Вот такие Юра дела

               
Ах Юра, Юра, Юра Гайдук, неожиданно и поспешно ушёл ты из жизни,  недописав  свою главную  и самую важную для тебя поэму о родной «Батьковщине» , о которой ты постоянно  писал свои «Вирши», и которую до безумия, по сыновьи крепко любил. Конечно трудно через десятки лет вспоминать наши творческие посиделки в редакции городской газеты ,наши выступления в клубах, дворцах культуры, школах, библиотеках и красных уголках предприятий нашего города. Да, нас приглашали, мы были востребованы и любимы.Тем, кому мы читали свои поэтические опусы нравились твои ,Юра стихи и про то «как стоят деревья» и про то, что «твоё село ничем ни знаменито» и про то «Как варили сталь» и про многое другое, что беспокоило твоё сердце и твою душу.
Я припоминаю твоё первое появление на сборе литераторов «Литобъединения» при газете
«Джезказганский рабочий» ,председателем которого меня почему-то избрали. Не знаю что
толкнуло ребят на этот шаг, сейчас я думаю, причиной была моя творческая активность , а может быть что-то другое, не знаю Юра. Ты вошёл в комнату, в которой сидело человек пятнадцать парней и девушек ,любивших стихи и прозу и предложил послушать ,добытые тобой в муках творчества свои произведения. Ты читал, а мы внимательно тебя слушали и были  восхищены твоим умением видеть и слышать мир , в котором ты обитал. Позже, без всяких  протекций и блата ты поступил на заочное отделение Московского литературного института имени М.Горького и учился в  нём до окончания института в классе известного в стране поэта Николая Доризо.. Возвращаясь после очередной сессии домой, ты рассказывал нам о своём однокурснике, поэте Борисе Примерове, о том, чему учили Вас мастера литературного цеха страны. Безусловно знания литературы , литературоведения. 
и других дисциплин были у  тебя по сравнению с нашими намного выше, и мы , естественно брали на  вооружение то о чём ты рассказывал нам при встрече.
Ведь среди нас, начинающих поэтов и прозаиков, настоящих литераторов не было и в помине,а ты с Николаем Гураловым, тоже студентом литинститута, передавали нам, правда с некоторой снисходительностью, почерпнутые в период учёбы знания. И ты Юра, и Николай работали на Руднике. Ты отлично владел карьерным,4х кубовым  экскаватором, грузил руду в думпкары и в Белазы, а Николай добывал руду в забое, в шахте. Вы трудились и заочно учились, и мы тоже учились при проведении  конкурсов на заданную тему и диспутов о творчестве известных русских, советских и зарубежных поэтов и писателей. Но ты Юра, да и Коля Гуралов не задавались, не корчили из себя всёзнающих и всё могущих. Всё было как надо. Мы взаимно обогащались знаниями, помогавшими нам творить своё собственное видение окружавшего нас мира  .   
Что там говорить, всякое бывало. И споры до хрипоты, и война за каждое слово в стихотворении, этимология которого не всегда была ясна. Рылись в словарях, искали в книгах других авторов, но истину находили .
Ты помнишь Юра, когда мы уже стали «Слитком» мы решили выпускать машинописный 
Сборник. Разные стихи в него были предложены и по форме и по содержанию, но не было с вашей стороны в оценке их ни менторского тона, ни обвинения авторов в графоманском или в неграмотном видении того или иного события. Мы учились сами и чему могли учили молодых авторов, только , только начинавших излагать свои чувства в стихах.
Ты Юра работал на карьере , а я о тебе писал: "Он не ковшом, Медведицею звёздной,
крушит и грузит медную руду» ,я уважал в тебе и специалиста  и литератора, поэта от
Бога, талантливого во всём.
У тебя был серьёзный подход к обсуждению творчества товарищей. Ты помнишь, как мы готовились  к очередному  обсуждению. Иногда и ты брал домой стихи кого-нибудь из нас и основательно делал  разбор каждого стихотворения, каждой его строчки.
А потом, мы всем  «Слитком» вступали с тобой в дискуссию, с чем-то соглашались, а с чем-то были не согласны  Юрий Грунин наиболее грамотный из нас, да  и по возрасту более зрелый, преуспевший в поэтическом мастерстве , ведь он и тогда печатался в толстых журналах и в газетах, судил наши творения строго, требовал равнения  на известных
в стране мастеров слова: Владимира Маяковского, Роберта  Рождественского и других.
А ты подарил мне небольшую книжку писателя Юрия Нагибина  Как писать новеллы., и вообще о  том , как писать стихи и прозу.
Мы часто выступали перед жезказганцами и они любили и ценили наше творчество, особенно твои проникновенные, добротно сделанные стихи.
Помнишь наши выступления на площади В.И.Ленина в день молодёжи, в клубе
Павки Карчагина на 68 квартале, на  вечерах отдыха во дворце Металлургов, где нас встречали с радостью и уважением, как близких по духу людей. Как никак., свои,  домаросщенные  любители   стихосложения , как принято было говорить  -наши местные поэты от экскаваторов, от сварочных  агрегатов, от флотомашин и  подземных , невидимых многим рудных штреков и очистных камер медного Рудника.
Конечно я знал о том , что в качестве своей дипломной работы ты хотел представить
писавшися тобой роман о самостийной Украине и её ярых  приверженцах-бендеровцах,
 с которыми чуть ли не до 1950 года  велась борьба на территории Западной Украины.
Но тема была неподъёмной и по тем временам опасной. Материал  книги ты ,видимо
черпал из рассказов участников  этого антисоветского  движения, отбывших срок наказания  в лагерях Жезказгана. Их было много  здесь, да и сейчас живы их родственники
не уехавшие на Родину..
Сегодня, в Украине, на Киевском  майдане. постоянно встречаются и правые и левые борцы за самостийность, но слава Богу всё обходиться без жертв и надругательств над
Неповинными людьми, как это имело место в сороковых, пятидесятых годах на твоей
«батьковщине».
Не знаю, может быть Юрию Грунину , которого ты очень уважал, ты и читал фрагменты своего романа, но мне не приходилось слышать о чём ты в нём писал..
      О твоей семье я знал немного. Несмотря на тяжёлую работу на карьере, семью,где росли трое детей, дачу требовавшую к себе большого внимания и времени, ты приезжал
еженедельно на сборы «Слитка» и учавствовал в его работе.
        Сейчас многих уже нет в живых, ушла из жизни поэтесса Муза Рождественская. учительница, участница Курского сражения, радистка, фронтовичка,   писавшая
лирические стихи о любви, о  Жезказгане и о его людях., умер Саша Степанов, наш прозаик
и в будущем журналист городского радио,бывшего в те годы, не стало Ефима Когана, молодого каменщика треста «Казмедьстрой», где-то в райских кущах смешит своими рассказами  их обитателей Николай Буров наш замечательный прозаик-юморист. Откуда-то
из Германии шлёт свои очерки в газету «Подробности» бывший сварщик  ,а позже
член редколлегии этой газеты Валентин Рыбаков, пишет в свою тетрадь, не публикуясь
работница ЖБИ треста ( в настоящее время  мать 13 детей) Светлана Мамаева   Есть ещё
другие товарищи , о судьбе которых я не знаю.
Твой друг  Юрий Грунин., дожив до преклонного возраста продолжает публиковать свои стихи и прозу. Он издал несколько книг и как я понимаю готовит очередную.Он член Союза писателей Казахстана, член редколлегии республиканского литературного журнала  «Нива»., в котором в декабре 2007 года был опубликован и мой очерк о войне.
Кстати, в 2007 году увидела свет моя книга рассказов и стихов о людях нашего города.
Вот такие Юра дела, «Слиток» отметил свой 50 летний юбилей со дня образования
и продолжает  работать. В нём много молодых, талантливых ребят и меня это очень радует  . Значит  не зря мы с тобой, на заре его возникновения вложили знания и силы.
Жалко Юра, что ты не дожил до этого нового времени, может быть и твой роман и
Ты сам состоялись бы .Скажу только одно ,я благодарю судьбу за то ,она позволила мне общаться с тобой по жизни и обмениваться творческими поисками. Спасибо ей, судьбе, большое от всей души.


Рецензии