Жанр - мистика и эзотерика

РАЗМЫШЛЯЯ О ПРОЧИТАННОМ

На моей авторской страничке в сборнике «Размышляя о прочитанном» есть несколько давно написанных мною очерков, посвященных размышлениям  о книгах, которые я отношу к рубрике «эзотерика». Такая рубрика значится и в перечне жанров стихов, что мы публикуем в нашей ПРОЗЕ.РУ. Самые разные, подчас ничего общего не имеющие с эзотерикой, стихи или прозу авторы относят к этому жанру. Что же такое – эзотерика, и так ли уж она безобидна, как мы привыкли думать?

Эзотерика, а правильнее, эзотеризм - сфера специфических взглядов о глубинно-мистической сути человеческой жизни. В эту сферу входят концепции, учения, доктрины, а также Пути и практики самопознания (постижения тайного знания о природе Мира и человека).

Сразу поясню – об этой «сфере» я знаю непонаслышке: много лет своей жизни я находилась среди людей, глубоко и всерьез занимавшихся этими учениями, на себе попробовала и проверила множество практик. Не будучи легковерной и в какой-то степени обладающей логическим мышлением, мне удалось во множестве самых разных школ, учителей и практик, сохранить здравый смысл и не потерять голову. Хотя было от чего! И теории эти выглядят вполне научно, и практика дает собственный опыт неземных  радостей и открытий – никакая земная любовь по ощущениям с ними не сравнится! Смущало меня всегда только одно – школ множество, и все они по-разному мир толкуют, причем, каждая свою на пьедестал возводит, как единственно правильную.

Не удивительно, утешала себя я, на одно и то же Солнце можно ведь и из разных окон смотреть! Обожая читать не только самоиздатовскую литературу по эзотерике, но и научно-популярные книжки по астрономии и физике, я находила в теориях Школ много интересного и созвучного открытиям нашей фундаментальной науки. Именно это созвучие – главный аргумент всех эзотериков. Но наука ведет себя аккуратнее – она не утверждает, что знает истину в последней инстанции, не претендует на это, сомневается и перепроверяет себя. Авторы эзотерической литературы подчас даже технического образования не имеют. Их вере в собственный разум и в возможность путем различных практик встать рядом с Творцом – поистине завораживает. Ни один физик о подобном даже не мечтает.

Очень легко, не зная сути вопроса (а фундаментальная физика и теории об устройстве мироздания требуют от нас огромных знаний и опыта научного мышления, чтобы в них разобраться!) «на пальцах» доказать обывателю свою теорию ПУТИ к СВЕТУ и при этом сослаться на физиков. Нечестный прием. Именно плохая образованность любителей эзотерической малинки (я не о дипломах говорю, а о способности думать над фактами и разбираться в непростой научной литературе) меня и спасла от потери себя и от зомбирования моей психики разными Гуру. Хотя попытки были. И печальные последствия – тоже. Но это уже другая история.

Ныне я православный человек. Убежденный. И не потому, что меня перезомбировали на этот раз уже православные – а они так же, как и все другие люди, горазды становиться фанатиками тех идей, которых сами или не пережили, или не пытались в них разобраться. Все мы любим торопиться с выводами. Я попыталась пойти другим путем – прослушала в интернете лекции профессоров философии и богословия, которые они читают студентам семинарии или духовных академий, и  в силу своих слабых способностей попыталась их выслушать до конца, чтобы разобраться. И неожиданно (для меня – только для меня неожиданно!) оказалось, что православие и вообще христианское миропонимание вовсе не наивные сказки, как нам внушают, что умнейшие и образованнейшие люди на протяжение веков жили в этих представлениях и, при этом, были учеными, архитекторами, композиторами – специалистами своего дела! И вера – это не то, что доказывают, а то, что пропускают через свой опыт и что дается нам иногда, как дар свыше.

Нашей стране и поколению 60-70 гг трудно принять эти истины.  Семьдесят лет нас учили и нам внушали совсем другое, заставляли верить в мифы о религии, которые мы даже не пытались проверить. И физически уничтожали образованных священнослужителей. Мы просто доверялись чужим и вредным мнениям о Боге, которого наши авторы СТИХИ.РУ  в своих стихах привычно пишут с маленькой буквы.

Есть те, кто корыстно заинтересован в том, чтобы наш народ полюбил и проникся разными эзотерическими истинами, столь сильно напоминающими нам наши скудные воспоминания из курса высшей школы. Именно они чаще всего религию называют «опиумом для безграмотных». Мой личный опыт убедил меня в обратном: в эзотерических общинах собрались вроде бы образованные люди, но по какой-то нелепой причине свято доверяющие всему, что им рассказывают заезжие Гуру и наши отечественные интепретаторы. Они разучились анализировать. Видимо, в эзотерике они для себя  находят больше знакомых слов, кем-то для нас уже пережеванных. Православие же нахрапом не возьмешь, его через сердце пропустить нужно. А у нас с этим – вечные проблемы.

В заключение, как пример, приведу строки из моей полемики с одним из авторов нашей СТИХИ.РУ:

«… вот что, в сухом остатке, виделось и приоткрылось: Бог - живая Звезда (изначально показалось ,что это не Солнце) создал(а) Землю и всё сущее на ней; часть себя (из области чёрных пятен, как показалось) Звезда, т.е. Души, отправляет на Землю на "переплавку-перековку", где мы - Души в процессе длительного наблюдения и созерцания из тел своих "биороботов" наконец понимаем, что мы все Единое целое, и твой сосед алкоголик гадящий под дверью, и жаждущий грохнуть тебя, т. к. ты мешаешь ему "гулять и жить", и ты, любимый, и твои близкие, и коллеги по работе, и т.д.  и т.п. - мы Целое; после очищения и понимания, кто ты есть, только тогда, тебе дают возможность вернуться домой... Там, Дома, было так ярко, свет такой яркий бело-салатового цвета и чуть-чуть голубоватый, мы там выглядели, как сгустки энергии что ли, и все-все (даже там "за горизонтом", если это описать по-человечески) радовались моему возвращению, и было ощущение тепла, радости, всепоглощающего счастья - меня простили!!! мне разрешили вернуться Домой!!! Вот, как- то так».

До боли близкие и понятные мне мысли и ощущения!! Как сейчас помню то возвышенное, щемящее чувства восторга и неземного счастья от соприкосновения с этими «Истинами», и свои внутренние ощущения после длительной специальной «духовной» практики! Пока ты находишься внутри этого круга – практически ничего и никто не сможет тебе доказать: ты охвачен прекрасным наваждением. Со стороны же все выглядит несколько иначе – не столь уж логично и очень бездоказательно. Интересоваться можно всем. Главное, самому не стать игрушкой в чьих-то опытных руках. Не играйте с эзотерикой – спалить может!


Рецензии
Алла, впечатления от твоих "размышлений" верно отражаются строчками следующих стихов (автора не помню):

Если в жизни идти осторожно,
проверять каждый шаг на пути,
ошибиться тогда невозможно.
Но и счастья тогда не найти.

Наталья Минайна   14.12.2010 16:12     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв, Наташа!

Алкора   14.12.2010 19:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.