Оккульт-привет! или Уши из будущего

(Метафора, которая зашла слишком далеко)


...Грибники ходили по лесу. Внезапно поляну накрыл густой туман, а когда он рассеялся, одного из товарищей не удалось обнаружить. Через несколько лет он вновь появился - прямо так, материализовался в кресле совершенно непонятных обстоятельствах и с еще более нелепыми рассказами о своем исчезновении и местонахождении.

...На фондовой бирже появляется сверхъестественный игрок, который играет абсолютно невероятно, собственно даже не играет, а действует – действует наверняка. Подозреваемый признается, что все результаты ему известны из будущего. После этого – уже задержанный – строго засекречен, взят на службу в "частную компанию государственного значения", с окладом, позволяющим ему не играть на бирже, на тотализаторе, и не ходить в казино.

...Фотоапарат с кварцевой лампой сконструированный Г. Силановым, с помощью огромной выдержки показывает машины, деревья, дома или людей, которые когда-то – час назад или очень давно – стояли на этом месте... Это называют Память Поля, хотя точно никто не знает пока, что эта метафорическая память может означать.

...Среди руин Неаполя Скифского, в утренние и вечерние часы – словно, в расщелине между днем и ночью – появляются полупрозрачные фигуры (призраки? – но они считают призраками нас с вами). И когда они становятся видны, повышается магнитный и радиационный фон, а часы во всем городе показывают неверное время.

...В небольшом городке осенними вечерами появляются люди одетые по моде раннего средневековья и говорящие на стоь же древнем наречии. Впрочем, горе тем, с кем они заговорят! – внезапный летальный исход по неясной причине.

...То тут, то там на нашей планете временами появляются странные летательные аппараты. Нередко их почему-то называли инопланетянами. Хотя многие говорят, что это наши далекие потомки – земляне попавшие к нам из будущего, когда уже станет возможным путешествовать во времени...

Стоп!
Итак несколько сюжетов, которые мы так или иначе связываем с путешествием во времени, с так называемыми "кротовыми норами" или, грубо говоря, "машиной времени". Хотя, посудите сами: много ли общего у этих историй? – а ведь их очень много. И почти все они документированы.
Ведь, согласитесь, одно дело, когда у ранних фантастов какой-нибудь ученый (как правило, ненормальный или злой) конструирует некий "черный ящик" и отправляется на поиски приключений (вариант: сокровищ), а совсем другое дело, когда человек совершенно неожиданно для себя и других попадает в прошлое. На свою голову. Или, того хуже, в будущее. Какая же это "машина времени"? ну, разве что, кто-то гонит себе на машине времени, а по дороге сбивает людей. Впрочем, это выходит уже за рамки метафоры. Нельзя попасть под машину времени, как нельзя попасть под УЗИ, под фотоаппарат или под копир. То есть, конечно, можно, но называется это совершенно иначе…

Понятно, что под "временем" обычно понимаются совершенно разные вещи. Если в каких-то иных вещах размер не имеет значения, то в случае со временем такие вещи как размер и масштаб имеют категорическое, сущностное значение. «Кому принадлежит собственность?» - вопрос важный, но, в сущности, суетный. А «кому принадлежит время?» - вопрос наиболее существенный, ибо от этого зависит почти всё. И не только здесь.

Но давайте, начнем по порядку и с самого начала. С создания времени. А впервые это слово появляется на Четвертый День творения:
Светила созданы в знамение и для времени – «для дней и лет». Но только ли для измерения времени существуют светила? – ведь сказано: "для времени"! Или речь может идти и о [внутреннем] восприятии времени, времени, как некоего ритма, неким созвучия между хором-танцем звезд и планет (musica mundanа), и нашими жизненными ритмами, суточными, сезонными, какими-нибудь еще – тем, что средневековые теоретики называли musica humana, а Иммануил Кант именовал «внутренней формой созерцания»?

Еще в 1960-е годы крупный ученый Петр Гаряев поставил опыт. В две почти идентичные камеры, оборудованные адекватными условиями, были помещены головастики. В срок, в одной камере завелись лягушки, а в другой были обнаружены уродцы, которые так и не смогли выжить.
Вторая камера была экранирована от воздействия радиоволн. Без них зародыши не смогли сформироваться, несмотря на необходимые температуру, давление и влажность.
Быть может, эти радиоволны, исходящие от светил и самой Земли, и есть то время, ради которого в День Четвертый были сотворены светила?..

Итак, музыка сфер пестует зародыши с самого начала; космос посылает сигналы-инструкции существу, которое пока еще минимально соприкасается с окружающей средой, однако уже "слышит", а возможно, даже обменивается ритмами с космосом...

- Оккульт-привет!..

А почему бы, в самом деле, не согласиться с этой лирикой, вернее, со смесью физики и лирики? – спросят, возможно, читатели (или, скорее, читательницы).
А что это за musica mundanа, "музыка мира" или музыка сфер? - таков мой вопрос вам в ответ! Можете ли вы себе представить контрапункт "музыки мира" и "музыки человеков" (musica humana)? Ибо сколь разнообразной бы не была человеческая музыка, ее голос, дыхание, метроритм – все это как-то сопряжено с человеческим (даже если это какой-нибудь techno-trash grindcore post-industrial) или "слишком человеческим" (если это, скажем, звучание молекулы ДНК). В последнем случае, "музыка" именно слишком человечна, ибо пока мы слушаем занятную мелодию собственного ДНК, как последние лохи, наш организм пытается следовать командам, которые заключаются в этой мелодии. Результат куда плачевнее, чем самый мрачный манчестерский пост-панк: куда там! – до клинической смерти недалеко!

Итак это – музика хумана. Какова же музика мундана?
Ну, строго говоря, звуковая карта звездного неба довольно пуста: радионебо "выглядит" темнее, чем предрассветное небо в тучах. Вообще говоря, обычные галактики и звезды – кроме Солнца – настолько "тихи", что их и не зарегистрируешь. А что касается спиральных радиогалактик "из газовых сфер" и квазаров... ну, их отношение ко времени – тема в высшей степени неясная. Судить по квазарам о времени и возрасте чего бы то ни было – все равно что судить о возрасте и природе самих квазаров. Это достаточно абстрактно и лично мне совершенно недоступно. Разве что...

И вот тут начинается самое интересное! Судить о смене суток и сезонов, исчислять циклы лет и тысячелетий мы научились давно. Если верить китайцам, с этого начинали культурные предки. Но даже в случае Фуси, Стоунхенджа или пирамид все это есть  <опыт>, только опыт. А выше мы с вами говорили не о наблюдениях, экспериментах и вычислениях (то есть, опыте), а о внутреннем чувстве – как, каким образом ощущаем мы время? Откуда оно в нас и у нас берется? – ведь мы ощущаем его, чувствуем – порою до боли, до головокружения! В то же время, у нас нет никакой железы, никакого сектора или органа для восприятия времени. Или, может, весь наш организм есть некая антенна, улавливающая время?.. труба времени!?.

Мы не видим магнитную бурю, но она рождает в нас беспокойство.
А иногда в океанах находят судна с обезумившими людьми на борту, корабли, потерявшие управление, а то и совсем опустевшие – ведь экипаж и пассажиры бросились за борт, повинуясь неслышному низкочастотному звуку, исходящему из мрачной сейсмической расщелины на дне!..
А как часто мы виним в массовом человеческом безумии солнечную активность!..

Воистину, если бы не Воля Вседержителя, ничего бы не стоило зловещим вибрациям разнородных небесных тел и скоплений окончательно свести с ума нашу маленькую планету!..

Рассчитывать на добрые ритмы пресловутых сфер просто неразумно: они не злы и не добры. И не надо быть Платоном или Фаустом, чтобы послушать эту музыку сфер (их оборотов, т.е. "революций")! – просто это природа: ей подобает быть холодной и абстрактной, возвышенной и отчужденной. Немного похоже на Финал Симфонии “Harmonie der Welt” Пауля Хиндемита (в латинской версии – Harmonia mundi, а финал так и называется: Musica Mundana).
И все-таки это написал человек, причем очень человечный композитор, гуманист, в хорошем смысле этого слова.
А вот как реально "выглядят" эти разухабистые песни светил (Библия не уточняет, и это правильно – ведь светят и звучат те же самые квазары, о которых человечество узнало всего с полвека назад). В 1992 году появился компакт "NASA Voyager Recordings – Symphonies of the Planets" (одними планетами дело, конечно, не ограничилось). Первый и Второй Вояджеры летали, писали, конвертировали, а на Земле издали Тройной альбом (единственный случай, когда ни одна звезда ничего не получила!)
Кто-то у нас на форуме назвал альбом мрачным, кто-то – величественным, кто-то – зловещим, а кто-то – просто умиротворяющей эмбиэнс. Разумеется, все это субъективно, вопрос ассоциаций и настроения. Тем более, что альбом длится больше двух часов, а за такое время образы могут меняться.

...Так и подумалось: может, все проще? может, так звучит само время. Само по себе. Не в изложении Брукнера, Малера, Стравинского или Прокофьева, а так, что называется, время в натуре, живьем!.. Слушаем время. А понимаем ли? И так ли надо понимать время?  - ведь светила не только "для времени", но и "в знамение"!
Но мы слушаем – вновь не команды, а мелодию. Вслушиваемся, вникаем, погружаемся...

Но чем больше я слушаю эту музыку сфер (и Хиндемита, и NASA), чем больше размышляю о знамениях или командах, тем больше радость и благодарность Создателю, что мы не наедине с пустыми пространствами, что этой "дурной бесконечностью" все для нас не кончается и не исчерпывается. А что тАм, по другую сторону квазаров с их парадоксальными песнями – это уже и есть другая тема.


Рецензии
И вправду, получилось романтично, бесконечно, глубоко, непостижимо. Моя любимая тема! Сохраняю... Спасибо!!

Екатерина Кожухова   24.07.2011 01:12     Заявить о нарушении
С запоздалой благодарностью...

Только сейчас наткнулся на Вашу рецку - и то, случайно! с ума сойти...

С уважением и признательностью,

Локсий Ганглери   11.03.2020 07:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.