.
Западники считали, что функции государства должны развиваться по пути совершенствования законности, переносить на почву России достижения цивилизации западных стран.
В 40-е годы сложилось в России радикальное революционное течение, представленное В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.Г. Чернышевским, Н.П. Огаревым. Другим течением был анархизм, отрицавший государство, которое с точки зрения Бакунина, есть зло, должно быть разрушено и заменено федерацией самоуправляющихся общин.  В конце XIX века Г.В. Плеханов начал пропаганду марксизма, который стоял за кардинальное изменение функций государства через социалистическую революцию.
Бурное общественное развитие в XX веке привели к расширению в  Европе и США исследований по проблемам государства. В первой половине XX в связи с развитием государственно-монополистического капитализма возрастает роль государственных функций в европейских странах и США. Возрастает роль экономических, финансовых, политических функций государства. Этот процесс привел к кризису идей  либерализма и вызвал появление доктрины «государственного регулирования». Сторонники усиления функции экономического вмешательства государства полагали, что ограничения правовой функции в рамках централизованного планирования есть жертва, необходимая для достижения более важной цели – обеспечения достойной жизни большинству населения. Государство должно было взять на себя функцию материальной обеспеченности всего населения.
Создание смешанной экономики - активная регулирующая функция и функция создания социальных услуг государством, рассматривалась как путь к государству всеобщего благоденствия.
В последние десятилетия XX века распространились технократические теории. С точки зрения Джосефа Барнхейма в результате бурных технологических процессов произошли значительные изменения в государственном управлении, что вызвало образование еще одной значительной социальной группы – менеджеров. Барнхейм утверждает, что функции государства меняются и основополагающей  является изменение мест в исполнительской и законодательной функциях государства, которое становится инструментом нового привилегированного класса менеджеров. В будущем, полагает Барнхейм,  на планете установится единое технократическое государство во главе с комитетом директоров-технократов.
В начале XX века доктрины  о развитии государства в России взаимодействовали чаще всего с практической политикой. В наши дни особенно привлекает деятельность и взгляды государственного деятеля России Л.А. Столыпина. Функции государства он рассматривал в связи с появлением революционных теорий. Считал, что государство должно, прежде всего, успокоить народ и подавить революционное движение, придавал большое значение созданию гражданского общества и его основы – частной собственности через создание аграрных поселений, общин. Считал, что часть функций государства должны быть переданы местному самоуправлению.
Определяющую роль в российской истории XX века сыграл  В.И. Ленин. Он считал, что в России  возможна социалистическая революция и переход к социализму с помощью государства диктатуры пролетариата. Такие функции государств западной демократии (которые постоянно совершенствовались) как плюрализм, всеобщие и свободные выборы, права человека, не являются абсолютными ценностями государства диктатуры пролетариата. Конкретные формы диктатуры – власть Советов, которые должны соединить законодательную и исполнительную власть. Функции государства передавались Советам под руководством коммунистической партии.
Широкую известность на Западе приобрел Н..А. Бердяев. Функции государства, по его теории, не должны распространяться на душу человека. «Государство должно быть сильным, но должно знать свои границы».  Государство должно регулировать внешние отношения людей на религиозной основе.
Одним из ярких и глубоких мыслителей XX столетия был П.Б. Струве. Государство он рассматривал как организм, который выполняет функцию формирования дисциплины в государстве, которая будет способствовать государственному усилению. Путь развития России он видел в совершенствовании капиталистических отношений, строительства правового государства на основе законности, культуры, ответственности государства и общества.
С точки зрения решения задач внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами принято разграничивать внутренние и внешние функции.
По сферам деятельности различают политические функции, которые заключаются в поддержании стабильности государственной власти, укреплении ее авторитета, а также обеспечении доступа граждан к управлению делами общества. Экономические функции направлены на поддержание эффективности развития экономики, перераспределение национального дохода, государственное стимулирование экономического роста, установление ценовой и налоговой политики.
Охранительные функции государства заключаются в установлении и охране правопорядка, обеспечении  защит прав и свобод гражданина. Важной функцией любого государства является социальная функция – государственная поддержка малообеспеченных групп населения, пенсионное обеспечение, организация систем здравоохранения. Функция международных связей подразумевает сотрудничество с другими государствами и поддержание мирового порядка. Обеспечение безопасности проявляется в формировании военизированных структур и определении порядка их деятельности, концентрации материальных и иных ресурсов для разрешения чрезвычайных ситуаций, организации обороны страны. Экологическая функция – восстановление и формирование среды обитания человека, предотвращение разрушения экологии.
Для осуществления функций государство использует различные формы деятельности: правотворческую, правоприменительную, правоохранительную (в целом их можно обозначить как правовые). А также внеправовые: контрольную, материальную, финансовую и другие.
В новейшее время оказывает влияние на государственные функции научно-техническая революция и во многом связанные с ней структурные изменения в производственных отношениях. Становится одной из важнейших функций, мера государственного регулирования производства, финансов и торговли, ставшие по существу функцией поддержания относительной стабильности экономики. Наметились функции межгосударственных взаимодействий, обусловленных совместными действиями нескольких стран (европейское экономическое сообщество), ведущих к экономической интеграции. Впрочем, еще сохраняются многие национальные различия. Эта функция государств находится в самом начале своего совместного пути. Трансформируются основные функции государств в сторону демократизации, в большей степени учитываются интересы общества в целом, в частности экологической защиты, создаются новые механизмы правового регулирования.

2. Заключение.

Таким образом, функции государства изменялись с развитием  цивилизации общества. Каждому историческому этапу соответствовали определенные формы государства с соответствующими функциями.
Если на первых этапах исторического развития государства преобладали воспитательные, охранительные функции, то в последующем происходили изменения в соответствии с потребностями общества. Уже в первых государственных образованиях появляются, а затем совершенствуются политические, правовые, экономические, финансовые функции. На каждом этапе государство свои функции расширяет и только в демократических образованиях свои функции государство готово передать органам самоуправления.
В технократическом обществе появляются уже новые функции: экологические, обслуживания появившегося нового сословия – менеджеров.
Назначение государства осуществлять свои функции. Современная практика государств свидетельствует, что происходит ограниченное вмешательство публичной государственной власти в рыночную экономику и иные сферы общественных отношений.
Таким образом, в теории государства сформировалась «функция государства», отражающая реальный процесс его жизнедеятельности, вытекающая из категории «сущность государства» по мере развития общественных отношений, повышения производительности труда, консолидации населения. Сущность государства постоянно меняется, что в первую очередь проявляется в изменении его функций.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Венгеров А.Б. Несущие конструкции правового государства. «Общественные науки», № 3. 1990г.
2. Жигуленков М.В. Понятие функции государства и политики. «Государство и право», № 5, 2001г.
3. Каск Л.Н. Функция и структура государства. Л.: Юриздат, 1969г.
4. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов. «Советское государство и право», № 10, 1990г.
5. Мамут В.О. Государство в ценности измерения. М.: Слово, 2000г.
6. Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе. «Государство и право», № 6, 1993г.
7. Четвернин В.А. Размышление по поводу теоретических представлений о государстве. «Государство и право», № 5,  1992г.
8. Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: ИНФО, 2000г.


Рецензии