Академическая дача. Очерк

 Академическая дача (очерк)

            Скорый поезд «Кисловодск — Ленинград» прибли­жал меня к заветной цели. И вот станция Леонтьево. Я счастливый, озарённый лучами ласкового августов­ского солнца, сошёл с поезда и направился к рейсовому автобусу. Удобно уселся у окна. Изумрудная трава, голубые дали, остроконечные сосны, старые избы маленьких дере­вушек, как бы прилипшие к дороге. Наконец, автобус ос­тановился на Академической даче имени И. Е, Репина.

           Перед моими глазами открылось озеро Мстино — водный торговый путь, созданный ещё при Петре Пер­вом. По нему иногда проходит белые пароходы, пассажи­ры которых любуются красотами здешних мест. Около деревни Валентиновка в озеро впадает малень­кая речушка Раденка, у которой, говорят, писал этюды известный русский художник Левитан.

             Население живёт в старых бревенчатых домах, неко­торые из них были построены ещё при Петре Первом, притом без единого гвоздя.
В хаотичном беспорядке по берегу разбросаны мост­ки. С них женщины стирают бельё, а мужчины ловят рыбу. А рядом с мостками выстроены бревенчатые бани. Раз в неделю над ними клубится дым, извещая о том, что на­ступил банный день. Вблизи Академической дачи в отдельных домах жи­вут и работают художники со многих уголков России. Имена многих из них известны не только на их Роди­не, но и далеко за её пределами. Из истории известно, что когда-то здешние места облю­бовала Княгиня Ольга. Также сохранился дом и та ка­фельная печка, у которой грела свою спину императрица Екатерина Вторая. Ныне этот дом отдан под музей. Место, где расположена Академическая дача, пере­ходило от одного хозяина к другому.
И вот, наконец, оно перешло в ведение И. Е. Репина. Он организовал творческую дачу академистов, которые приезжали сюда создавать свои бессмертные творения.
Много лет назад при Академической даче были пост­роены современные корпуса для художников! столовая, большой концертный зал, мастерские. Корпуса мастерс­ких очень удобно спланированы: первый этаж для жилья, а второй для работы.
В доперестроечный период сюда приезжали по путё­вкам, рассчитанным па дна месяца творческой работы, художники со всех концов страны. Такие двухмесячные путёвки иначе назывались потоки.

          Во главе потока «был художественный руководитель, назначаемый Союзом художников СССР. В 80-е годы худруком был наш известный художник Андрей Ильич Курнаков. Через каждый  месяц устраивались Дни открытых дверей, и все могли посмотреть, что художники создали за месяц. Создавалась комиссия, которая вместе с худру­ком посещала мастерские, отмечала лучшие работы и давала профессиональные советы молодым художникам.

             Часто в неё входили такие живописцы, как Токарев, Кугач и другие.
На Академической даче художники работали не только в мастерских, но и на природе. Поэтому можно было очень часто видеть стоящих у этюдников и пишущих с натуры художников, изображающих живописные места. Каждые два месяца приезжала новая группа художников. Лицам, особо отличившимся, предлагали работать в следующем потоке.

               В конце 80-х годов прошлого столетия Академическая дача отмечала своё столетие. Проходили концерты, рабо­тали музеи, приезжали представители Союза Культуры и выступали ведущие художники страны. А поздними ве­черами на Академической даче разводили костры, и в сопровождении гитар  художники исполняли свои люби­мые песни. Нередко эти поэтические места посещали и художни­ки Орловщины.

              Произведения, созданные на Академической даче ор­ловскими художниками, экспонировались во многих музе­ях и выставочных залах нашей необъятной Родины.

       


Рецензии