Франконский Бамберг - музей под открытым небом

               
Франкония – страна франков. И находится она в Германии, а точнее – на северо-востоке Баварии. Этот благодатный край знаменит своим вином, копчёным пивом «с дымком» и красивейшими городами, один из которых, Бамберг, почти полностью сохранил свой средневековый облик. Сегодня он включён в список ЮНЕСКО как архитектурный музей.

Бамберг называют франконским Римом, потому что построен он на семи холмах. Оказавшись на Соборной площади, чувствуешь себя, словно янки при дворе короля Артура. Вокруг – камни Средневековья, собор, в котором каждый уголок связан с легендами из жизни правителей Бамберга времён раннего христианства. Уже на его высоком крыльце застываешь в изумлении: там прихожан (ну, и, конечно же, туристов) встречает… жаба. Да, да, настоящая жаба из песчаника, слегка подвыветрившаяся за много веков. При строительстве собора два каменщика поспорили, кто первый выложит свой фасад. Ну, и одному из них чёрт нашептал, чтобы он подложил под кладку соперника жаб. Проделка была обнаружена, и скульптура жабы стала вечным укором обманщику.

Здесь же, в соборе, похоронены легендарные Генрих II с  Кунигундой, причисленные к святым, и Папа Клеменс II, единственный Папа, чья могила находится за пределами Ватикана. Здесь у колонны гордо возвышается Бамбергский всадник – фигура, сложенная из десяти частей, высеченных из песчаника, шедевр средневековой скульптуры, автор которой неизвестен. Что же касается самого всадника, предполагается, что это портрет венгерского короля Шандора, женатого на сестре Генриха II. Рядом находятся строения Старого Придворного штата, резиденция архиепископа, во дворе которой разбит розовый сад с видом на монастырь святого Михаэля. 

Извилистые улочки выводят к реке Регниц, разделяющей город на горную, садовую и островную части. Верхний и Нижний мосты украшены скульптурами, среди которых и статуя Кунигунды. А между мостами – старая ратуша, которая буквально парит над водой. В старину горожане обратились к епископу с просьбой предоставить место под строительство ратуши, но получили отказ. Тогда они построили её на насыпном острове и соединили с берегами двумя мостами. Мостов в городе много. Пешеходный мостик рядом с Верхним мостом ведёт к замку Гайерсвёрт.  Он тоже расположен на острове. Изначально замок принадлежал семейству патрициев Гайер, а в ХVI  веке стал резиденцией архиепископа Бамбергского. Лишь когда дворец стал слишком мал для архиепископа и его приближённых, на горе была выстроена новая резиденция. Но это было уже в XVII веке.

Перейдя на другую сторону реки, углубимся в паутину узких улочек, которые выводят к городскому театру. Рядом – памятник Гофману, который писал и ставил в этом театре пьесы. И музыку к ним писал он же. А немного дальше, на площади Шиллера, стоит домик, где он жил. Домик просто игрушечный, а Гофман занимал там ещё более крошечную мансарду.  Зато музей Гофмана занимает теперь весь домик.

Ещё парочка мостиков, взбегающие в гору улочки, фахверковые фасады… Если с Нижнего моста посмотреть на другой берег, вы увидите Маленькую Венецию, бывшую рыбацкую деревушку, а сейчас квартал очень богатых людей. Там и сегодня можно покататься на гондоле или туристском кораблике. А напротив Маленькой Венеции на самом берегу Регница – зарешёченные окна городской тюрьмы.

Через Нижний мост отправляемся в «садовую» часть города. Жителей её принято было называть «луковичными топтунами». По Зелёному Рынку – пешеходной улице – мимо бывшей церкви иезуитов, мимо памятника Нептуну, которого горожане непочтительно называют «мужиком с вилами» выходим на Максплац. Здесь находится новая ратуша и большой торговый комплекс. А в центре площади –фонтан с памятником Максимилиану, королю Баварскому, окружённому фигурами Генриха II и его жены Кунигунды, епископа Отто I и короля Конрада III.

Вы не устали? Предлагаю посидеть в одном из многочисленных кафе, выпить бокал знаменитого франконского вина или копчёного пива. Или чашечку кофе с неповторимым яблочным штруделем.
День закончен, но уезжать из Бамберга не хочется… 

Фотография автора.          


Рецензии