1975 г. Зверь проснулся! Психушка 2

На фото:
1. Поход под Мечуринское, п/л «Мечта»
- Виталий Иванов, Валера Каминский, Сергей Воронцов
2. Оля Каминская, Таня Васильева, Таня Данилова
3. На даче у Андрея Лукьянова

Из дневника и записных книжек. С редактированием, купюрами и дополнениями.
=============================================

Некоторые факты и упоминаемые имена за давностью лет могут быть не точны и, в любом случае, являются авторской интерпретацией.
Прошу считать публикацию - литературным произведением, отражающим близко прошедшее, но не являющимся документальным.
=============================================

15/I/1975
Зверь проснулся!

9/II/1975 Воскресенье 22.20
Вот, наконец, выбрал всё-таки (чего это стоило) немного времени, чтобы вспомнить, поговорить - с другом или врагом? Которого я уже почти позабыл.

Ну, что человек вне времени, абсолютный разум, что мне сказать тебе?
Что было?

Пьянка! Пьянка! Пьянка!

Пил…
Пил, когда были деньги – на все.
Пил, когда их не было – брал в долг.
Пил, когда предлагали; нет – предлагал сам.
Пил, когда было свободное время - оно было всегда.
Пил, когда нечего было делать. А надо было чего делать - пил тоже.
Пил сколько мог, пока принимал желудок, работала голова… В смысле – рот.
Пил всё, что давали, что подешевше. Не отказывался от дорогого.
Пил со всеми, с каждым, с кем угодно.
Пил по субботам, воскресеньям, понедельникам… Семь дней в неделю.
Пил каждый день, если один выпадал, – было невыносимо!
Пил утром, днем, вечером.
Пил перед экзаменом - стопку для бодрости. После экзамена – в хлам, не считая, чтобы забыться.
Пил везде. По кабакам – Ровесник, Аквариум, Невский, Выборгская гостиница – любимое место; в Гренаде – внизу и наверху тоже (наш пятый корпус, Гангрена, дом родной и т.д…); пил в шашлычных и чебуреках; пил на хате – у себя и друзей; на днях рождениях, на всех праздниках и вечерах; пил у ларьков и в бане, в парилке с Копейкиным (Колей Кудрявцевым); пил в парадных и детских садиках; пил всюду, всегда, всё, с кем угодно……

11.00 Разбудила мать.
Завтракал.
Пылесосил пол.
12.00 Играл в футбол. Хорошо побегали, хотя после вчерашней пьянки бегал зигзагами.
14.30 С Валерой мылись в бане, взяли с собой бидончик с пивом.
Пообедал дома.
17.20 Поехали с Валерой сдавать материал – у меня ярко желтый вельвет. Шить костюм.
20.30 Дома. Помогал матери. Пил чай, см.тел. Читал газету, писал, потом читал дневник (перечитывал). 23.05

10/II/1975 г. Понедельник 23.50
Делать каждый день по три записи? – Никогда у меня этого не получалось…

Думал о Ленке М. - почему мы не вместе? Опять всё то же, только в этот раз несколько четче.

а). Боялся, что не достоин её.
Или
б). Сойдясь с ней поближе, лучше узнав, боялся разочароваться, подсознательно хотел сохранить идеал.
Или
в). Боялся сделать несчастной – её, единственного человека, который был мне по-настоящему дорог (несчастной в том смысле, что не могу за себя поручиться, когда-нибудь под настроение могу покончить с собой или выкинуть какую другую штуку).
Или
г). Боялся запутаться в женских тряпках, потерять себя.
Или
д). Мне всегда казалось, что я могу достичь всего, стоит лишь захотеть (это считалось, как свершившийся факт, будто я добился уже). И, если я, добившись Ленки, т.е. её любви, буду с ней вместе, то мне уже не о чем будет больше мечтать, не к чему станет стремиться… И это отсутствие цели, даже не реальной, а цели, которую хотя бы в перспективе, когда-нибудь, можно поставить перед собою (желание!) – было, наверное, ужасней всего.
Полное отсутствие желаний – подсознательно страшило меня.
Или
г). Ещё - чёрт знает, какая глупость!

Так вот выяснилось - на бумаге по пунктикам-то виднее – что, на самом-то деле, всё сводилось к одному:
Я просто боялся. Всего! Может быть, даже просто переступить порог взрослой жизни, стать самостоятельным человеком.

00.10 Я много думал об этом. Здесь голая суть.

11/II/1975 г. Вторник 00.20
Опять выпил. Хотел бросить… хотя бы на время, но не сдержался.
Собирались у Ритки. Конечно, опять «по рублю». Занял у Маринки пятерик. Она приехала из Риги.

Целый день отжарили с Валерой в пулю. Выиграл 9 кружек пива.

День прошел прахом. Еще один.
00.30

12/II/1975 г. Среда 00.25
Закончил читать «Письма к Незнакомке» Андре Моруа (Ин. Лит-ра, 1974 г, 1).
Любопытная вещь. Психология будней. Учебник жизни.

У Тюка выиграл 7.50 в «70» по 1.5.

Заходил к Маринке. Её опять не было.

А вот джинсовый костюмчик жёлтого цвета вышел отменный! Я в нём, точно циплёнок.

13/II/1975 г. Четверг
Утром, днем – война!
Читал ЛГ, помогал по хозяйству.
Вечером переписывал стихи.

Лучше делать так, как думаешь, чем думать о том, что же ты делаешь.

12-14/III/1975 г.
Прочел «Аэропорт» Артур Хейли
«Поиски» Сноу

18/III/1975 г.
Запись в трудовой книжке:
«Отчислен с Физико-механического факультета ЛПИ им. Калинина  как прекративший посещение учебных занятий.»

=======================
Через 35 лет отступление-воспоминание

Собственно, в результате суетливых мучений в зачётную неделю и сессию, я сдал зачёты и все экзамены, кроме одного - последнего, где меня глупо поймали со шпорой. И в зачётку поставили 2! Впервые за всю мою историю институтскую.
Обидно, что билет я в общем-то знал, пусть на троечку. Но зачем-то решил ускориться. Достал книгу, начал листать… А тут преподаватель из молодых ассистентов неожиданно встал и быстро прошел в конец аудитории. Убрать я ничего не успел. И тут же он выставил меня и ещё несколько человек.

Кстати, учился я 2 курса (4 семестра) без троек практически и получал всё время стипендию.

Больше я в институте не появлялся. Не из принципа. Просто желания не было. Ни-ка-ко-го!
До этого, надо сказать, на практике и лабораторных бывал иногда. На лекции не ходил…
Ну, и к чёрту!
Декан сказал. – Может быть, армия вас исправит. Я позабочусь. Сделаю всё, что в моих силах.
Я подумал – а что? Ведь возможно! Может быть, это мой шанс. Последний! Стать человеком…
И, действительно, очень захотелось вдруг в армию.
Вскорости пришла повестка из военкомата на мед. комиссию.
Думаю, формальная вещь. Физически я здоров, более-менее…
И вот на Комиссии. Походил часик без трусов вместе со всеми прочими новобранцами, рядом со мною - мальчишками… В последнем кабинете у невропатолога, слышу всем задают вопросы дежурные.
- Не случается ли припадков? Не состояли ли на учете в психдиспансере?..
Я возьми да ляпни – чёрт дёрнул! – Два месяца лежал в больнице Скворцова-Степанова, год назад.
Всегда говорил правду, врать не умею… (исключения были, но давались с трудом.)
Смотрю, у врача глаза полезли на лоб. – Что ж вы здесь делаете?!! – И тут же выписывает мне направление на дополнительное обследование – туда, где я уже был.
Ещё неделю пришлось провести в больнице. Теперь я рассказал всю правду врачам. Не обманывать - легко и приятно. Хочу, мол, в армию, надеюсь стать человеком. А в прошлом году просто косил, нужна была академка. Дурак был. И то, что боялся в метро подо мною провалится лестница, что хочу выпрыгнуть из окна ненароком, и что во мне живут два человека, иногда три или четыре – кто знает, их сколько? – всё это я придумал тогда и врал, прекрасно всё понимая.
- Хотите, - говорю им на консилиуме, где было 10 – 15 авторитетов, точно не помню), - я вам сейчас ещё чего-нибудь расскажу? У меня хорошее воображение, поэтическое!
- Кстати, стихи, - спрашивают, - «О рыбе»? Это же - ваши? И другие, что в мед. карте больничной подобраны!
- Мои. - отвечаю. – Стихотворенья абсурда. В духе Давида Бурлюка, Маяковского, Шершеневича… У меня есть и другие. – И прочел им «Журавли», «Волшебную ночь» и ещё что-то лирическое.
Похлопали даже. – Ладно, - выдавили, - иди. И так больше не делай!
И тут же разрешили забрать вещи, с концами. Дело моё закрыли и аннулировали. Полностью, всю медицинскую карту. Чего, говорят знающие люди, не бывает по определению, любое дело о психах хранится в архиве минимум 5 лет. Такова врачебная практика и необходимая общественная предосторожность. В моём случае сделали исключение. И даже выдали справку для Военкомата и вообще всем, кому может понадобиться, следующего содержания:

«Иванов Виталий Альбертович психически здоров с 25-ого апреля 1975-ого года.»
Подпись Главного врача и круглая печать больницы Скворцова-Степанова.

Отправился в Военкомат. Военком попросил прийти с матерью.
Говорю. – Хочу в армию. Очень! Можно теперь?
Майор задумчиво посмотрел… мимо меня. - Подожди, - говорит, - за дверью.
Через несколько минут от него вышла мать.
- Нет, - сказала, - не возьмут тебя в армию. Никогда. Военком так рассудил.
– Нормальным признали? – Что ж, хорошо. Но кто знает, что ему в голову придёт завтра?.. А если будет в руках автомат?.. Кто окажется виноватым?..

Вот как серьёзно тогда относились к набору в Советскую армию! Брали даже не всех желающих.

Забегая вперёд, скажу. Когда через несколько лет я восстановился во ВТУЗе при ПО ЛМЗ, - учился, как все, на военной кафедре, проходил сборы, водил танк, стрелял из него и стрелкового оружия всякого – из автоматов и пистолетов, гранаты бросал… По окончании получил звание лейтенанта. Всё – без проблем!

Из больницы меня встречали друзья – Валера Каминский, Сергей Воронцов. И мы в этот же день (ребята ждали меня!) с девчонками отправились на неделю в поход. Под Мичуринское, пионерлагерь «Мечта».
=======================

22/VI/1975 г.
За последнее время прочел:
«Океанский патруль» Валентин Пикуль
«Кукла» Болеслав Прус
«Поющий тростник» ?
1-ый том Алексея Толстого.
«Хроника времен Карл IX» Проспер Мериме

Сегодня редкий день – не пил.
С утра и до пяти писали пулю. Уже по 3,0. Выиграл много, но у Валерунчика.

Вечером спал, читал ЛГ.

Никак не остановиться. Пью почти каждый день, много курю.
Стихи совсем забросил. Нет времени – всё на людях, прячусь среди них от себя. И темы нет. О чем писать? О себе писать надоело… Не тот я герой.

7/VII/1975 г.
Запись в трудовой книжке:
«Зачислен в испытательную лабораторию НИИ Гириконд слесарем электромонтажником 2 разряда.»

12/VIII/1975 г.
Прочел за это время:
Ильф и Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок». 2 раза.
«Лучший из миров» Сб. н/ф, расск. 1964 г.
«На суше и на море». Повести и рассказы, очерки и статьи, 1970 г.
Георгий Гуревич «Мы из солнечной системы»
Оскар Уайльд, том 1. «Портрет Дориана Грея», «Кентервильское привидение», сборник «Счастливый принц» и др. сказки», из сборника «Гранатовый домик»

Работаю. Пью.


31/VIII/1975 г.
Чайковскому Ростиславу
в день рождения
Сергей Немакин, Сергей Воронцов, Виталий Иванов

Наш друг! В весёлый этот день,
День нужный, неминучий
Мы не вручим тебе сирень -
Тебя поставим мы на пень
В Сосновке самый лучший!

Мы поднесем тебе вина,
Иль ты его проставишь,
И все напьемся до пьяна,
И будем петь… Пускай сосна
Нам будет вместо клавиш!

И будет ночь, и воронок
Нам подмигнёт сиренью,
А мы нальём ещё разок,
Не ради пьянства или склок,
А ради дня рожденья!

О, Рост! Мы выпьем за тебя,
Как повелось на РУси,
За то, что нас свела судьба!
Пьяна? Тошнит её? Слаба?
Пускай она закусит!

О, Тихорецкий, отчий дом!
От тостов мы не хрипнем…
Мы здесь росли и здесь умрём,
За это выпьем и нальём,
Нальём и снова выпьем.

И пусть дрожит слегка рука,
Мы снова здесь и вместе!
Однажды встанет на века
Мемориальная доска -
С тобою пили здесь мы!


10/ХI/1975 г.
О. Генри. Рассказы.
Эрих Мария Ремарк. «Время жить и время умирать».
Аркадий Фидлер. «Зов Амазонки. Канада, пахнущая смолой. Горячее селение Амбинанитело».
Братья Гримм. Сказки.

23/ХI/1975 г.
Джек Лондон, т.2 (14-ти томник). «Происшествие на Ослепительном. Дочь снегов. Зов предков».
Кир Булычев «Люди как люди».


Рецензии