Рихард Штраус

Рихард Штраус родился в июне 1864 г. в Мюнхене в семье валторниста Мюнхенского  придворного оркестра. Первым его учителем игры на фортепьяно стала мать. По окончании гимназии Рихард учился в Мюнхенском университете  и одновременно продолжал под наблюдением отца уроки музыки. Он много выступал в любительских оркестрах, но в консерватории никогда не обучался. С двенадцати лет Штраус писал музыку, причем творил в разных жанрах, всюду проявляя недюжинные способности. В возрасте 21 года он занял пост капельмейстера придворного оркестра герцога Саксен-Мейнингенского. Проработав здесь полгода, Штраус перешел третьим капельмейстером в Мюнхенскую придворную оперу. Первую широкую известность композитору принесла симфоническая фантазия «Из Италии» (1887). Оставив Мюнхен, Штраус переехал в Веймар, где стал вторым дирижером придворного театра. С 1896 г. он – главный дирижер Мюнхенского оперного театра, с 1898 г. – Берлинского.
Написанная в 1889 г. симфоническая поэма «Дон Жуан» (1889), выдвинула молодого композитора на видное место в мировом музыкальном искусстве. Многие критики по сей день считают «Дон Жуана» лучшим симфоническим произведением маэстро, который в своих более поздних творениях иногда умел достичь той же высоты, но никогда не смог ее превзойти. Дон Жуан Штрауса начисто лишен какой-либо пресыщенности, это человек, вкушающий жизнь во всей ее полноте и пестроте, вновь и вновь загорающийся любовной страстью и каждый раз по-новому переживающий любовное томление. Поэма  поражает воистину вакхическим огнем страстей и множеством мелодических образов. Сразу после премьеры, состоявшейся под его управлением, Штраус писал отцу: «Дорогой папа! «Дон Жуан» имел грандиозный успех, музыка звучала волшебно, все прошло образцово и вызвало неслыханную для Веймара бурю аплодисментов».

За «Дон Жуаном» последовали «Макбет» (1890), «Смерть и просветление» (1890), «Веселые проделки Тиля Эйленшпигеля» (1895), «Так говорил Заратустра» (1896), «Дон Кихот» (1897), «Жизнь героя» (1898). И каждая следующая симфоническая поэма демонстрировала новую грань таланта Рихарда Штрауса. После ярких переливающихся красок греховного «Дон Жуана» музыкальный строй «Макбета» поражает своей суровостью  и классическими очертаниями, это самое «вагнеровское» произведение Штрауса. В «Смерти и просветлении» Штраус отдал дань модному в то время мистицизму. Музыка передавала страдания и умирание стремящегося к избавлению от  мучений героя, перед глазами которого  проходят неотвязные картины горя и счастья.  Композитор попытался музыкальными средствами предельно точно передать бредовое состояние умирающего: пароксизмы лихорадки, галлюцинации сменяют минорные аккорды просветления; чарующая тема флейт с ласковой печалью возвышается  над угнетающим, давящим настроением, пока внезапный удар в литавры  не развязывает дремлющие страсти. За просветлением следует изумительное угасание – великолепный образец лирически умиротворенного финала.

После мистической «Смерти» Штраус создает по старинной немецкой книге своего «Эйленшпигеля», полного неукротимой жизнерадостности, задора и сатиры. Никогда еще юмор и веселый смех не властвовали так безгранично в его творениях. Пронырливый интриган, потешающийся над всем и каждым и ничего не страшащийся – таков образ Тиля, облеченный в шаловливо-задорную музыкальную форму. Плутовская философия народного героя нашла свое отражение  в обворожительном стиле оркестровой буффонады. Обычно редко  применяемый кларнет in D  словно смеется и хихикает, валторны неистовствуют,  а трубы жалобно скулят.

Вслед за рассказом о веселом проказнике появилась симфоническая поэма Штрауса «Так говорил Заратустра», в которой он отдал дань восхищения кумиру своего поколения Ницше. Здесь нашли свое отражение настроения и размышления, возникшие у него при чтении одноименной книги великого «поэта-философа». Причем речь идет именно о впечатлении, а не о попытке «перевести» философское произведение на язык музыки; в результате Штраус довольно далеко ушел от остро интеллектуального творения Ницше. Гораздо больше философских прозрений в следующей симфонической поэме «Дон Кихот». Отталкиваясь от романа Сервантеса, Штраус создал свой образ рыцаря Печального образа, который постоянно строит воздушные замки и не отдает отчета в том, что эти замки существуют только в его воображении. Как и у Сервантеса, здесь две основные темы: самого Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы. Композитору удалось найти для каждого из героев необыкновенно типичные  и легко поддающиеся преобразованию мелодии. Соло виолончели с большой убедительностью отражает рыцарство и чудачество одного, соло альта – неуклюжесть и лукавство другого. Несмотря на бравурный характер музыки, она оставляет впечатление задушевной грусти, тихой печали.

Своеобразным финалом «симфонического периода» в творчестве Штрауса стала его «Домашняя симфония» (1903) - апофеоз личной жизни композитора, нарисованный с обычной штраусовской яркостью. Муж, жена и ребенок с фотографической верностью изображены в музыке, воспроизводящей с большим искусством идиллическое счастье супружеской четы. Программа симфонии подчеркнуто прозаична: обычный будничный день композитора со всеми частностями обывательского бытия; ребенок играет, родители забавляют его, и он засыпает; любовное объяснение  супругов сменяется утренним пробуждением любимца, а затем – домашняя сцена – «веселый финал».

После музыки, представляющей собой гимн  бюргерскому семейному счастью, композитор неожиданно обратился к сюжетам, воплотившим в себе целый клубок темных страстей.

С начала ХХ века Штраус пишет в основном оперную музыку. Начало новому периоду его творчества  положила одноактная опера: «Саломея» (1905) по драме Оскара Уайльда.

«САЛОМЕЯ». Тетрарх  Галилеи Ирод Антипа  состоит в кровосмесительной связи с женой своего брата, но, в конце концов, он пресыщается Иродиадой и с буйной страстью влюбляется в ее дочь Саломею. Драматический конфликт оперы основывается на том, что «дочь разврата» Саломея сначала танцует перед Иродом эротический танец «семи покровов», а потом в припадке иступленной чувственности требует, чтобы ей отдали  голову Иоанна Крестителя. Безумная роскошь, погоня за наслаждениями, изнеженность нравов, нашедших отражение в пьесе Уайльда, воплотились потом и в музыке Штрауса. При этом композитор с большим мастерством и утонченностью использовал достижения декадентского искусства. Взбаламученное море звуков, экзотическая эротика и демонизм должны были захватить слушателя, опьянить и поразить его.  Гигантский оркестр  из ста десяти музыкантов с напряжением и остротой, доведенными до пределов возможного, воспроизводит тончайшие  душевные переживания в диапазоне от восхищения до отвращения, от  вожделения до пресыщения, от жажды жизни до мрака смерти.

После неистовой «Саломеи» Штраус пишет еще одну оперу в том же духе - «Электру» на либретто Гофмансталя. Здесь он вновь со всей горячностью своего музыкального темперамента   устремился к теневым сторонам бытия. Место сладострастной и порочной Саломеи заняла исступленная и демоническая Электра (1908), одержимая чувством мести. Две эти оперы – высшее проявление экспрессионизма Штрауса.

Следующая опера Штрауса «Кавалер розы» (1911) была выдержана в совершенно другом стиле. Это блестящая венская музыкальная комедия (действие ее отнесено к царствованию Марии Терезии), подлинный апофеоз венского вальса, царство широко разливающихся потоков  богатой и чувственной лирической мелодики. Чарующая прелесть музыки с самого начала привела слушателей в восторг. Немецкая опера не знала такого искрящегося веселья со времен Моцарта. В короткий срок «Кавалер розы» утвердился на всех крупнейших оперных сценах мира и по сей день остается самой популярной оперой Рихарда Штрауса. Многие вообще считают ее последним настоящим шедевром мировой оперной литературы. Начавшаяся вскоре Первая мировая война резко изменила людей и социальные условия. Общественный климат стал более холодным. Вместе с довоенной эпохой ушло что-то неуловимое, способствующее рождению оперной музыки.

В 1919-1924 гг. Штраус исполнял должность директора Венского оперного театра. Из его поздних опер отмечают лирическую комедию «Арабелла» (1933), по духу, сюжету и музыке очень близкую к оперетте. С приходом к власти нацистов Штраус сумел  приноровиться к весьма спорной  культурной политике нацистского режима. Он, в частности, согласился занять пост председателя имперской музыкальной палаты. Впрочем, уже в 1935 г., убедившись, что само существо нацистского государства враждебно настоящей культуре, он подал в отставку. В немалой степени этому способствовал инцидент с его комической оперой «Молчаливая женщина» (1935), созданной по либретто Стефана Цвейга, имевшего еврейское происхождение. Оперу сначала хотели совсем запретить, потом власти попытались замолчать авторство Цвейга. Штраус настоял, чтобы имя писателя было напечатано на программах и афишах. В результате  опера была дана всего три раза, после чего ее сняли с репертуара. В дальнейшем, не смотря на внешний пиетет, имя  Штрауса постепенно уходит в тень. Его восьмидесятилетний юбилей официально не отмечался, его поздняя опера «Дафна» (1937) не имела успеха у современников. Другая опера «Любовь Данаи» (1940) была поставлена уже после смерти композитора в 1952 г.
Умер Штраус в сентябре 1949 г.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
Очередная прекрасная статья!

Глеб Габбазов   29.06.2023 07:39     Заявить о нарушении
Маленький экскурс в историю музыки.

Константин Рыжов   30.06.2023 04:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.