Критические заметки о марксизме-35
Начальное отношение двух самосознаний, двух персон – это отношение господина и раба. Эпоха рабства в истории этот гегелевский вывод подтверждает. Раб трудится, господин пользуется его услугами. Раб совершенствует свои умения, господин теряет свои первоначальные способности. Раб становится сильнее, умнее, мужественнее, господин деградирует как человек. Сопротивление, борьба – отношения двух самосознаний уравниваются. Гегель: Восток – свободен один, Античные государства – свободны некоторые, Христианская цивилизация – свободны все (по понятию, по идее должны быть свободны все). История конкретизировала гегелевскую формулу: свобода, равенство, братство – главные блага современного человечества.
Общественное развитие (революционное и мирное) искало способы, как уравнять граждан в правах, в возможностях на старте. Как это происходит у бегунов на стадионе: здесь все приняли боевую стойку перед стартом у одной черты. На практике в новейшей истории укоренялся буржуазный принцип: как работаешь, как думаешь, как стараешься – так и живешь (нередко наглость и хитрость играли здесь первую роль). Но общество обязано помочь старым, малым, больным, слабым, кому не повезло. Помочь за счет сильных, за счет тех, кто вырвался вперед. Все взрослые, здоровые, сильные должны о себе позаботиться; заленился, проспал – твои проблемы. Великая функция выпала на долю государства – найти и ввести в дело наиболее оптимальный принцип справедливости.
Но тут возник вопрос: сколько и как – взять у одних и дать другим? Ученые т.н. общественных наук и просто фантазеры (утописты) в течение веков над этими вопросами ломали себе голову. Реалисты пришли к выводу, что надо усовершенствовать существующий порядок в пользу обиженных и угнетенных, не ломая устоявшегося принципа собственности. То есть научиться разумно отнимать и делить. Возникли теории. Фантазеры пришли к выводу: чтобы зло пресечь, надо лишить граждан права владения и распоряжения всеми главными благами. А единым собственником сделать государство: Платон, Томазо Кампанелла, Томас Мор. И Маркс. К реалистам я отношу и т.н. «социалистов-утопистов», в понимании реальных тенденций жизни они стояли на голову выше Маркса.
Здесь главная тонкость – в понимании исторической роли буржуазии, класса частных собственников – лидера экономического развития. И в понимании великой опасности, которую несет обществу тотальное огосударствление (обобществление) собственности. Дело в том, что государство, сосредоточив в своих руках два рычага давления на граждан – политическую власть и собственность, – неизбежно, по определению, превращается в деспотию, в тоталитарное государство. Оно захватывает тело и душу народа. XX век продемонстрировал миру, на что способны тоталитарные чудовища. При этом марксистский вариант реализации фантазии оказался пострашнее нацистского варианта, который, взяв под контроль частную собственность, не решился, обобществить ее.
Если предположить, что марксисты достигли в России экономической справедливости (хотя это очень сомнительно), то ведь человек жив не хлебом единым. Справедливо ли человека за инакомыслие и инаковерие лишать жизни, сажать в лагерь, выгонять из страны? И здесь Марксов вариант устройства общественной жизни перешел все границы. У нас задушено было все – экономика, наука, вера, искусство, литература. Даже спорт стал партийным. Свободы и права человека были объявлены буржуазной выдумкой. Апогеем советской несправедливости был тот факт, что глумление над страной было объявлено высшим актом справедливости; а марксизм назван высшей и конечной точкой общественной науки. Чтобы внедрить эту ложь в сознание народа пропагандисты свирепствовали, как звери.
Была ли у нас «народная власть»? По видимости – да: на местах, в областях и на самом верху в законодательных органах заседали доярки, свинарки, пастухи, простые рабочие. Но эти пешки ничего не решали, они там присутствовали для механического поднятия руки, для проталкивания партийных решений. Выборы были однопартийными, кандидаты во власть были безальтернативными. Не придешь на выборы – поставишь себя под подозрение. От семьи, как правило, приходил один и голосовал за всех домочадцев. Выборы объявлялись праздничным днем, на избирательном участке звучала мелодичная музыка, в буфете можно было купить колбаски. Сплошная бутафория.
И когда некоторые авторы называют сегодняшние свободные выборы «лохотроном», то об этих авторах следует сказать, что или их купили левые, или они духовные дети левых, или совершенно невежественные люди. Сегодня возможны фальсификации, но за фальсификацию могут осудить, неприятностей будет немало. При Советах же проверка результатов была формальной, члены избирательной комиссии, по сути, проверяли сами себя. Сегодня применяют административный ресурс, но результат советских выборов был предопределен полностью: обычно избирательная комиссия выдавала 99,9%, иногда для разнообразия – 99,8,%. Сегодня есть «пиарщики», манипулирующие сознанием простаков, при Советах был один страшный и бескомпромиссный «пиарщик» – государство, подавляющее сознание народа абсолютно. Сегодня на избирательную кампанию нужны деньги, и они есть у левых и правых. А прежде? Прежде без денег все решала жестокая и лживая власть.
Можно ли улучшить капитализм? История доказывает, что – можно. Опыт стран Скандинавии, Западной Европы, Америки и ряда стран Азии об этом свидетельствует. Можно ли улучшить социализм? История доказывает, что – нельзя. Социализм просто свергается, ломается и отправляется снова… к Марксу. Трудно создать цивилизованное общество на основе сломанного социализма. Особенно в России, которая тысячу лет не знала свободы. Но время и труд все перетрут. 7 октября 2010 года
Свидетельство о публикации №210100700452
С удовольствием читаю Ваши заметки и статьи. Пишите доходчиво, выражая мудрые мысли.
Полагаю, что у Вас и у меня базой для размышлений являются труды Маркса и марксистов, на основании которых можно делать далеко идущие выводы, в том числе корректирующие и отвергающие положения самого марксизма. Подобные мысли у меня и моих товарищей возникали в институте сорок пять лет тому назад. Приходилось молчать, чтобы не мешали учиться и работать.
Российские дураки и властолюбцы сделали из марксизма метафизическую науку, чтобы задать дремучим людям «правильный путь» к счастью и наказывать их за любую попытку отойти от «генеральной линии». Был анекдот. Еврея спрашивают при приёме в партию: «Отклонялись от генеральной линии?» Еврей думает: «Скажу, «не отклонялся», то не поверят! А скажу «отклонялся», то расстреляют!» Еврей отвечает: «Отклонялся вместе с генеральной линией!» В партию еврея не приняли за избыточный ум, но не посадили, потому что никто из присутствующих коммунистов не знал, изгибалась ли генеральная линия, и в какую сторону? У начальства спросить побоялись, чтобы не быть обвинёнными в «искривлении линии».
В 1917-1922 годах большевики использовали лютую ненависть черни к интеллигенции. Их последователи, коммунисты, уже пролетарского происхождения, продолжили святое дело уничтожения интеллигенции и свободомыслия под вопли и аплодисменты черни, но в то же время, используя интеллектуальный потенциал советских инженеров, конструкторов и разведчиков лишь для создания военной промышленности и вооружений, чтобы защитить не страну и народ, а свою жизнь от антикоммунистов. Ботаника, генетика и философия им не требовались. Да, нужна была медицина, хотя бы примитивная, чтобы осуществлять воспроизводство почти даровой рабочей силы. Наукоёмкую медицину покупали за границей для реанимации вождей, чтобы они могли появляться розовощёкими на мавзолее в праздничные дни. Помню, бывший мой министр подписывал приказы последние десять лет своей жизни, лёжа в кровати – дома, в больнице или в подмосковном санатории.
К Вашей фразе «Можно ли улучшить капитализм? История доказывает, что – можно. Опыт стран Скандинавии, Западной Европы, Америки и ряда стран Азии об этом свидетельствует» я бы добавил: «Капитализм, как способ существования любой экономики, кроме натурального хозяйства, улучшается при создании СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА объединёнными силами профсоюзов и трезвых богатых капиталистов. Таких стран около 50, от Уругвая до Сингапура».
Согласен с Вашей мыслью: «Можно ли улучшить социализм? История доказывает, что – нельзя. Социализм просто свергается, ломается и отправляется снова… к Марксу. Трудно создать цивилизованное общество на основе сломанного социализма. Особенно в России, которая тысячу лет не знала свободы».
Уточняю: «Социализм улучшить нельзя, потому что мы имеем дело с уничтоженной частной собственностью, а владельцы частной собственности были и являются главными инициаторами широкомасштабного культурного (в широком смысле), в том числе научно-технического прогресса, руководствуясь главным образом получением прибыли на вложенный капитал. Жажда прибыли была, есть и будет самым сильным и потому вечным стимулом человеческой деятельности на земле... Нам будет трудно не только справедливо закончить приватизацию государственного имущества (национального капитала), но и пройти предстоящий тернистый путь буржуазного способа производства, когда будет ещё много жертв среди виноватых и невиновных на пути создания верного соотношения ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ для капитала и СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА для труда».
Буду рад узнать Ваше мнение о моей статье «Нанотехнологии или почему не внедряются изобретения?»
С уважением, Фома
Фома Заморский 07.10.2010 19:26 Заявить о нарушении
Где-то я писал, что чиновничество съело Россию, обглодало ее до костей. Речь идет о государственном чиновничестве, которое насаждалось деспотической властью. Азиатский способ производства (всем владеет один) и неоазиатский способ производства, господствовавший в Советской России (всем владеют все, и никто ни за что не отвечает), – худшие варианты для общественного развития. А советская неоазиатчина, благозвучно названная строительством коммунизма, вообще задавила всякое разумное творчество, кроме совершенствования оружия для защиты вождей и их власти.
Сегодня ряд стран Азии, вкусив экономической свободы, пошли вперед. Сингапур. Недавно на одном из Форумов наши политики дотошно интересовались у представителя Сингапура, в чем секрет их успеха. Названные Вами причины нашего отставания справедливы. Но есть еще одна: XX век обескровил Россию: кто только ни убивал наших – немцы, финны, японцы, большевики. А большевики были пострашнее немцев. Причем убивали самых продуктивных, самых активных. Кто остался? Остались те, кто надеется только на власть. В XX веке в России шел отрицательный отбор. Скоро ли выправится положение? Не знаю. Успехов Вам. Корягин Сергей Осипович. 11 октября 2010 г.
Сергей Корягин 11.10.2010 14:22 Заявить о нарушении
Фома Заморский 11.10.2010 17:57 Заявить о нарушении