Годовщина
Кладбище было за городом и от остановки автобуса надо было еще пройти пешком
минут десять.
Солнце светило по-зимнему не жарко, но тепло и приятно.
Кладбище
было русским и находилось немного в стороне.
Лариса бывала на кладбище нечасто - в день рождения Витюшки и в день его смерти.
Витюшка, сын , умер совсем молодым- только-только сорок исполнилось. В глубине души Лариса прекрасно понимала, что выпивал сын крепко, а сердце было с детства слабое,
но сознаваться в этом даже себе не хотелось - причиной смерти считалась непосильная физическая работа и жаркий климат, который не подходил Витюшке с самого начала.
Витя приехал в Израиль с мамой и сестрой.
У сестры Была дочка от первого брака, а у Витьки так никого и не было; На Украине у него остался вроде как сын. но это она , Ксюха, говорит, что сын Витюшкин, а с кем только она не путалась. Лариса говорила Витьке не признавать его, но тот мягкотелый какой-то. Не дал сразу понять Ксюхе что не при чем. С одной
стороны и признал своим, а с другой- алиментов не платил и не навещал. Зачем тогда признавать было?
Сейчас, когда Витюшки нет, Лариса смягчилась немного и даже жалеет что так обошлась с "внуком" - слышала, что Ксюха живет неважно и не прочь бы привезти Ларисе внука на лето в Израиль. Лариса только заикнулась Ирке- дочери, но та все в штыки восприняла и сказала" через мой труп" - боится, что начнутся бесконечные визиты, просьба о деньгах, а то и переехать захотят на ПМЖ на правах родственников. Но это вряд-ли...
Лариса и не против бы уже ребенку помочь, но с дочкой ссориться не
хотелось бы - все-таки дочь важнее, чем эта Ксюха и ее ребенок - еще неизвестно Витечкин ли он все-таки.
Лариса несла с собой пластиковый пакет - в нем чекушка водки и грамм сто конфет шоколадных, как Витя любил.
Кому эта водка и конфеты Лариса особо не вдумывалась - так заведено. Кем и где заведено - тоже объяснить не могла бы, хотя попы на Украине, где они жили ругались на такие обычаи, а евреям и вовсе это было дико. Своим знакомым Лариса говорила - вот придет хороший человек , сядет у могилки и помянет моего Витечку. Как хороший человек вдруг окажется у чужой могилки и начнет там пить оставленную водку заедая шоколадными расплавленными на
солнце конфетами Лариса ни объяснить, ни представить не могла. но из года в год выполняла этот странный ритуал.
В этот раз Лариса пошла на кладбище одна - Ирка не захотела, сказала что
работы много и отпроситься не получится, а вечером ее Барух обещал к
себе забрать. Барух жил один и допускал в дом Ирку только пару раз в неделю -
после развода он твердо решил не жениться и общее хозяйство ни с кем не заводить. К Ирке относился хорошо - помогал ей материально, но с детьми от первого брака не знакомил и на торжества семейные не водил - говорил, что детям может быть неприятно. Что детям уже под тридцать как-то во внимание не брал. Барух был из бухарской семьи с крепкими традициями и поэтому даже развод как таковой у них не приветствовался, но если бы новая подружка была из своих - куда ни шло, а тут Ирка русская...Барух понимал прекрасно, что его старая мама и многочисленные родственники не примут ее в качестве серьезной подруги, поэтому одно дело - встречаться, другое дело жить вместе.
Ирку все устраивало - она уже к Баруху сильно привязалась и думать не хотела ни о ком другом.
Лариса очень жалела, что не получилось у нее собрать нужные документы
подтверждающие ее еврейство - так бы и Ирке было проще свою жизнь личную с местными устроить и внучке бы было легче.
Документы Ларисина мать уничтожила во время войны, когда на территории Украины были немцы. Отец Ларисы Семен Моисеевич ушел на фронт, а мама притворилась украинкой. Да кого
она только хотела обмануть? Тетка, жена ее брата сколько раз грозилась донести немцам, что они евреи - племянники ее- пришлось маме с Ларисой и братом прятаться от них в лесах, а потом у чужих людей в дальнем селе.Сама тетка связалась с немцем из комендатуры и тот носил ей колбасу немецкую, тушенку и шоколад. Тетка иногда делилась лакомствами с племянниками, а потом орала на мать угрожала ей донести на них. Страшно было до ужаса.
Дядя, мамин брат, вернудся с войны, жив остался – родня ему про теткины проделки рассказала, но он ее простил – жива ведь сестра осталась и племянники тоже, ничего….
Когда после войны Лариса приехала в родную деревню уже взрослая, тетка та старая была, при смерти – просила прощения. Лариса простила - она ничего не помнила и только с рассказов матери знала. что произошло.
Тетка была парализованная, ходила под себя. Ухаживать за ней некому было. Наказание свое она, видимо, уже получила…
Ларисина мама до сих пор жива, крепкого здоровья была,но сейчас уже вряд ли что внятное расскзать может про то как документы уничтожила. Какие они евреи? Ничего из еврейского она не помнит и детям не рассказывала.
Папа однажды пытался рассказать что-то в день когда Лариса пошла получать паспорт, но кому это было интересно ?Все были советские люди – какая разница. И Лариса записала себя украинкой.
Лариса поняла, что она еврейка только когда за ней стал парень один ухаживать - красивый такой Василь.
Так его мать стояла у своих ворот руки в боки и на всю улицу орала, что жидовки в доме не допустит. Ларисе так обидно было - почему она жидовка?
Она украинка ведь как и все... Но не сложилось тогда с Василем. Мать не разрешила да и друзья его засмеяли.
А когда уже Андрей, отец Витюшки и Ирки, посватался к ней-Лариса была ему просто благодарна, что он не побоялся никого - ни матери своей, ни односельчан и женился на еврейке - смелый такой!
Андрей был невзрачный и характер не очень – жадный и неласковый, но Лариса старалась угодить ему и быть хорошей женой и невесткой.
Потом он ей много раз припоминал при случае откуда ее взял и как осчастливил.
Жили они с матерью его – та, как водится, невестку не любила, а за то что жидовка – вдвойне.
Мать все подучивала Андрея не жалеть ее – после рождения Витюшки начались аборты. Лариса легко беременела, а предохраняться свекровь мужу не велела – “Не надо ее жалеть говорила – себя пожале,а то мужскую силу растеряешь...
Однажды было такое - только Лариса после седьмого аборта из больницы вышла – заставила свекровь ее стирать в тот же день – воду таскать из речки, тазы с мокрым бельем ворочать. У Ларисы кровотечение открылось – врача не стали вызывать. Только вечером, когда Андрей с работы пришел – мать сказала ему – “ Иди там Лорке плохо, не померла бы тут у нас… Вези ее в райцентр в больницу”. Лариса крепкая была – быстро оклемалась, но женские проблемы ее с тех пор мучали постоянно.
Андрей все-таки сжалился один раз над Ларисой – позволил ей родить. Так появилась у них Ирка.
Так они жили. Пока Ирка не родилась терпели,хотя с работой в селе было плохо, денег не хватало. Но когда стало их четверо - завербовались они на север за большими деньгами. Больше свекровь ее не доставала.
Лариса на Севере сразу пошла работать – требовались водители с обучением на месте , вот она и выучилась на шофера грузовика – мужики на нее смотрели с восхищением, женщины с неприязнью и недоверием – не так много женщин –шоферов было тогда, да и сейчас,впрочем, тоже…
Зажили хорошо – появились деньги, красивая одежда, вкусная еда, хрустальные вазы и ковры в доме. Лариса не задумывалась, что просто так на Севере денег не платят – приходится платить чем-то, здоровьем в частности.
Андрей не выдержал тяжелого климата, стал болеть часто, а однажды так и не выкарабкался – умер от воспаления легких прямо перед их серебряной свадьбой.
Лариса уже и платье успела у портнихи сшить кремовое из японского шелка и костюм Андрею купили, да так его в нем и похоронили, а платье до сих пор в шкафу висит – о том времени напоминает.
Хоть и не очень они дружно жили – без мужа плохо стало, одиноко совсем. Познакомилась Лариса с Петром – механиком с автобазы. Петя был ее лет на семь моложе и Лариса не верила, что все у них серьезно может быть.
Но Петя вскоре предложение сделал и зажили они счастливо. Дети Ларисины, правда, его не признавали и не считались с ним ни в чем, особенно Витюшка, но были они уже взрослые и самостоятельные – как решили, так пусть и поступают.
Ларисе маленько обидно за Петра было – такой хороший ведь человек. Любил он ее не как Андрей – жалел, не давал тяжелого ничего делать, цветы дарил.
Но недолго с ним Лариса прожила – обнаружили у Петра страшную болезнь,поздно спохватились – метастазы по всему организму пошли. Через пару месяцев не стало Петра.
И опять Лариса вдова. Жалела она иногда, что не родила от Пети, была ведь беременной от него, но решила что поздно рожать и перед детьми старшими неудобно. Это сейчас все и в 40 и 45 рожают, а тогда это дико было.
Тогда Ирка уже замуж собиралась – совсем девчонка ведь, а уперлась. Говорила ей мать – не пара он тебе, гулящий такой, но не слушалась Ирка и в 18 лет выскочила, сразу дочку Алину родила, матери водиться пришлось, пока Ирка с мужем своими отношения выясняли. Развелась
Ирка,когда Алине два годика всего было.
Лариса думала за ум возьмется, выучится,но не тут –то было – начались кавалеры, вечеринки, танцульки, а Алинка на руках у бабушки.
Лариса тогда свою шоферскую работу бросила - пошла в контору при автобазе работать – дома стала больше бывать.
Хотя у Ирки парней много было – девчонка она была красивая, но замуж как-то никто не звал, или она не хотела – поди пойми. Алинка выросла, в школу пошла.
Тогда многие стали уезжать – кто в Америку, кто в Израиль. Ирка заладила – уедем да уедем…
Витя тоже не против был. Собрались и поехали.
Только недолго Витька тут прожил – начались проблемы, работы постоянной не было, потом устроился в ресторан поваром ( он еще в армии готовить научился) - а там еда и выпивка постоянная, дружки, женщины какие-то и совсем парень пропал.
Матери сообщили, что нашли его на скамейке на набережной – сердце остановилось. Ну бутылки были рядом конечно, а где дружки его были, с которыми пил – кто потом разберет…
Может и избили его они , но дело в полиции заводить не стали – знали что пил он много и сердце было больное.
Лариса думала, что не сделала она для Витьки ничего при жизни, корила себя.
Хоть после смерти что-то для него сделать бы. Лариса начала в Израиле понемногу верить в загробную жизнь, но четкого представления у нее не было. Один религиозный человек много ей про это рассказывал, согласился даже за Витю кадиш прочесть – все- таки мать еврейка, выяснилось что нет к тому никаких доказательств. Законы тут строгие – без свидетельства ты не можешь никакие обряды выполнять.
Лариса поехала в православную церковь - хоть и не христианка, но эти обычаи ей как-то понятнее были. Батюшка спросил – крещеный ли Виктор. Какой там крещеный – в советское же время родился. Батюшка отказался литургию служить, хотя говорят, что не все попы такие строгие – просто Ларисе не повезло.
Лариса дошла до кладбища. Там было чисто и хорошо. Но непривычно – никаких оградок и пыльных венков.
Лариса посидела у Витиной могилки, посмотрела на фотографию – там он был молодой и красивый, сразу после армии снялся. Начинало темнеть и надо было успеть на автобус – они тут ходят раз в час. Лариса глотнула из чекушки, утерла слезы, которые беспрерывно лились пока она тут сидела, открыла кулек с размякшими конфетами и оставила их рядом с водкой на подножии памятника. Мысленно попрощалась с Витенькой и убыстряя шаг направилась к остановке.
Свидетельство о публикации №210100801497
С теплом,
Татьяна.
Татьяна Шмидт 29.01.2013 07:41 Заявить о нарушении
Майя Басова 30.01.2013 09:39 Заявить о нарушении