Консультирование

Сведения об истории обращения.
Социальный педагог школы предложил мне как психологу школы провести психологическую консультативную работу с учеником 10 класса, стоящим на внутришкольном учете, Б.Н.В. Его приводили в мой кабинет на сессии (продолжительностью 40 минут  каждая). Формальное согласие семьи на проведения психологического  консультирования я получил от матери Б. (заявление с просьбой проведении психологической консультации с её сыном Н), так как она знала о наличия нарушений поведения её сына в школе.
Сведения о родительской семье.
Неполная семья, состоящая из матери Ел.А.(35 лет) и сына. Мать разведена с  отцом Б.Н.В.,  который проживает  отдельно от них. Отец Б., в прошлом стоял на учете в наркологическом диспансере, в настоящее время работает инженером в ООО. Мать и сын   проживают  в отдельной квартире и с ними живет состоятельный мужчина, который ведет с ними совместное хозяйство.
Сведения о физическом развитии в детстве.
Б.  имел задержки в интеллектуальном развитии и несколько раз менял место учебы (31. 05.05. шк.№ **17;11.06.шк.№ **81;15.11.07 шк.№ 10** принят в коррекционно-развивающий класс). Физическое развитие ребенка на момент обращения нормальное
Сведения о когнитивном развитии.
В младшем школьном возрасте из-за плохой успеваемости был переведен в класс коррекционно –развивающего обучения.




Сведения об успеваемости Б. Н.В.
Предмет 2003-04
3б 2004-05
4б 2005-06
5б 2006-07
6б 2008-09

Русский яз 3 3 3 3 3
Литература 4 4 4 3 4
Математика 4 4 4 3 4
Геометрия 3
Основы ИФ.
И выч.техн. 4 4
История 4 4 4 4
Обществовед. 4 4
Природовед. 3 4 4 4
География 5 5
Биология 4 3
Физика 3
Английский 4 4 4
Изобр.искусс. 4 4 4 4 4
Музыка 4 4 4 3 4
Физкультура 5 4 4 4 3
ОБЖ 5 5

Сведения о личности клиента.
Б. Н.В. (16 лет) потребовалось психологическое консультирование после того, как у него нашли ворованные вещи (мобильный телефон, который он вместе с друзьями пытался продать). У него были некоторые характеристики безответственного и делинквентного поведения начиная с 12 лет, но отсутствовали какие-либо свидетельства наличия расстройств поведения до 8 лет. Б. выглядел очень разговорчивым, красивым подростком с харизматическим обаянием. При выявлении типа темперамента на основе методики «Опросник Айзенка»(подростковый вариант; тип № 21. Экстраверсия 14, Нейротизм-11, шкала лжи 8, выше нормы на 4 балла) выявленные характерологические проявления. Очень энергичен, жизнерадостен. «Любимец публики». Считается, что подростки такого типа счастливы. Действительно, они часто одарены, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки с детства привыкают, к тому что им всё доступно. В результате чего они не учатся серьёзно работать над достижением цели. Легко всё бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.
 Пути коррекции. Клиент требует доброжелательного и строгого отношения. В коллективе  не стоит выбирать его на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую для него цель (например,  овладение иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать их выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, а с другой – приучит к упорядоченной работе. Полученный профиль MMPI был валиден, но имел умеренное клиническое повышение по шкале K (коррекция), а также по шкалам 4 (психопатическое отклонение) и 9 (мания), с субклиническим повышением по шкале 2 (депрессия).
История возникновения проблемы.
 Большую часть младшего  подростничества Н. Б. жил, руководствуясь различными схемами обмана системы и уклонения от серьезной работы в достижении учебных целей. Например, он без разрешения пользовался телефоном соседа по парте в классе, пытался выдать фальшивые деньги  как  настоящие. Недавно Б. поймали на месте преступления с похищенным мобильным телефоном при попытке его продать тут же в школе.
Условия оказания помощи.
Социальный педагог школы предложил мне как психологу школы провести психологическую консультативную работу с учеником 10 класса, стоящим на внутришкольном учете, Б.Н.В. Его приводили в мой кабинет на сессии ( продолжительностью 40 минут  каждая). Формальное согласие семьи на проведения психологического  консультирования я получил от матери Б. (заявление с просьбой проведении психологической консультации с её сыном Н), так как она знала о наличия нарушений поведения её сына в школе. Индивидуальные психологические консультации проводились в кабинете психолога школы. Я как психолог школы закрепленный за 10 классом, осуществлял психологическое сопровождение, в том числе и Б. Меня как психолога не связывали ни какие контакты с Б.
Ожидания клиента.
Б. надеялся получить от психологической консультации: «Соответствует ли его настоящее поведение собственным целям в достижении успеха в учебе и  личной жизни?». Как я выяснил, что у него имеется несколько противоречащих друг другу задач (ожиданий).

Первая сессия.
 Следующий диалог между Б. Н. и мною, педагогом-психологом, показывает, как удалось заставить Б. задуматься о последствиях своих действий и его влиянии на других в контексте размышлений о том, соответствует ли такое поведение его собственным целям.
Психолог: Хорошо ли работает подход «обмани систему»?
Б.: Он отлично работает... пока кто-то не поймает или не начнет ло-вить тебя. Тогда нужно отбросить план и придумать новый.
Психолог: Насколько тебе было трудно отказываться от одной схемы чтобы  придумывать новую?
Б.: Иногда очень легко. Некоторые люди — настоящие простаки.
Психолог: Легко было всегда?
Б.: Ну, нет. Иногда было действительно трудно. Например, обман с  мобильными телефонными звонками. Скрываться было трудно, и каждый раз возникали проблемы.
Психолог: Было ли вам легко придумать альтернативный план?
Б.: Не для телефонов. Я никогда не придумывал другой план.
Психолог: А в другое время? Планы «обмани систему» приходили к вам легко? Я имею в виду те, которые работали.
Б.: Ну, я придумал много хороших планов, но было непросто придумать такой, который действительно принесет выгоду.
Психолог: Хороший план можно использовать долго или часто требовались новые схемы?
Б.: Похоже, я всегда нуждаюсь в новом хорошем плане, чтобы обмануть систему.
Психолог: Не считаете ли вы, что иногда легче быть на стороне системы, вместо того чтобы пытаться как-нибудь обмануть ее?
Б.: Ну, после всего этого я должен сказать, что бывает, когда встать на сторону системы в конечном счете легче. К тому времени, когда я расплачусь за все, мне придется выложить больше, чем стоит мое обучение. Но... обмануть систему — это такой вызов! Я чувствую возбуждение, когда придумываю новый план и полагаю, что он может сработать. Я даже не могу себе представить, чтобы быть вместе с системой.
Психолог: Итак, твой выбор связан с тем, что подобное поведение возбуждает?
Б.: Да.
Психолог: И все же некоторые из твоих планов дорого обошлись тебе и,  в конечном счете создали тебе проблемы.
Б.: Да.
Психолог: Как это согласуется с твоей целью вести легкую, беззаботную жизнь, при которой вам не нужно заниматься тяжелым трудом?
Б.: Никак не согласуется. (Пауза.) Так как же мне вести легкую жизнь, учитель?
Психолог: А когда ты начинаешь придумывать планы «обмана системы»?
Б.: Когда я должен оплатить что-то или когда я хочу чего-то, что будет стоить денег.
Психолог: Ты когда-нибудь обдумываешь свой выбор и оцениваешь возможные последствия?
Б.: Обычно нет. Обычно я просто обманываю систему.
Психолог: Что, на твой взгляд, случится, если ты обдумаешь другие выборы, а не только будешь воплощать в жизнь идею, которая возбуждает тебя в данный момент?
Б.: Не знаю.
Психолог: Имеется ли прямо сейчас некая ситуация в твоей жизни, в которой тебе нужны деньги и ты должен решить, где их взять?
Б.: Да... как мне заплатить за интернет клуб, сходить с друзьями в «Макдоналдс», оплатить игру в бильярд, лотерею, и еще оплатить услуги «аквапарка».
Психолог: Какие варианты ты рассматриваешь в данном случае?
Б.: Ну, мои друзья требует выдать им авансом деньги на мальчишник, и мне нужно оплатить фитнесс клуб, так что мне не дают послаблений.
Психолог: Если учесть твои возможности, каковы твои выборы?
Б.: Ну, я пытался найти способ не платить за мальчишник, за кегельбан, за интернет клуб. Если я займу правильную позицию, возможно, я смогу заставить моих друзей отложить это на некоторое время.
Психолог: Это может иметь для тебя неприятные последствия?
Б.: Фактически однажды так и было, я не смог вовремя отдать долг другу, и к моей матери пришла мать этого друга за долгом, и был большой скандал в семье. Я, конечно же, не хочу, чтобы это случилось снова.
Психолог: Есть ли другие варианты решения проблем с долгами перед друзьями?
Б.: Я хотел попробовать продать свой плеер, мобильник, фотокамеру или часы и вернуть долг, а если не получится, отказаться от фитнесса  клуба, кегельбана, дискотеки и быть дома. Это даже облегчило бы мою учебу, и к тому же помогло бы сэкономить, пока дела не сдвинутся с мертвой точки.
Психолог: Есть ли у таких вариантов негативные последствия?
Б.: Для меня... Я жил бы, как в подземелье. Конечно, не совсем так. Моя мать уже сказала мне, что ей ничего не остается кроме того как больше не давать мне карманных денег, так как ей самой приходиться отдавать мои долги. А через месяц она не будет отпускать никуда с друзьями, и будет контролировать выполнение моих учебных заданий, или поведет на консультацию к психиатру.
Психолог: Ты можешь сделать что-нибудь, чтобы исправить эту ситуацию?
Б.: О, конечно. На самом деле не так все плохо. Я, так или иначе собирался серьёзно заняться учёбой, ограничить встречи с друзьями, и проводить досуг в семье..
Психолог: Итак, похоже, у тебя есть несколько вариантов решения твоих текущих проблем. В большинстве случаев в прошлом ты решал эти проблемы, придумывая, как обмануть систему. Это выглядело так, будто ты эмоционально реагировал на возбуждение от твоей идеи и, возможно, на чувство избавления от неприятностей, а иногда просто на то, что твоя схема работает, и затем это возбуждение поддерживало тебя, ты не думал о возможных последствиях или альтернативных вариантах. В этот раз ты обдумал несколько возможностей. Какая из них, на твой взгляд,  в конечном счете будет самой легкой и лучшей для тебя?
Б.: Займусь учёбой, не буду праздно проводить время с друзьями, буду продолжать заниматься в спортивной секции в школе.
На другой сессии Б. обсуждал свои отношения с подружкой, Светой, которую он был склонен обвинять в большинстве своих текущих трудностей. Психолог поощрял Б. критически оценивать выборы, которые он делал относительно подруг вообще, а также то, помогло ли это достичь его целей. Психолог старался подвести Б. к пониманию необходимости изменить свое пагубное поведение и научиться думать о своих выборах в понятиях, которые предполагали бы учет интересов других людей и норм общественного порядка.


Разрешение проблем в учебе.
Изменение глубинных убеждений.
Таблица: Упражнение «Обзор выборов»
Проблема Выбор Преимущества Недостатки
Пребывание в школе,
Выйти из
списка нарушителей поведения. Перестать драться,
манипулировать другими,
перестать, употреблять психоактивные вещества



 назначен испытательный срок. S=10. Хочу учиться в школе Послать всех подальше и уйти из школы. Е = 20. Легкий вариант. Отомщу всем. Придется снова искать другую школу. Не хочу уходить из этой школы.
Требовать принятия меня таким каким я есть. Е = ? Покажу, что я не простофиля. Возможно, сработает. Рискую быть от-численным из школы за хулиганство. Непочтительно по от-ношению к педагогам .
Найти способ отомстить всем, опорочив их. Е = 25. Буду не так переживать из-за того, что они мне надоели. Учителя могут узнать, что я порочу их. Их плохое настроение не поможет мне.
Учиться как можно лучше, пока они не по-верят в меня. Е = 50. Небольшой риск. Смогу успокоиться на некоторое время. Скучно. Вероятно, не получится быстро стать отличником.
Настроиться позитивно и с усердием взяться за учебу и примерное поведение. Е = 60. Покажу, что я смогу учиться хорошо и адекватно вести себя в школе. Это позволит мне не скучать. Школа плохо обошлась со мной, но я буду отличником и примерным учеником.


Вторая сессия
Б.: Я говорил со  Светой вчера вечером. Я уверен, она все же ляжет спать со мной.
Психолог: Одну минуту. Я полагал, что Света поссорилась с тобой.
 Б.: Да, поссорилась. Но она все еще любит меня. И я хочу, чтобы мы были друзьями. Возможно, я могу заставить ее снять некоторые из обвинений.
Психолог: Это выглядит так, как будто ты говоришь, что лег бы со Светой в постель, чтобы заставить ее помириться.
Б.: Да, и просто чтобы проверить, могу ли я сделать это, есть ли у меня то, что для этого нужно, понимаете?
Психолог: Что ты знаешь о чувствах Светы и ее ожиданиях?
Б.: О, она очень традиционна. Она, вероятно, все еще надеется, что мы подружимся. Света очень молчаливая рассудительная и деликатная. У неё строгие родители, и всё время требуют от неё высокой личной ответственности. Всякий раз, когда она задерживается, они переживают за неё. Отец всякий раз, когда у неё возникают неприятности, напоминает ей о дочернем долге и об её целомудренности. И он думает, что так можно управлять дочерью, контролируя её во всем: и в учебе и в досуге.
Психолог: Ты полагаешь, что Света могла бы еще лучше относиться к тебе, если ты помиришься с ней и добьешься снятия некоторых обвинений в грубом обращении?
Б.: Ну, я полагаю, что она могла бы.
Психолог: Ты считаешь, что мог бы захотеть нежнее относиться к Свете и поддерживать отношения, которые её устраивают?
Б.: О, ни в коем случае. Нет.
Психолог: Итак, что может случиться, если ты снова разочаруешь Свету, когда она поймет, что ты все же намереваешься встречаться с другими подружками?
Б.: Трудно сказать. Она может испугаться за свою целомудренность. Я стараюсь не загадывать так далеко.
Психолог: Возможно, она подумает, что ты просто используешь ее, чтобы добиться близости, не принимая во внимание ее чувства?
Б.: Возможно.
Психолог: И ты уже знаешь, что, когда Света рассержена, она поступает очень круто, например, может ударить и уйти. Насколько для тебя опасно снова сердить ее?
Б.: Я полагаю, что это опасно. (Пауза.) Я просто никогда не думал, что девочка сделает что-нибудь такое по отношению ко мне.
Психолог: Насколько вероятно то, что Света снова сделает что-то подобное по отношению к тебе?
Б.: Я полагаю, приблизительно на 95 %.
Психолог: Возможность довольно велика. Учитывая это, как ты оцениваешь выбор возобновления нежных отношений с ней?
Б.: Не стоит риска. Так как её отец серьезный человек.
Психолог: Учитывая ее заинтересованность в традиционных, серьёзных отношениях и вашу заинтересованность во встречах с разными подружками, как, по-твоему, лучше всего поступить со Светой?
Б.: Ну, я не стал бы вести себя иначе, если бы встретил ее на улице. Но, понимаете, я не считаю, что должен идти на улицу и искать ее. Вероятно, лучше всего просто бросить ее и не позволять ей лелеять свои надежды, потому что она никогда не получит от меня того, что хочет.
Б. и я как, психолог-консультант,  продолжили обсуждать его отношения с подружками. Мы рассмотрели преимущества и недостатки поиска новых подружек и получения сексуального удовлетворения с помощью применения силы. Б. никогда не рассматривал такое поведение как «насилие» и, казалось, не знал, что это может кончиться судебным преследованием. Были исследованы другие потенциальные отрицательные стороны, такие как частые расставания  с подружками, что могло стать причиной мести с их стороны или привести к заражению болезнями, передающимися половым путем. Были и не столь важные отрицательные стороны, такие как отсутствие постоянно доступного партнера и необычайно большое количество очень скучных встреч. С другой стороны, Б. сказал, что ему приятно волнение при преследовании добычи и внимание со стороны такого количества подружек поднимает его в собственных глазах. И я как, психолог-консультант попросил Б. отметить степень этого волнения для всех значимых событий в его жизни и затем применить эту оценку к каждому «завоеванию». Б. обнаружил, что это волнение не было слишком интенсивным или надежным. Мнение о себе бы-ло идентифицировано как форма гедонизма. Он хорошо думал о себе, потому  что получал то, чего, как он полагал, хотел в отдельный момент. Это было противопоставлено другим способам хорошо думать  о себе — работать над достижением общих жизненных целей и приоритетов. Б. постепенно осознавал, что, когда ты хорошо себя чувствуешь непродолжительное время, это часто затрудняет достижение главной долгосрочной цели легкой жизни. Психолог попытался показать, как учет чувств  других людей и отдаленных последствий своего поведения будут действительно полезны ему.
- Я, как психолог консультант, при проведении сессий с Б. встретил массу особенностей как Б. постепенного сознавал свои долгосрочные жизненные цели.
- Я приобрел опыт проведения психологического консультирования и сделал следующие выводы:
 Когда осуществляется вмешательство, невозможно знать, насколько мог бы быть деструктивен  клиент с социальным  расстройством  поведения, если бы не проводилось никакого психологического консультирования. Более того, нельзя предсказать, сколько раз  человек с делинквенцией  может решать не лгать, не обманывать, не бить, не насиловать, не красть, не тревожить, не отказываться от выполнения обязательств или не нарушать как-либо иначе социальную гармонию, потому что он полагает, что все это выгодно для него. Но каждый случай, описанный в этой сессии, показывает, как когнитивное психологическое консультирование может положительно воздействовать на течение жизни  человека с делинквенцией. Хотя оптимальная жизнедеятельность может оставаться нереалистичной целью, а так же вызвать конструктивные изменения их психических установок, улучшение просоциального  поведения имеет очевидные выгоды для стабильности клиентов и благосостояния значимых для них людей, так же как и для общества в целом.

2. Подготовка доклада о проведенном консультировании на супервизорской сессии.
При подготовке доклада о проведенном консультировании мне встретились незначительные трудности при соединении сессий с когнитивной концепцией, лежащей в основе проводимого воздействия, так как я изучил эти методы (Джудит С. Бек. Когнитивная терапия. «Вильямс» М. 2006.).
3.Предоставление доклада о проведенном консультировании на супервизорской сессии.
Мне удалось довести особенности проведения консультирования, сформулировать запрос. Я получил следующий опыт: необходимо консультанту быть более эмпатичным к клиенту и вовремя получать обратную связь от клиента.
4.Групповое обсуждение докладов на супервизионных сессиях.
Мы все обсуждали доклады своих одногрупников. Особенно понравился мне доклад В** Б*  и его опыт психологического консультирования где использовался когнитивно-бихевиористский подход.
Результаты:
-Я ознакомился с производственной деятельностью психолога образования в проведении психологического консультирования в школе, форм учебных занятий по психологическому просвещению, образованию, проведению консультаций, тренингов, коррекционных мероприятий, ведению психологической документации, журналов, составлению протоколов, представлений, планов, отчетов, заключений и рекомендаций. Приобрел опыт подготовки к научно-исследовательской деятельности в области психологического консультирования в школе. Получил опыт проведения и оформления диагностических мероприятий, коррекционных и развивающих технологий в области психологического консультирования. Получил опыт выступления и презентаций на семинарах, круглых столах и научно-практических конференциях. Все это в дальнейшем позволит мне  более квалифицированно выполнять обязанности психолога образования в проведении психологического консультирования в школе..  Столкнулся с трудностями, с которыми встречаются психологи при психологическом консультировании подростков в школе, осознал их значимость.
- Изучил функциональные обязанности и профессиональные задачи психолога образования в проведении психологических консультаций. Это дало мне возможность квалифицированно исполнять обязанности психолога школы, а именно: верно поставить цели на проводимых занятиях: при психологической диагностике, проведении психологических консультаций и тренингов и проведении занятий в психологическом клубе: «Моя семья».
- Изучил текущие и перспективные планы школы. Это позволило мне принять активное участие в жизни школы, где наиболее запоминающемся было участие в работе медико - психолого-педагогическом консилиума школы, который позволил мне получить богатый опыт написания отчета «Психологическое консультирование в школе».
- Получил опыт проведения (сессий) индивидуального и группового консультирования учащихся, родителей и преподавателей школы. Опыт обработки, написания протокола, заключения и рекомендаций при психологическом консультировании.
- Получил опыт проведения индивидуальной и групповой коррекционной работы с учащимися  младших, средних и старших классов. Опыт оформления рекомендаций для администрации школы.
- Получил опыт проведения психологических тренингов в разновозрастных группах. Опыт планирования, составления и оформления тренинговых занятий.- Принял участие в работе «Соловейчиковые чтения» в Доме учителя 1-2 октября 2010. Записал и доложил о «Соловейчиковых чтениях» и  о роли психолога в школе при психологическом консультировании.
- Получил опыт участия и работы в дискуссии по психологическому консультированию учащихся, учителей и родителей средней школы.
- Получил опыт работы в совещании  Методического научного центра Юго-Восточного учебного округа по вопросам психологического консультирования в школе.
- Принял участие в семинаре и супервизии в Российском психологическом обществе.  Получил опыт работы в выступлении на семинаре РПО. Прошел супервизию в РПО и  получил представление о работе психолога при психологическом консультировании в школе. Познакомился с задачами и методами супервизии.
4.Предложения по совершенствованию проведения производственной практики:
-давать возможность слушателям курсов повышения квалификации, творчески подходить к проведению консультаций и тренингов с наставничеством преподавателей НИЕВ; активнее обсуждать с преподавателями НИЕВ результаты производственной практики слушателей курсов; поощрять личный опыт слушателей курсов.
5. Предложения по совершенствованию образовательного процесса на факультете: - стремиться вовлекать слушателей курсов  участие в научных конференций и круглых столов; активнее изучать индивидуально-психологические особенности слушателей курсов в процессе  индивидуальных и групповых занятий.


Рецензии