Шерлок холмс и 500 тысяч фунтов

Из цикла  « ПОЧТИ  ПО…»
АНТОН  МАКУНИ

ШЕРЛОК  ХОЛМС  И  500  ТЫСЯЧ  ФУНТОВ

В то утро я проснулся чрезвычайно рано. Голова гудела, – кажется, я вчера где-то с кем-то слишком много выпил. Я спустился вниз в гостиную и к своему изумлению нашёл там своего друга Шерлока Холмса. Великий сыщик сидел у пылающего камина и попыхивал своей знаменитой трубкой.
- Что так рано, Холмс? – поинтересовался я.
-Элементарно, Ватсон, - как всегда с дедуктивной точностью ответил он, - я и не ложился…
- А что такое? – не понял я.
-Элементарно, милый доктор, элементарно! Бессонница… - улыбнулся в ответ Холмс.
Голова моя загудела сильнее, я покачнулся.
- Выпейте глоток хереса, дружище! – хладнокровно отреагировал на мои покачивания Шерлок. – У вас – элементарное похмелье!
- Похмелье? Откуда вы узнали? – изумился я.
- Элементарно, Ватсон! – пояснил Холмс, указав на батарею пустых бутылок на столе, - кажется, мы с Вами вчера здорово набрались. И даже намешали хереса с пивом…
- А это откуда вам известно? – моё изумление способностями Холмса достигло апогея.
- Да элементарно же! – хитро улыбнулся Холмс, ткнув пальцем в спрятавшиеся среди десятка больших бутылок из-под хереса несколько маленьких пивных ёмкостей.
Мне стало совсем худо, и я опустился в кресло. Холмс налил мне рюмочку. Через несколько минут в голове у меня прояснилось, шум куда-то исчез…
Принесли утренние газеты. Холмс жадно набросился на них.
Быстро просмотрев несколько бульварных листков, Холмс затем взялся за «Таймс» – её он обычно просматривал более тщательно.
- Вот! – вдруг воскликнул он и его вечно бледные щёки начали медленно покрываться румянцем.
- Есть что-нибудь? – хорошо зная привычки своего друга, осторожно осведомился я.
- Да, Ватсон, да! – воскликнул он снова и протянул мне газету. – Очень интересное дело! Ограбление Сити-банка! Преступление века!
Я углубился в статью. Из неё явствовало, что вчера вечером кто-то пробрался в известный всему Лондону своей солидностью Сити-банк и незаметно вынес оттуда кругленькую сумму.
Прервав на секунду чтение, я искоса взглянул на Холмса. Он просто сиял!
- И что вы обо всём этом думаете? – заметив мой взгляд, поинтересовался Холмс.
- Ну… - замялся я. – Крупнейший банк… Хорошая охрана… Как же им удалось?
- А почему им, а не ему? – пытливо глядя на меня, спросил великий сыщик.
- Ну, тут написано, что украдено более полумиллиона фунтов пятифунтовыми купюрами… - начал я.
- Да, Ватсон, Вы, конечно, правы. Это же элементарно! – перебил меня Холмс. – Килограмм пятифунтовых купюр – это около 10 тысяч фунтов.
- Следовательно, преступник или преступники унесли из банка около 50 килограмм денег, а это, признаться, не так легко! Скорее всего, их было двое.
- Почему именно двое? – пожал плечами я. – Почему не трое, пятеро, семеро, наконец?
- Элементарно, Ватсон, элементарно! Одному преступнику вынести такой груз из банка явно не под силу! Если, конечно, он не богатырского телосложения…  - Холмс пытливо оглядел сначала мою фигуру, потом свою…
- Скорее всего, их было двое, - резюмировал он свои наблюдения за нашим телосложением.
- А почему не больше? – поинтересовался я.
- А зачем с кем-то делиться? – улыбнулся Холмс. – Если двум крепким джентльменам вполне по силам справиться с таким грузом вдвоём, зачем кто-то третий?   - И Холмс снова в величайшим интересом оглядел наши фигуры.
- Что-то я не понимаю Вас, Холмс… - начал я. – Ну, пусть, скажем, двое, но как они туда проникли? Всё же тщательно охраняется! Охрана стреляет без предупреждения! А эти двое незаметно влезли в банк, вынесли деньги и преспокойненько скрылись. Как это могло быть?!
- Вы, Ватсон, слишком прямолинейно смотрите на вещи, - снова улыбнулся Холмс. – Вот вы вчера были пьяны, как свинья!
- Ну, а вы, как собака! – парировал я. – Ну и что?! Я не понимаю хода Ваших мыслей…
- Тем не менее, Вы были очень близки к разгадке, - деловито заметил Холмс, - тем более, я повторяю, что вы были пьяны, как свинья!
- Ничего не понимаю! – пожал плечами я.
- Это же элементарно, Ватсон! – Холмс явно начал горячиться. – Вот, если бы вы были охранником банка и вдруг заметили валяющуюся в луже у входа свинью, Вы бы подняли тревогу?
- Да нет, - сконфузился я. – Кому эта свинья мешает? Извините, но я никак не пойму…
- А на собаку, которая вертится на углу банка, тоже не обратили бы внимания? – перебил меня Холмс. Он уже улыбался во весь рот.
- Так это… были… мы?!! – до меня, наконец, начал доходить смысл намёков Холмса. – Мы вчера ограбили Сити-банк?!! Боже праведный!!!
- Тс-с-с-с, Ватсон! Вы слишком много болтаете! – оглянувшись на дверь комнаты миссис Хадсон, вполголоса заметил Холмс. – Ограбили, ну и ограбили – что такого? Дело житейское…
- Ка-ак?! – я даже начал заикаться от всего услышанного. – Ка-ак,
д-д-дело  ж-ж-ж-житейское?
- Элементарно, Ватсон! – воскликнул Холмс. – Вам же нужны деньги! Тем более сейчас…
- Не понял, - совсем впал в прострацию я.
- Ваша жена, кажется, ждёт ребёнка? – хитро улыбнувшись, промолвил Холмс. – А ребёнок – это лишние траты: пелёнки, распашонки…
- Да… - я совсем опешил. – Но откуда вы всё это знаете? Жена сказала мне о ребёнке только вчера вечером… И вообще, откуда? – я пытливо взглянул на Холмса.
Холмс снова улыбнулся и молча стал раскуривать трубку. Потом загадочно взглянул на меня и пояснил:
- Элементарно, Ватсон, элементарно! Жены всегда сообщают мужьям о таких событиях последним. А вот любовник… всегда узнаёт… первым…
Холмс хотел добавить что-то ещё, но тут на лестнице послышались чьи-то шаги.
- А вот и Скотланд-Ярд! – потёр руки Холмс. – Признаться, я ждал их несколько раньше.
Через несколько минут смущенные сыщики Скотланд-Ярда Лейстред и Лесли уже стояли перед Холмсом.
- Вы уже знаете? – растерянно почёсывая за ухом, спросил Лейстред.
-  Насчёт Сити-банка? – переспросил Холмс. – Да, инспектор, конечно!
- И что вы по этому поводу… - вступил в разговор Лесли.
- Если вам нужна помощь, джентльмены, - перебил его Холмс, - я всегда к вашим услугам!  - После этих слов Холмс галантно поклонился сыщикам, а затем продолжил: - Так вот, я к вашим услугам! Я помогу вам назвать имя преступника! Сам же, как всегда, останусь в тени – вы знаете мои принципы. Пусть вся слава достанется лондонской полиции…
- Прекрасно! – обрадовались сыщики. – Вы только назовите нам это имя, а уж мы…
- Да-да, - снова перебил скотланд-ярдовцев  Холмс. – Сегодня вечером вы будете его знать, но сейчас мне нужно немного подумать…
- Конечно-конечно, - пятясь к дверям, защебетали полицейские. _ Мы будем очень благодарны, сэр!
- Да, - через несколько минут после того, как сыщики покинули дом на Бейкер-стрит, протянул Холмс, наливая в бокалы херес, - опять придётся  свалить это дело на профессора Мориарти. Впрочем, как и прежние дела, – об ограблении алмазного хранилища (при этих словах Холмс с удовольствием поднёс к глазам руку, на которой сверкнул великолепным бриллиантом массивный золотой перстень), краже в Королевской картинной галерее, и ещё десятка два дел поменьше…
- Что?!! – изумленный этими словами Холмса, я так и сел на сундучок в углу комнаты, где, как мне было известно, Холмс хранил книги по криминалистике, химии и другим наукам.
- А вы как думали, Ватсон? – засмеялся Холмс.  – Это же элементарно! Вы же сами знаете, я не беру гонораров за свои услуги, а жизнь всё дорожает и дорожает. Кстати, ваша доля по Сити-банку у Вас под тем местом, на котором Вы изволите сидеть, в сундучке!
Холмс снова улыбнулся, допил херес и потянулся к своей любимой скрипке. Через несколько секунд квартиру на Бейкер-стрит наполнила грустная, понятная только великому сыщику мелодия…
- Знаете что, Ватсон, - неожиданно прервав игру, вдруг обратился ко мне Холмс, - а не прогуляться ли нам завтра на выставку сокровищ Индии? В газетах пишут, что там выставлены великолепнейшие рубины…


Рецензии