Роспотребнадзор ждёт массовых отравлений?

       
         Четыре года назад Санкт-петербургское управление РОСПОТРЕБНАДЗОРА, нимало не сумняшеся,  выдало некой фирме «Вершина» санитарно-эпидемиологические заключения на производство известных растворителей для нитрокрасок: 646, 647, 650. Растворители эти производились ещё с советских времён и широко применялись как в промышленности, так и стояли на прилавках магазинов. Да вот незадача: по рецептуре содержали они 12 % этилового спирта. Следовательно, становились подакцизным товаром, а это сразу повлекло за собой и повышение цены, и сложности с получением, учётом и контролем за любимым продуктом россиян. А за этим всем грозно маячило снижение прибыли!
Ещё не слишком популярный в наше время немецкий экономист Карл Маркс более века тому назад писал, что во имя получения сверхприбыли капиталист пойдёт на любое преступление. Вот и новоявленный средний класс из фирмы «Вершина» решил не отставать от капиталистов прошлого. Поразмыслив над тем, как сделать товар «подешевше», они вспомнили, что есть спирты и другие, метиловый спирт, например, безакцизный, ядовитый, производимый отечественной промышленностью. Но главное – дешёвый! Изопропиловый спирт, практически не отличимый по свойствам от этилового, для этих целей не годился – уж больно дорог, да и везти его надо было издалёка. А метиловый спирт… Эврика! Конечно, это яд: при приёме внутрь 30 мл наступает летальный исход, а при приёме 5 -10 мл – сильное отравление со слепотой. Но ведь он так привлекательно дёшев! Идея овладела массами. И некая «Вершина» составляет новые технические условия на общепризнанные растворители, 646, 647, 650, предусмотрительно добавив перед номерами букву «В» (дескать, знай наших!), а для пущей важности (читай сверх-сверхприбыли) ещё и увеличивает концентрацию спиртового компонента с 12 аж до 40 ( сорока!) процентов. И с этим «ноу хау» (не путайте с новым или «грядущим хамом» Дмитрия Мережковского) фирма отправляется в Санкт-петербургское управление РОСПОРТЕБНАДЗОРА.
Для несведущего читателя сообщим, что РОСПОТРЕБНАДЗОР (полное его название –Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека) должен стоять на страже здоровья человека, охранять природу, экологию, не допускать появления в продукции ядов и т.д.  Для этого ведомством, возглавляемом главным санитарным врачом РФ Г.Г. Онищенко, издаются санитарные правила, выдаются санитарно-эпидемиологические заключения, по всей стране есть филиалы РОСПОТРЕБНАДЗОРА, целая армия санитарных врачей стоит на страже благополучия человека… Казалось бы, что руководящие документы ведомства РОСПОТРЕБНАДЗОРА должны быть руководством к действию для всех чиновников этого ведомства. Но как говорится, бог высоко, а царь далеко.
Поэтому когда вышеупомянутая «Вершина» явилась за санитарно-эпидемиологическим заключением (СЭЗ) в Санкт-петербургское управление РОСПОТРЕБНАДЗОРА с техническими условиями, чиновники, простите ответственные работники этого управления, не стали себя утруждать перечитыванием действующих «Общих санитарных правил по работе с метанолом» (утверждены заместителем главного
государственного санитарного врача СССР А.И. Заиченко, приказ № 4132-86 от 18 июля 1986 г.)  и благословили эту фирму на выпуск растворителей с содержанием ядовитого метанола до 40%, выдав ей СЭЗ на производство растворителей для промышленного применения. А ведь первый пункт этих правил гласит:
«1.Применение  метанола может допускаться лишь в тех производственных процессах, где он не может быть заменен другими, менее токсическими веществами».
Не будем гадать, что стоит  за этой выдачей СЭЗ, неквалифицированность, халатность или коррупция, общероссийская беда, с которой президент Д. Медведев начал такую активную борьбу. Факт остаётся фактом: СЭЗ выданы, санитарный врач, по-видимому, согласовал производство ядовитых растворителей. Ведь в соответствии со следующим пунктом указанных правил: «2.Ведение технологических процессов с применением метанола или веществ, содержащих метанол, подлежит согласованию с органами государственного санитарного надзора». И под крышей Октябрьского вагоноремонтного завода, где фирма арендовала помещение, началось производство якобы 646, 647 и 650 растворителей. Каким образом было организовано это «производство», как доставлялся метанол-яд, как он хранился, кем охранялся, как производился контроль за состоянием воздушной среды, как инструктировались работники, проводились ли медицинские обследования их два раза в год и т.д. – над этими вопросами лучше не задумываться. Работа «по правилам» порождает столько проблем, что реально осуществимо это только в  специализированном цехе нефтехимического завода ( спец. вентиляция, обвалованные емкости для хранения, специальная охрана и т.д), а не для приспособленного помещения под прикрытием железной дороги.  Однако факт остаётся фактом: производство метанольных растворителей началось с 2006 года. Воодушевлённая столь лёгкой победой над РОСПОТРЕБНАДЗОРОМ, администрация фирмы шагнула далеко вперёд, осуществляя давнюю задумку – поставку растворителей в торговую сеть. Конечно, даже всемогущие чиновники РОСПОТРЕБНАДЗОРА не рискнули бы согласовать эти деяния фирмы, именующей себя «законопослушной».
Санитарными правилами  ( п. 21) строго-настрого : «ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- изготовление политур на метаноле;
- выпуск продуктов (мастик, нитролаков, клеев и др.), применяемых в быту и выпускаемых в торговую сеть, в состав которых входит метанол;
- применение  метанола для разжигания нагревательных приборов;
- применение метанола в качестве растворителя».
Запреты – запретами, а деньги, если верить римскому императору Веспасиану, «не пахнут», зато заманчиво и призывно шелестят. И полились растворители в потребительскую тару, 5- и 10-литровые канистры, литровые и пол-литровые банки, и потёк поток этих «товаров бытовой химии» на прилавки магазинов, торговых домов и рынков «от Москвы. простите, Санкт-Петербурга, до самых до окраин». И появились они на прилавках «Максидома» в СПб, «Торгового дома «Эдельвейс» в Краснодаре, ИП Иоффе в Сибири,  даже экспортировались в Казахстан в адрес «ЕС-Мир» и т.д.. На этикетках, естественно, информация о наличии в составе метанола и сопутствующих ему надписи «ЯД!» с рисунками черепа с перекрещенными костями ( как это требуется санитарными правилами и законом о защите прав потребителя) отсутствовала. Зачем же пугать покупателей! Еще не купят!  За неимением СЭЗ на товары бытовой химии вся продукция предусмотрительно сопровождалась полученным от РОСПОТРЕБНАДЗОРА Санкт-Петербурга СЭЗ на промышленное использование, если, конечно, магазины-покупатели интересовались не только ценой, но и «законностью» производства.  О таких «мелочах» , как соблюдение требований статьи 7 « Право потребителя на безопасность товара (услуги)» Федерального закона «О защите прав потребителей» и говорить не приходится. Малому бизнесу писаны  ли законы?
Но сколько бы верёвочке ни виться, а конец всегда рано или поздно появляется. И этот «конец» явил себя в лице Санкт-петербургской таможни, проявившей интерес к указанным растворителям, обратившейся  в ведущий научно-исследовательский институт с 80-летней историей «ВНИИНЕФТЕХИМ», сотрудники которого были повержены в шок, увидев состав растворителей. В центральной прессе – парламентском журнале «Российская Федерация сегодня» (2009, №9) появилась инициативная статья « Малый бизнес химичит в химии», старшего научного сотрудника института Т. Лестевой.
Ответный удар со стороны малого бизнеса, «законопослушным» представителем коего мнит себя «Вершина», не заставил себя долго ждать. В РУВД Невского района Санкт-Петербурга последовало заявление на институт. Текст этого заявления, точнее «телеги» по жанру, столь красноречив, что заслуживает того, чтобы привести его полностью:
                « В РУВД
«ООО «Вершина» обращается с просьбой проведения законности деятельности ОАО «ВНИИНЕФТЕХИМ». Данная необходимость обусловлена тем, что данное юридическое лицо  занимается противозаконной  негативной пропагандистской деятельностью в адрес ООО «Вершина», выполняя при этом  не свою профильную задачу, для которой  был создан данный научный центр Советской властью.
В добавок  ( сохранена авторская орфография –Т.Л.) к вышесказанному  просим провести проверку на предмет  наличия на территории центра  посторонних юридических лиц, ведущих незаконную деятельность с нефтенами («нЕфтены», что это за вещества такие?- Т.Л.) и химическими продуктами.
Также ярко выражены факты антигосударственной пропаганды, а именно бездействие нашего Правительства, и в частности Президента РФ, опубликованные в «Российской Федерации». Всё это ни что иное, как клевета государственной власти!
Генеральный директор                Я.Ю. Никитин
       Исполнитель: К.В. Шкурат
              8-911-777-96-64».
Пришлось администрации института дать справку по обвинениям фирмы, объяснив, какие растворители она готовит с позиций действующего законодательства. Нужно отдать должное милиции, не стала она равнодушно взирать на то, какими растворителями травят народ России и ближнего зарубежья, и передала она эти материалы в следственное управление ГУВД Санкт-Петербурга. Растворители были изъяты с торговых прилавков, в частности из «Максидома», дело по подчинённости было передано… Кому бы вы думали? Да РОСПОТРЕБНАДЗОРУ, конечно же! Ему, нашему верному защитнику! Не вспомнила вовремя администрация «Вершины» историю унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.
Но малый бизнес, на всемерное развитие которого взят курс президентом Д. Медведевым, так просто сдаваться не захотел. Если уж травить, так до конца! И на институт, «опорочивший» честь и достоинство фирмы, последовал грозный иск в Арбитражный суд. Негодующий истец требовал не только опровержения, но и возмещения ущерба в размере девятисот тысяч рублей! Вот в такую «не кругленькую» сумму оценила фирма свою репутацию, поскольку, как оказалось, она не прекращала поставки ядовитых растворителей в торговую сеть. В суде выяснилось, что институт не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как статья имеет автора, а администрация не давала ей никаких поручений для освещения деяний фирмы в прессе. Кстати, суд первой инстанции отказал «Вершине» в иске,  и хотя дело не закончено, («Вершина» подала апелляцию, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд принял решение о рассмотрении дела по первой инстанции), но оставим Фемиде вершить правосудие, вернёмся к рассмотрению позиции чиновников РОСПОТРЕБНАДЗОРА.
Итак, в ответ на первый запрос автора этой статьи ведомство г-на Онищенко РОСПОТРЕБНАДЗОР письмом 09/3925-10-40 от 11.06.2010 г. за подписью заместителя руководителя И.В. Брагиной ( исполнитель Пронина Н.Н.) сообщило, что: «По информации Управления РОСПОТРЕБНАДЗОРА по городу Санкт-Петербургу  санитарно-эпидемиологические заключения на товары бытовой химии не выдавались», а продукция фирмы «Вершина»  «…не является товарами бытовой химии и не предназначена для реализации в торговой сети». Поручив петербургскому управлению выяснение вопроса о том, каким образом появилась данная продукция на прилавках магазинов сети «Максидом» (непонятно, почему только одного магазина, а не всех, с кем «Вершина» имеет договорные отношения) РОСПОТРЕБНАДЗОР стыдливо обошёл молчанием также вопрос о том, правомерна ли была выдача СЭЗ и на растворители для промышленного применения. Мне пришлось по телефону побеседовать на эту тему с  г-жой Брагиной и… Что можно сказать? В ответ я услышала традиционные в чиновничьей среде жалобы, что службу сокращают; за двенадцать тысяч рублей зарплаты работать никто не хочет, а жалоб, писем и обращений к ним приходит чуть ли не тысяча ежедневно, да ещё и бесконечная отчётность, справки, доклады и т.п. Где уж тут можно отвечать в срок и по существу? Так и захотелось со слезами на глазах воскликнуть: «Ах, бедная Лиза, простите, чиновница РОСПОТРЕБНАДЗОРА». Хотя… если действительно такое количество жалоб приходит, то «бедной Лизой» выступает современный российский потребитель товаров и услуг, а отнюдь не работник органов санэпиднадзора. А то, какие товары он получает, весьма наглядно иллюстрирует состав растворителей фирмы «Вершина».
Тем не менее, колесо надзорных органов пришло в движение, и вот уже Управление РОСПОТРЕБНАДЗОРА по Ленинградской области ( склады «Вершины» находятся в г. Всеволожск) за подписью его руководителя С.А. Горбанёва сообщило, что: «В ходе проверки обнаружены нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей» и что «выявленные правонарушения совершены на территории Санкт-Петербурга», а посему «рассмотрение дела об административных правонарушениях (…) в отношении ООО «Вершина» направлено по подведомственности в Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу» ( исх. № 47-01-05-200/10-1-1-1 от  28 июня 2010 г.).
А вот ответ заместителя руководителя Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Д.В. Курнаева  ( исполнитель Наумова Т.М.) поверг меня в изумление. Из письма № 78-00-06/21-14937-10  от 07.09.2010 г. следует, что: «Запретов на использование метилового спирта в рецептуре  при производстве  продукции производственно-технического назначения не существует». А как же действующие санитарные правила, где разрешается применять метанол только там, где его нельзя заменить менее токсичным веществом. Эти правила неизвестны ни Д.В. Курнаеву, ни Т.М. Наумовой? Или это защита чести мундира организации, выдавшей СЭЗ на три растворители 646, 647, 650 с заменой мало токсичного этилового спирта на метанол- яд? Я снова в глубоких раздумьях, что это халатность или за всем этим стоит коррупция? А сказавши один раз «а», чиновникам приходится перечислять весь алфавит.
Не менее потрясающа и следующая фраза в ответе Д.В. Курнаева и Т.М. Наумовой о том, что результаты проводимого «…токсикологического мониторинга свидетельствуют об отсутствии массовых отравлений (!) населения Санкт-Петербурга растворителями, содержащими метиловый спирт». Каково?! Г-ну Курнаеву, призванному стоять на страже здоровья и благополучия человека, недостаточно запретов в действующих санитарных правилах, ему нужны массовые отравления! Куда уж дальше! Воистину забота о потребителе налицо.
Вызывает только восхищение изворотливость в попытке защиты чести мундира, проявленная авторами этого шедевра чиновничьего творчества: «Факт реализации населению в торговой сети растворителей, содержащих метиловый спирт фирмы «Вершина» в ходе проверки не установлен(!)». Простенько и со вкусом. «Вершина», оказывается, не поставляла в торговую сеть растворители с СЭЗ на продукцию промышленного назначения под видом товаров бытовой химии. Все эти канистры, бутылки и банки с фирменным знаком «Вершины» таинственным образом появились на прилавках, а после изъятия их ГУВД Санкт-Петербурга - оказалось, что на складе в «Максидоме» они находились «на ответственном хранении». Потрясающий цинизм! Просто беспредел!
И после этой преамбулы выясняется, что фирма «Вершина» ( юр. адрес и склады во Всеволожске, офис, почтовый адрес и производство в Санкт-Петербурге) арендует производственные площади на предприятии ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод», расположенный в Санкт-Петербурге на ул. Седова д.45. Поэтому г-н Д.В. Курнаев направляет все материалы проверки « в Октябрьский территориальный  отдел Управления РОСПОТРЕБНАДЗОРА по железнодорожному транспорту по подведомственности для принятия мер к предприятию-изготовителю продукции в соответствии с действующим законодательством».  Вот это разворот так разворот. Неужто все эти растворители производит не «Вершина», а Электровагоноремонтный завод? Надо воздать должное умению чиновников находить пути ухода от сути вопроса в дебри переписки. Ждём ответного хода Октябрьского ТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту. Куда переведут железнодорожники стрелки? Назад к г-ну Курнаеву?
Или всё-таки в прокуратуру? Хотелось бы надеяться, что последнее слово таки скажет прокуратура Санкт-Петербурга, призванная стоять на страже законности и правопорядка.




                Приложение 1


Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
По вопросу, касающемуся применения абзаца 2 пункта 4, см. письмо Госстандарта РФ от 22.09.2000 N ИК-110-19/3022.
4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.
6. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ.


Рецензии