Надежность боевой техники Красной Армии

В последнее время выходит много книг, которые пытаются объяснить причины поражения Красной Армии в первые дни Великой Отечественной Войны. Разные приводят доводы.  Но как-то часто в анализе историков исследования по надежности вооружения Красной Армии упускается. Было ли оно надежным или выходило из строя при повышении нагрузок на них, которые происходили в сразу же с началом войны остается неизвестным. 

Несомненно, анализу реальной обстановки затрудняет отсутствие  документов, которые бы наглядно подтверждали по какой причины выходило из строя вооружение. Часть из них была потеряна или уничтожена во время отступления. Поэтому книга М. Коломеца «Сухопутные Линкоры Сталина» представляет собой в некотором роде уникальное исследование создания и эксплуатации пятибашенного танка Т-35, который был украшением всех военных парадов на Красной площади.  Можно привести некоторые главы из книги, что бы понять какова же была надежность этих танков в военное время:

- В результате почти все машины оказались в танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа (КОВО).  Всего по состоянию на 1 июня 1941 года в РККА числилось 59 танков Т-35 в следующих частях и учебных заведениях: 8-й мехкорпус (КОВО) - 51 машина (из них 5 требовали среднего и 4 капитального ремонта, из последних четырех танков 3 были отправлены на завод № 183); Военная академия механизации и моторизации (МВО) - 2 машины; 2-е Саратовское танковое училище и Казанские бронетанковые курсы усовершенствования технического состава (ПриВО) — 6, из них 2 требовали капитального ремонта и были отправлены на завод № 183. Как видно из приведенных данных, в июне 1941 года 5 Т-35 находились на ремонте в Харькове.
Боевая карьера Т-35 оказалась очень короткой. 21 июня 1941 года в 24.00 в танковых полках 34-й танковой дивизии, дислоцированных юго-западнее Львова, объявили тревогу.

Машины заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплекта.
В ходе последующих боев все Т-35 8-го механизированного корпуса были потеряны.
Так, в «Журнале военных действий 34-й танковой дивизии» есть следующие записи о Т-35: «22 июня 1941 года дивизия выступила, имея 7 КВ, 38 Т-35, 238 Т-26 и 25 БТ... 24 июня, к моменту выступления дивизии из леса Яворов — Грудек-Ягеллонский отстало 17 Т-35...  26 июня отстало еще 10 Т-35... К 27 июня отстали все Т-35». 34-я танковая дивизия 8-го мехкорпуса была одним из немногих соединений, сохранившей акты на списание потерянных в  первые недели войны боевых и транспортных машин. Благодаря этим документам можно проследить боевой путь каждого танка Т-35 34-й дивизии.

Так, сведения о судьбе танков Т-35 68-го танкового полка можно узнать из акта на списание, составленного 18 июля 1941 года в Нежине и утвержденного командиром
полка капитаном Долгиревым и военкомом полка батальонным комиссаром Горбач (документы приводятся с сохранением стиля и орфографии):
«1941 года 18 июля на основании приказа по 68 ТП комиссия в составе: председателя в/т 1 ранга Левковича Ю.Б., членов: капитан Лысенко В. П., в/т 2 р. Бушков И.А., в/т 2 р. Фролов В.Н. и политрук Тютюник составила настоящий акт о потерях материальной части 68 ТП.

Акт составлен на основе расследования и устного опроса экипажей.
Т-35, брошенный экипажем в районе Тарнополя. Июль 1941 года.
При опросе и расследовании выяснено: Танк Т-35 № 0200-4, 196-94, 48-50 - оставлены при
производстве среднего ремонта в Сандовой-Вишне. Вооружение и оптика с машин сняты. Машины по приказанию командира полка по строевой части майора Шорина при отходе частей 24.6.41 г. были взорваны. Танк Т-35 № 220-29, 217-35 - застряли в болоте
Сандова-Вишня. Вооружение и оптика снята. Машина оставлена при отходе частей.
Танк Т-35 № 0200-8 - в районе Сандова-Вишня поломала коленчатый вал 23.6 - машина оставлена экипажем. Вооружение и оптика с машины сняты. Танк Т-35 № 220-27, 537-80 - потерпели аварию (поломка бортовой передачи и коробка перемены передач) в районе Грудек-Ягеленский. 24.6.41 г. машины оставлены на месте. Пулеметное вооружение и боеприпасы с машин снято и закопано.

Танк Т-35 № 988-17, 183-16 (номер ошибочный, вероятно № 0183-5 или № 0197-6. - Прим. автора) в ожидании капитального ремонта оставлены в районе Львова 29.6.
Машины своим ходом двигаться не могли. Вооружение и оптика с машин сняты и переданы на транспортные машины дивизии.
Танк № 288-11 — упала с моста, опрокинулась и сгорела вместе с экипажем 29.6. в районе Львов. Танк № 0200-9, 339-30, 744-61 - машины потерпели аварию (поломка трансмиссии и бортовых передач). Машины оставлены 30.6. при отходе частей. Танк № 0200-9 был подбит противником и сгорел. Оптика и вооружение со всех трех машин сняты и закопаны.
Танк Т-35 № 339-48 был подбит при отходе 30.6. в районе Бело Каменка и сгорел.
Танк Т-35 № 183-3 - авария двигателя. Танк оставлен экипажем в Бело-Каменке 30.6. Вооружение и боеприпасы с машины сняты и закопаны.
Танк Т-35 № 148-39 - был подбит противником в районе Верби где сгорел 30.6.
Танк Т-35 № 148-25 — авария бортовой передачи. Был оставлен экипажем в селе Запить. Оптика и вооружение с машины 29.6 и закопаны экипажем.
Танк Т-35 с коническими башнями, брошенный экипажем из-за неисправностей.
Июль 1941 года.

Танк Т-35 № 288-74 авария главного и бортовых фрикционов. Подожжен экипажем при отходе своих войск 2.7. под Тарнополем.
Танк Т-35 № 196-96 - поломаны бортовые передачи. Оставлен экипажем 2.7. под Тарнополем. Вооружение с машины не снято. Танк Т-35 № 148-22 — сломана коробка перемены передач. Оставлен в лесу не доезжая д. Сосово 1.7. Оптика и стреляющие механизмы пушек зарыты, пулеметы сняты. Танк Т-35 № 288-14 - танк пропал без вести вместе с экипажем в районе села Запить 28.6. Танк Т-25 № 220-25 подбит во время атаки в районе Птичи 30.6 и сгорел.
Танк Т-35 № 744-63 - заедание поршней в двигателе. Танк оставлен на пути из Злочева в Тарнополь, стреляющие механизмы и пулеметы с машины сняты и сданы на транспортные машины дивизии 1.7. Танк Т-35 № 988-15 — закленение коробки перемены передач, сломана шестерня 1-й и задней передачи.

Машина оставлена в Злочев 1.7. Вооружение и оптика с машины сняты и сданы в склад воинской части г. Злочев. Танк Т-35 № 715-61 — сломана коробка перемены
передач и первичный привод вентилятора. Оставлена экипажем 29.6. за Львовом 15 км. Затворы пушек, боеприпасы и оптика с машины сняты и закопаны. Танк Т-35 № 234-34 сожжен главный фрикцион, завяз при переправе через реку под Тарнополем. Оставлен
экипажем 4.7. Пулеметы сняты и сданы на транспортные машины.
Танк Т-35 № 988-16 подбит и сгорел в бою в селе Птиче 30.6. Танк Т-35 № 715-62 поломка первичного привода вентилятора, сгорели деритовые соединения в моторе. Стреляющие механизмы пушек закопаны, пулеметы сняты. Танк оставлен экипажем 29.6. в Львове.
Танк Т-35 № 339-68 (номер ошибочный, вероятно № 339-78. - Прим. автора) - авария бортовых фрикционов и течь рубашек цилиндров. Подбит снарядом и сгорел под Бродами 30.6. 24. Танк Т-35 № 0200-0 сгорел в бою во время атаки с селе Птичье 30.6... (далее в документе аналогичная информация по другим боевым и транспортным машинам 68-го танкового полка, пункты с 25 по 205. В данной работе не приводятся. — Прим.
автора).

Выводы комиссии: Большое количество оставленных в пути было в результате:
Совершались длительные и беспрерывные марши без предоставления времени на технические осмотры личным составом экипажей. Часть машин имели малый запас хода, что привело к естественному износу мат. части. Машины не были обеспечены запасными частями для их восстановления в пути и служба ремонта не была организована.
Оставленный в городке 34-й танковой дивизии Т-35 выпуска 1938 года с измененной
формой бортовых экранов. К началу войны эта машина находилась в ремонте.
На танке видны следы от попаданий нескольких снарядов - видимо, немцы
тренировались в стрельбе по неподвижному гиганту. Садовая Вишня, июль 1941 года.
Служба эвакуации машин, как неисправных, так и подбитых, была не организована, места СПАМов были не указаны. Не хватало эвакуационных средств. Причины оставления машин в пути требует у некоторых экипажей выяснений, т.к. имеются два случая оставления машин в пути без причины, на что ведется следствие.

КОМИССИЯ
Председатель комиссии воентехник 1-го ранга Левкович
Члены:
Капитан/Лысенко/
политрук /Тютюник/
Воентехник 2-го ранга /Бушков/
Воентехник 2-го ранга /Фролов/».
По машинам 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии помимо сводного акта сохранились и акты на отдельные танки, благодаря чему можно узнать фамилии командиров некоторых Т-35.
Эти документы, написанные от руки на бумажках формата примерно А5, выгладят так:
«Акт  Составлен настоящий в том, что машина № 18317 марка Т-35 29.6.41 г. получила повреждения: Поломаны зубья КПП, сорван ограничитель башмака. Дальнейшее движение невозможно. Машина оставлена на территории в районе Львова (20
км на восток) в состоянии полной негодности.
К-р роты ст. л-т /Шапин/
К-р машины /Петров/
Живые члены экипажа /Тырин/
Еще один ремонтный Т-35, оставленный в военном городке 34-й танковой дивизии.
Садовая Вишня, июль 1941 года. Это танк выпуска 1939 года.
Брошенный экипажем танк Т-35. Июль 1941 года.
Видимо на основании подобных документов составлялся сводный акт на списание боевых и транспортных машин, утвержденный командиром 67-го танкового полка капитаном Скидиным 18 июля 1941 года в Нежине:

«На основании приказа командира 34 ТД от 19.7.41 г.(так в документе. — Прим. автора) комиссия в составе:
председателя военинженера 2 р. Зыкова и членов в/техн. 1 р. Кононенко и в/т 2 р. Уманец произвела расследование на предмет установления причины потерь машин 67 ТП.
При опросе командного, политического, технического и водительского состава части установлено:
Т-35 № 23865 (номер ошибочный, вероятно № 288-65. — Прим. автора) - 30 июня потерпел аварию кор. пер. пер. на дороге Буек — Красне. Приведена в негодность, вооружение снято. Свидетельствует командир роты Соклаков.
Т-35 № 23435 — опрокинулась в реку вверх гусеницами в районе с. Иваньковцы и пришла в негодность. Свид.ком. маш. Огнев 30.6.41.
Т-35 № 74465 — потерп. авар. кор. пер. пер. 9.7.41 по дороге между Тернополем и Волочиском, привед. в негодность, вооружение снято. Свид. ком. роты Шалин.
Т-35 № 18317 (номер ошибочный, вероятно № 0183-7. — Прим. автора) — 29.6.41 потерп. авар. кор. пер. пер. в р-не Львова. Привед. в негодность. Свид. ком. Роты Шалин.

Т-35 № 1836 (номер ошибочный, вероятно № 0183-5 или № 0197-6. - Прим. автора) — 9.7.41 сожжен глав, фрикц. и торм. Ленты в р-не г. Волочиск. Приведена в негодность. Воор. снято. Свид. ком. роты Соклаков.
Т-35 № 28843 — 26.6.41 потерпела аварию глав, фрикцион, приведена в негодность, вооружение снято в рне Городок.
Т-35 № 2005 — 3.7.41 потерпела аварию гл. фрикцион, привед. в негодность, вооружение снято в р-не Злочев. Свид. ком. роты Шапин.
Т-35 № 23442 - 3.7.41.гор. Запытов потерпела авар, лопнул цилиндр и сожжен гл. фрикцион. Привед. в негодность, вооружение снято. Свид. ком. роты Соклаков.
Т-35 № 53770 — 30.6.41 потерп. авар. кор. пер. пер. и полетели башмаки левой тормозной ленты в р-не Ожидев-Олесно. Приведена в негодность, вооружение снято.
Свид. ком. роты Соклаков.
Т-35 № 74462 — получ. поврежд. сорван ограничитель борт, ленты и сожж. борт, фрикц. в р-не Городок.

Снаряды все расстреляны, машина приведена в негодность, вооружение снято. Свид. ком. маш. Тараненко.
Т-35 № 74467 - 2.7.41 потреп. аварию: лопнул колени. вал двигателя в р-не гор. Ожидив. Приведена в негодность, вооружение снято. Свид. ком. роты Шапин и коммаш Дорошенко.
Т-35 № 74466 - сожжен гл и бортовые фрикционы 9.7.41 в р-не с. Бложино. Приведена в негодность, вооружение снято. Свид. ком. роты Шапин.
Т-35 № 74464, № 19695, 33075 (номер ошибочный, вероятно № 339-75. - Прим. автора) – Находились в среднем ремонте в г. Городок. Приведены в негодность, вооружение снято. Свид. ком. роты Шапин и ком. маш. Тараненко.

Т-35 № 1967 (номер ошибочный, вероятно № 0197-6 или № 0197-7. — Прим. автора) — сожжен гл. фрикцион, разряж. аккумуляторы в р-не Дзердзуев 9.7.41. Машина сожжена, вооружение снято. Свид.ком. роты Саклаков и ком. роты Тараненко.
15. Т-35 № 1431 (номер ошибочный, вероятно № 148-31. — Прим. автора) — лопнул цилиндр, сожжен гл. фрикцион 25.6.41. Машина приведена в негодность, вооружение
снято. Свид. ком. роты Саклаков...(далее с пункта 16 по 63 прочие боевые и транспортные
машины полка, в данной работе не приводятся. - Прим. автора).
Председатель комиссии в/инженер 2 р. /Зыков/
Члены:
в/техник 1 р. /Кононенко/
в/техник 2 р. /Уманец/».
Кроме указанных фамилий, в других документах есть упоминания командиров следующих Т-35: № 28843 — Иванов, № 18317 - Петров, № 23442 - Яковлев.
Что касается машин, находившихся в Харькове на ремонте, удалось найти следующие документы. 3 августа 1941 года находившийся на заводе № 183 начальник 1-го отдела
ГАБТУ КА подполковник Панов направил начальнику БТУ КА военинженеру 1-го ранга Коробкову следующее письмо:

«При заводе № 183 имеются 5 танков Т-35, прибывшие на завод в разное время для ремонта. Завод этот ремонт частично проводит, отнимая рабочую силу и часть станков
для обработки деталей к этим машинам. Из имеющихся 5 танков:
Одна капитально отремонтирована и передана военному представителю (№ 988-18);
Танки № 148-30, 537-90 и 220-28 после мелкого ремонта могут быть на ходу; Танк № 0197-2 полностью разобран. Дабы не загружать завод ненужными работами, и за счет этого усилить ремонт танков Т-34 и КВ с одной стороны, а с другой избежать их уничтожения при налете авиации противника, прошу Вашего распоряжения указанные
танки капитально не ремонтировать, провести только мелкие ремонты, чтобы танки могли совершать в пределах 100 км самостоятельное движение,. Установить положенное на
них оружие и срочно с завода отгрузить. Использовать эти танки как постоянные огневые точки на ответственных участках по обороне городов Ленинграда или Москвы».
На этом документе есть две резолюции: «т. Коробкову. Считаю заключение т. Панова правильным. Указанные танки необходимо использовать для обороны. 7.8.41 г. Полков-
ник /Алымов/».

«т. Чиркову. Тов. Алымов приказал заготовить распоряжение за подписью т. Федоренко. 11.08.41 г. Афонин».
Телеграмма за подписью начальника ГАБТУ КА Федоренко ушел районному инженеру завода № 183 21 августа 1941 года. В нем говорилось:
«Находящимся на заводе № 183 4 танкам Т-35 №№ 148-30, 537-90, 220-28 и 0197-2 провести мелкий ремонт, дающий возможность танкам самостоятельное передвижение, установить положенное вооружение и срочно отгрузить с завода по разнарядке ГАБТУ КА. О готовности донесите».

Как видно из документа, один Т-35 летом 1941 года отремонтировали и отправили в войска, но куда неизвестно. Что касается четырех упоминаемых в телеграмме машин, то, скорее всего, ремонт так и не провели. Во всяком случае, в сохранившихся
документах № 183 сказано, что в октябре 1941 года «при обороне Харькова эти танки были использованы как неподвижные огневые точки». Есть немецкое фото марта 1943 года (после второго взятия Харькова немцами), на котором запечатлен Т-35 (без части башен), который использовался в качестве ворот в заграждениях из металлических надолб и ежей. Скорее всего, машина простояла с осени 1941 года.

По воспоминанию одного из ветеранов, «один Т-35 после войны еще долго стоял на бывшем рубеже обороны в одном из парков Харькова».
Летом 1941 года один трофейный Т-35 был отремонтирован немцами и отправлен в Германию. По воспоминаниям немецкого механика-водителя, «управление танком было чрезвычайно сложным, а переключение рычагов и педалей очень тяжелым. В ходе погрузки и транспортировки танка по железной дороге возник ряд трудностей, связанных с тем, что Т-35 не вписывался в железнодорожный габарит (ширина железнодорожной колеи в Западной Европе меньше, чем в СССР и России - 1420 мм против 1535 мм. —
Прим. автора)». Тем не менее танк доставили на немецкий танковый полигон в Куммерсдорфе, где были проведены его испытания. Дальнейшая судьба этого Т-35 неизвестна.


Как видим из приведенных в книге данных почти все танки Т-35 сломались по техническим причинам сразу после начала войны и фактически в боевых действиях не участвовали. Я полагаю, что в будущем историки  тщательнее проанализируют реальное состояние боевой техники Красной Армии в начале войны и тогда смогут определить более точно причины поражения Красной Армии на начальном периоде войны.


Рецензии
Очень интересная информация! Спасибо вам, Анатолий, за эту работу. С детских лет питал симпатии к танкам (мой отец воевал танкистом, отсюда и моя любовь к этим "созданиям", если бы я не пошел учиться на доктора - обязательно стал бы танкистом..:)) ), поэтому стараюсь не пропускать материалов о танках (собрал приличную подборку книг о танках, конечно, знал и о Т-35, но вот здесь подробно рассмотрена "судьба" этих танков, и всё становится на свои места...) Удачи вам и всего наилучшего!! С уважением. Александр.

Александр Карелин   11.10.2010 15:44     Заявить о нарушении
Александр! В этой книге также подробно написано еще о танке Т-28. Оказывается в 1940 г. к нему перестали выпускать запасные части! Спрашивается, а чем же тогда их ремонтировали? Только сегодня получил книгу "Трагедия бресткой крепости". В основном в Бресте были танки Т- 26. Интересное высказывание Маршала В.И. Чуйкова "Кто решался задавать вопрос об обороне бресткого направления, считался паникером".
Спасибо за добрые пожелания!
С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   11.10.2010 15:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.