ода соне и рукописному шрифту

               


                Соне Ганнушкиной


    А это Соня Ганнушкина  - моя первая учительница шрифта, посвященная и назначенная

    Как каждый из нас водит дружбу с миром понятий, вещей и вкусов сугубо близких и сам происходит не из общих пределов  - так Соня была родом из  страны шрифтов
   
    Ее след затерялся в памяти она уехала в Америку с Малой Грузинской из мастерской чьи окна выходили на католический московский храм. По слухам, одно время была арт-директором музея Метрополитен. Достоверность может быть оспорена
   
    Возможно, вынырнув зачем-то на этой странице Соня однажды сообщит о себе посредством косвенного послания...
   
    Генетически Художник - Соня выводила выращивала целые популяции буквенных гарнитур(1) в ее питомнике водились узкозапястные тонкощиколоточные антиквы(2) и «рублено-штанинные Маяковского ноги «bolds» – брутальные гротески(3)
    Сонечка принадлежа к высокой касте мастеров, имела полутехническое наименование художник-шрифтовик и  была безусловным артистом-селекционером. Она производила эти создания – буквы - в видовом отношении арийские рафинадные по всем мыслимым законам высокого отбора с купированными хвостами, ушами, в соответствии с номенклатурой размеров, строго выверенные  и  вышколенные
        Она  - есть и пребудет моей Учительницей в том сладком деле порождения из руки как из адамова ребра дышащей сущности именуемой «буква шрифта»
   
    Едва я стала ходить в ее мастерскую,  после первого же сеанса-урока копирования знаков через вручную натертый графитом пергамент -  Соня открылась мне лицом
    Она возникла тогда - эта нежная калька теплого дружелюбия поверх сущностной личной печати горести. Забрезжила изнутри улыбка и в этот самый момент мы, деля один вкус на двоих, мы понявшие друг друга с полувзгляда как те две трясогузки, исполнившие параллельный пируэт, как разгрызшие мякоть одного ореха – мы (Соня-мастер и четырнадцатилетняя я) не обнявшись, не приникая  - я к ней она ко мне – соединились каким-то общим сосудом кровотока и я услыхала высокую ноту: "у тебя хорошие руки"...
   
   Я поняла я поняла, я вытянула без фальши коротенькую мелодию, подтянувшись своим ученическим голосом к ее мастеровому – припадая внутренним чувством, обливаясь удовольствием  поглядывая, как с легкостью факира производила она все эти основные(4) подстрочные(4) выносные(4) оглаживая вакуоли межбуквенных пробелов, стыкуя штрихи с божественно сладким изяществом с мерой и грацией животного с гибкой сноровкой примы, превратившей костный аппарат руки в рисующее ангельское перо с виртуозностью маньяка-добытчицы, извлекающей  из живого времени своей единственной жизни множественные жизни неодушевленных знаков
   
    Я как прямоходящее человечество с этим свойством подняться растением, прибитым дождем вечности, и подтянуться вверх, уравновешивая силу магнита земли – совершенно не помню ни раскинутых ловящих материнских рук страховки, ни первых самостоятельных ложек, ни репейника первой азбуки, ни сбитых коленок – невообразимо много не помню того первого ученического жизнеобразующего, но тайну довереную Соней - код средневековый, шифр Ордена Шрифта, алхимическую формулу выведения прямой, идеальной прямой на глаз всякого смотрящего линией – я сохраняю так, словно именно этим способом первая прямая была прочерчена во мне  Для того чтобы никогда не был ни потерян во времени ни забыт этот шифр, чтобы он был передан от меня идущему вслед поколению если не вербально, то звеном цепочки ДНК
    Вот он.

    Соня велела взять в пальцы колонковую кисть - именно голландскую с отлакированным длинно-черным телом стрекозы и рыжей головой умной лисицы, напитать ее в меру водой, нежно придавливая шейку о граненую горловину банки для освобождения от излишка, погрузить лисью морду кисти во внешне непроницаемую, на прикосновение же отвечающую внутренней потаенной влажной жизнью красочную голландскую плоть или в любимую маслянистую русскую глубоко-черную гуашевую жижицу, и нежным уверенным покручиванием взбить, возбудить цветную жизнь
    И далее (минутку внимания!): дождаться, чтобы рыжая лисья морда, сладостно обвалявшись в сметанной пене, заострила нос и не мешкая прильнув к листу, ведомая направляемая пальцами, поползла, отираясь щекой о графитную межу предварительной траектории буквенных границ, беспрерывно дрожа и оставляя вибрирующую нитку-след от той легкой замысленной конвульсии, какую сообщает ей рука
      И произойдет чудо лицедейства: ловкий фокус проведет обжулит  человеческий глаз, наивно принимающий верную частоту колебаний линии за идеальную прямую
    Попробуйте проделать этот оптическй трюк – и вам откроется величайший секрет Ордена Шрифта!

   Вообще же шрифт, каждая отдельная его гарнитура, есть автономно и замкнуто существующая народность, она говорит на своем диалекте Ее мода строга и классична Варьируется лишь длина юбок и брюк придающая или умаляющая рост
  Несметное количество различных шрифтовых национальностей редко производят смешанные браки, слишком велик риск тератогенеза(5)
    У особей  одной народности,  живущих по своим законам - характеры почти человеческие, свои пристрастия к кухне и неукоснительные табу проживания Они плохо чувствуют себя на чужой территории, зато можно позавидовать их спокойствию и самоуверенности у себя дома
     Составляясь в слова волею руки, эти замечательные подневольные знаки-существа так часто испытывают страдания от неверного обращения, что становясь калеками с чрезмерно вытянутыми ногами, смятыми головами, перетянутыми животами или избыточно вздутыми щеками округлых элементов, начинают беззвучно взывать к рукам художника
     И этим врачующим инструментом -  скальпель-рукой - научила меня действовать Соня, настрого пожизненно приговорив прежде  проверять глазом точность его наведения 

___________________________________________________________
(1)Гарнитуры шрифтов - семейства шрифтов

(2)Антиква (лат. ant;qua «древняя») — класс типографских наборных шрифтов с засечками, появившийся в эпоху Возрождения в Западной Европе.

(3)Гротески  - шрифты без засечек

(4)Основные, подстрочные, выносные - элементы буквы

(5)Тератогенез (от греч. teras, родительный падеж teratos — чудовище, урод и... генез) - возникновение уродств (уродов) в результате как ненаследственных изменений, так и наследственных изменений — мутаций


Рецензии