Конфликт рацио и логоса Интервью-презентация Дизай
ИНТЕРВЬЮ автора Газете Наука в Сибири, № 28-29 от 22.07 2010г. Рубрика ТВОРЧЕСТВО УЧЁНЫХ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ РОМАНА ЮРИЯ КУРАТЧЕНКО «ДИЗАЙНЕР»
В апреле 2010 года в Сибирском книжном издательстве вышел в свет первый роман Юрия Куратченко «Дизайнер». Юрий Куратченко живёт и работает в Академгородке с 1963 года. Он известен жителям Академгородка как один из создателей аэродинамических труб Т-313, Т-326 в Институте Теоретической и Прикладной механики, как учёный специалист в области научно-технической экспертизы и экономики науки, как журналист и поэт. В нашей газете за истекшие годы можно найти его журналистские и литературные публикации. В 2006 году в рубрике «Творчество учёных» наша газета презентовала его большое поэтическое произведение, поэму «Жизнь олимпийских богов или взросление разума». Поэма получила положительные отзывы и в научной (д.ф.н. Бальбуров Э.А.) и в литературной (писатель Прашкевич Г.М.) среде. И вот теперь – новая грань творчества Юрия Куратченко – художественная проза. С романом «Дизайнер» можно ознакомиться в книжном магазине «Наука» на Морском проспекте и в библиотеке на Золотодолинской.
Интервью Бологовой Марины.
. - Юрий Алексеевич, поздравляю Вас с творческой удачей. Я читала в своё время Вашу поэму, получила удовольствие от лёгкости вашего стиха и удивление от глубины и необычности темы, о которой вы пишете. И вот теперь прочитала Ваш роман и тоже получила удовольствие.
Роман обладает безусловными художественными достоинствами, внутренним единством, мощной энергетикой. Он читается на одном дыхании. Образы главных героев трогают воображение, восхищают. Все очень ярко, правдиво, органично. Переписка Диогена и Маши онлайн и предсмертное письмо Арского Маше – лучшие места книги Читатель будет благодарен Вам за знакомство с внутренним миром его героев. Такие переживания и откровения действительно очень созвучны современному жителю мегаполиса, задумывающемуся о себе и о своем месте в мире, о жизни и смерти, которые сейчас как бы вытеснены из нашего сознания западными идеями карьеры и бизнеса. И только очень сильное потрясение от потери близкого человека способно «выключить» нас из этой суеты – кого-то лишь на мгновения. Вам удалось удержать именно эти мгновения истины, не дать им снова кануть в забвение суеты будней. Думаю, у книги будет свой читатель, я имею в виду, не простой читатель.
Но хочется спросить: зачем писать художественные произведения, если мы наблюдаем падение интереса к литературе. Мы перестали быть передовой читающей страной?
– Спасибо за лестный отзыв. Буду рад любому читателю. Целых три вопроса в одном. Три в одном! Простите за штамп.
Начну с конца. Что касается читающей страны, я думаю, мы остались на передовых рубежах, только переключились на Интернет. И заметьте, как быстро подсели на него! Появилась свобода выбора. Мир трансформируется во всём. Изменилась и форма подачи информации. Нужна аналитика и простота восприятия.
Что касается падения интереса к литературе как к способу отражения времени, то есть к писательству, то интерес только растёт. Пишут много и разное. Зайдите в любой книжный магазин, там развалы новых изданий. А вот покупают только классику: Толстого, Достоевского, Чехова, Гоголя, Пушкина. И, так называемую, ширпотребную, лёгкую литературу. Классиков – потому что мировой брэнд: образованному человеку стыдно не знать классиков. А ширпотребную – потому что в ней реальный, знакомый каждому, быт, не требующий нравственной рефлексии. Но так бывает только в эпохи изломов цивилизации, собственно в которой мы и живём. А брэнды, то есть популярные имена, пишущие о новой ментальности, ещё появятся.
Зачем писать? Конечно не ради гонораров. Писательство – не кормит. Неконвертируемый товар. Раньше государство раскручивало идеологически нужные имена, брэнды. Сейчас надежды только на хороший вкус читателей: всё-таки духовность возрождается. Я лично пишу потому, что это приятное хобби на старости лет. На эту тему хорошо ответил известный Новосибирский поэт Василий Кращук : «Как в самурайской притче старой: Солдат сполна отвоевал, пора засесть за мемуары, хоть как-то скрасить свой привал…»
– Так о чём Ваш роман? Мемуары?
. – И да, и нет. Вообще всё, что написано в литературе – жизнь, пропущенная через сердце и душу писателя. Даже фантастика. Хорошо или плохо написано – это зависит от состояния души и сердца. Мой роман – это художественное произведение, моё видение современных проблем общества, о том, как молох глобального кризиса и трансформации цивилизации безжалостно рушит нравственные устои последнего советского поколения нашего общества.
Роман – о любви, творчестве, интуиции, о поиске человеком гармонии в творчестве и в жизни. Герой романа – нравственный герой нашего времени, современный неординарный духовный человек, вовлеченный в круговорот житейской суеты, однако всегда сохраняющий память о своей духовной прародине и не дающий растворить себя среде и эпохе. В конечном итоге они оказываются причиной его гибели. Роман посвящается безвременно ушедшему сыну, и в этом смысле, он биографичен. Это моё покаяние перед сыном и памятник ему.
– Простите. Я понимаю Вас. Недавно я тоже потеряла близкого мне человека, моего учителя и научного руководителя, Бальбурова Эдуарда Африкановича. Я знаю, что он писал отзыв на Вашу поэму «Жизнь олимпийских богов, или взросление разума». Он отмечал в нём, что Ваш поэтический логос философски близок понятию «русский космизм». Теперь, в Вашем романе, тоже, как я заметила, звучит эта тема русской философии? Как Вы это ощущаете и объясняете «русский космизм»?
– Прежде всего, примите мои соболезнования и спасибо вам за вопрос. Безвременный уход Бальбурова Эдуарда – ещё один удар по моей жизненной опоре.
Что касается моего ощущения этой проблемы, я ощущаю, что наше российское сознание более расширено, чем… промолчу, чтобы никого не обидеть. А, как специалист в области научно-технической экспертизы, скажу: мы россияне сильны своим умом, но как простофили, бесплатно разбазариваем его. Мы не прагматики, в этом наша беда. И судя по нашей онтологии, вряд ли скоро станем прагматичными.
Как я понял из работ Бальбурова Э.А., русский космизм - живое и конкретное понятие, рождённое в недрах единого русского сознания, как конфликт двух различных по своей природе начал «рацио» и «логоса». Это та сама русская апоссионарность: «драма разлучения ума со своим бытием, логики с онтологией». И это есть внутреннее состояние русской философской и творческой мысли. Так я это ощущаю и понимаю. Заглянув в «зеркало» западно-европейской прагматичной философии, мы узнали, что мы не такие. Мы не просто наблюдаем мир, а исследуем его как целое и гармоничное, что выше частного бытия.. Поэтому «русский долго запрягает, но быстро ездит». И потому как мы исследуем, у русского человека очень «сексуальные мозги», как я пишу в романе.
Я бы рекомендовал всем, кто связан литературным творчеством, прочитать о космизме, книги Доктора филологических наук Института Филологии СО РАН, Бальбурова Э.А. «Поэтическая философия русского космизма» (2003г.), «Литература и философия. Две грани русского логоса» (2006г.). Посмертно у него выходит книга «Русская философская проза. Вопросы поэтики» Москва, издательство «Языки русской культуры». Я имел честь быть с ним знакомым, и с благодарностью вспоминаю его советы и отзывы на моё творчество. Пусть эта ненавязчивая реклама его научного творчества прозвучит как дань памяти Эдуарду Африкановичу Бальбурову.
– Роман вышел, вызвал интерес у читателей и положительные отзывы. Каковы Ваши дальнейшие творческие планы?
– Я ощущаю, качественный переход ментальности современного логоса к новому, высшему уровню сознания. Хотя, можно сказать, в целом, цивилизация движется к какому-то глобальному переустройству. Точнее – к качественному переходу на новый уровень великого объединения «рацио» и «логоса»: ментального, экономического и политического. Это единственный выход перед лицом навалившихся на человечество глобальных угроз дефицита еды, воды, энергоресурсов и всякого рода терроризма, перед угрозой самоуничтожения. Конфликт «рацио» и «логоса», денег и совести - в каждом человеке. . Он стал повседневной и главной угрозой жизни на Земле.
Вот это меня очень волнует, особенно межличностные отношения в этом хаосе великих перемен. Возможно, будущий роман будет о сильных людях, которые участвуют в этом переустройстве и способны «прочитать» подсказки свыше. Кстати, пишущие люди, в процессе творчества, не могут знать содержания свого будущего произведения. С точки зрения русского космизма, в этом процессе участвует логос, глубоко проникающий в сознание. Я убедился, что многие откровения являются следствием «озарения», пришедшего свыше на готовую «почву» сознания человека. В этом смысле я и говорю о наметившемся качественном изменении ментальности.
С точки зрения философии русского космизма, прагматичного и духовного единства мира, при всей своей динамичности и катастрофичности мир сохраняет стабильность и гармонию.
– Благодарю Вас, Юрий Алексеевич за интересную беседу и знакомство с Вашим духовным миром.
– Спасибо Вам.
Кандидат филологических наук с.н.с Института Филологии СО РАН
Марина Бологова.
Свидетельство о публикации №210100801146
Мы все по сути содержанки,
что предприимчивость клянут...
Но все - за скатерть-самобранку,
все на халяву тут как тут!
МВ
Вадим Михановский 05.12.2012 15:27 Заявить о нарушении
"не продаётся вдохновенье".
И рукописи - не берут.
Но на халяву, без стесненья.
Наш труд, без спроса издают. Ю.К.
Юрий Куратченко 05.12.2012 19:21 Заявить о нарушении