Ангел Смерти

восточная притча

Жил на востоке человек по имени Омар. Он был молод, красив и несказанно богат. Великолепный дом его окружали сады, огороженные высокими каменными стенами. В садах били фонтаны, пели птицы и на раскидистых деревьях созревали сладкие и сочные фрукты. Бедняки подходили к высоким стенам - им очень хотелось пробраться в сад, чтобы насладиться прохладой фонтанов, отдохнуть в тени деревьев и попробовать невиданных фруктов, слава о которых разнеслась по всему восточному миру. И уходили ни с чем
 
Омар не был женат, и многие богачи прочили за него своих дочерей, но Омар искал любви. Он хотел найти ту единственную девушку, которая полюбит его, захочет быть верной до старости, в радости и в горе, в здоровье и болезни. Омар искал свою вторую половинку, чтобы слиться с ней в единое целое, как заповедал ему Бог. И он не спешил с выбором невесты.

Так жил он, наслаждаясь благами, которые приносило ему его богатство, пока не произошел этот случай, круто изменивший всю его жизнь. Однажды над страной, где жил Омар, пронесся невиданной силы ураган. Омар в то время был в гостях у своего друга – визиря соседней страны, и когда вернулся, увидел, что от дома его ничего не осталось. Только груда камней, в которой копались нищие. Деревья были повалены жестоким ветром, диковинные фрукты растащили бедняки, довольные случаем попробовать лакомство, о котором раньше они не осмеливались и мечтать. Стада разбежались, их забрали в свои дворы сжалившиеся над голодными животными другие хозяева.

Больно было Омару смотреть на то, что когда-то делало его великим и славным.  Не помня себя от горя, он побрел куда глаза глядят. Шел он долго, и вскоре дошел до высокого обрыва. Перед ним раскинулось огромное синее море - такое чужое и равнодушное. Холодный блеск воды манил, шепот волн успокаивал обнаженные нервы. Один шаг, и всему этому придет конец. Не будет горя, не будет нищеты и отчаянья. Только блаженство прохладной воды и полное забытье.

Неожиданной болью в теле отозвалась морская волна. Боль вспыхнула и погасла. Перед Омаром пронеслась вся его жизнь, мысли и мечты, друзья, родственники, детство и юность. Все кончено. Омар опускался все ниже и ниже, жизнь эхом доносилась откуда-то издалека. Вот и все.

Тяжесть собственного тела удивила Омара.  Я ведь умер, – подумал он. С трудом открыв правый глаз, он увидел перед собой песок, на котором валялись морские водоросли и осколки раковин, выброшенных на берег. Песок резал глаза, неприятно скрипел на зубах. Кожу жгло безжалостное солнце, сильно болела голова. С трудом поднявшись, Омар осмотрелся. Направо и налево тянулся берег, о который тихо билась волна. И все вновь припомнилось: его богатый дом, и сад, и ураган, и неожиданная бедность. Ах, зачем я не умер?

Хотелось пить, хотелось укрыться от палящего солнца, и хотелось не быть. Хотелось все забыть. Хотелось, чтобы всего этого никогда не было. Но жизнь неумолимо заявляла о себе.

Берег, казалось, не закончится никогда. От соли потрескались губы  и жгли на теле раны. Омар окончательно понял, что он жив, и что жить придется. И надо справиться с этой безжалостной действительностью. Смириться. Покориться судьбе.

Через час вдали показались небольшие постройки. В первой же хижине две уже немолодые женщины накормили его, отерли маслом раны и уложили спать. Мгновеньем пронеслась ночь, а наутро, поблагодарив хозяев, взяв в путь немного хлеба и воды, Омар отправился в путь. Раны уже почти не мучили его, а ночной сон придал сил. Теперь ему хотелось найти близких ему людей или хотя бы кого-то, кто его знает, и кто захотел бы ему помочь. К вечеру он добрел до города и устроился на ночлег под фиговым деревом возле сада какого-то богатого человека. Омар вспомнил свой сад и горько заплакал. Так и заснул он в слезах и догадках, зачем Бог столь жестоко испытывал его.

Проснулся он от шума и криков ликующей толпы. Вдалеке показалась процессия. Били барабаны, трубили трубы, и по богатому убранству повозки Омар догадался, что едет какая-то знатная особа.

- Правитель! Едет наш правитель!

Вдруг понял Омар, что ему понятно местное наречие и что две женщины, приютившие его, говорили на его родном языке. А это значило, что Омар в своей стране.

– Правитель! Едет наш правитель! – кричали со всех сторон сбегавшиеся люди.

Украшенная повозка на верблюдах двигалась в окружении свиты и воинов. Омар знал правителя - Великого Падишаха, он не раз присутствовал на собраниях знати. Вот сейчас Великий Падишах увидит, узнает, и, конечно же, поможет ему. Забыв, что он уже не тот Омар, который был знатен и богат, он кинулся через толпу к повозке, но первый же воин грубо оттолкнул его. Да как ты смеешь не пускать меня?!! – грозно вскрикнул Омар. Но потом вспомнил все и ему стало стыдно. Глядя на его лохмотья, еле прикрывавшее наготу, люди презрительно толкали его, а он и не сопротивлялся - безвольно стоял на месте, шатаясь от толчков ликующей толпы, безразличный ко всему и невыразимо одинокий. Процессия удаляется вперед по дороге, а он стоит и глядит ей вслед как вслед последней не оправдавшейся надежде.
 
Люди продолжали бежать за повозкой; клубы пыли поднимались и растворялись в небе. Вдруг из-за бугорков вдоль дороги показались две фигуры. Во всеобщем ликовании их никто не замечал, но Омар невольно начал следить за ними, как за неким предметом, способным  вывести его из оцепенения. Двое в серых неприметных одеждах пытались пробраться в гущу толпы, двигаясь все быстрее и быстрее. Омар встревожился и поспешил за ними. Дождавшись удобной минуты, когда воины отталкивали теснившихся людей, один из них приблизился к повозке. Намерения его вряд ли хороши, – подумал Омар, – иначе, зачем бы он делал это тайком, и зачем его товарищ пытается привлечь к себе внимание стражи? Кинувшись за ним, Омар стал кричать, звать на помощь. Ему удалось схватить за руку разбойника, и они оба повалились на землю. Блеснул нож, но Омар не успел испугаться. Подбежали стражники, и через мгновенье отрубленная голова покатилась в придорожную пыль. Омар видел, как скрылся в деревьях второй, и за ним побежали два воина.

Повозка остановилась. Стон изумления пронесся над толпой. Богатая ткань откинулась, и взорам всех предстал Великий Падишах. На глазах его блестели слезы. Все бросились ниц перед великим правителем. Воины стояли в нерешительности.

– Кто ты, отважный молодой человек?
– Я Омар, некогда богатый человек твоей страны, о Великий Падишах.
– Ты не похож на богатого и знатного человека. Ты бедняк, и если бы ты не спас мне жизнь, тебе немедленно отрубили бы голову за дерзость.
– Не гневайся, Великий Падишах. Я не хотел рассердить тебя. Мой дом разрушил ураган, и все мое богатство исчезло в одночасье. А я вынужден скитаться, не зная, как мне жить и что делать.

Падишах уже с любопытством рассматривал своего спасителя. Он бесстрашен и красив, – подумал он. Вспомнив прошедший недавно ураган, и вглядываясь в лицо молодого человека, он начал догадываться, что перед ним тот самый Омар - красивый юноша, о котором рассказывала ему дочь Хадиджа.

Вспомнив о дочери, Падишах улыбнулся. Это была необыкновенная девушка. Она часто переодевалась в беднячку и ходила в город, чтобы посмотреть на людей и узнать жизнь. Во дворце ей было скучно. Ей казалось, что она жила в окружении неискренних людей, а ей хотелось узнать, какова она сама и смогут ли люди относиться  к ней с уважением, как к равной им, а не как к дочери Великого Падишаха. Она искала искренней дружбы и настоящей любви. Падишаху не нравились эти увлечения дочери, но он любил ее, и готов был сделать для нее все, лишь бы она была счастлива. Он делал вид, что не замечает отлучек дочери, но тайком посылал за ней в город слугу, который вступился бы за нее, если бы это было необходимо. Увидев однажды Омара, Хадиджа почувствовала, будто давно знает его. С тех пор она часто ходила в город, чтобы увидеть его. Его зовут Омар, и он очень богат, – узнала она у людей, и просила отца пригласить его во дворец.

– Вот и удобный случай, – подумал Падишах.
– Ты храбрый молодой человек, и я хочу пригласить тебя к себе на обед, – сказал он Омару. – Во время обеда расскажешь мне обо всем, что случилось с тобой. Процессия отправилась во дворец, а Омар шел, удивляясь, как много разных событий случилось с ним за последние два дня.

Во дворце Омара одели, а вечером за обедом Падишах пригласил его сесть рядом и велел рассказать все, что произошло с ним с того момента, как он помнил себя. Сын богатых и знатных родителей, красивый и храбрый молодой человек вполне годился в мужья его дочери. Наутро Падишах рассказал дочери обо всем, что случилось с ним вчера: как на него покушались и как Омар мужественно защитил его. Хадиджа едва сдерживала слезы восторга. Она была влюблена. Падишах, видя чувства дочери, спросил ее, хочет ли она выйти замуж за молодого человека. О да!

В ту ночь Омар был в смятении. Падишах обещает отдать за него единственную дочь Хадиджу, известную не только своей красотой, но и множеством добродетелей. Но он хочет жениться по любви. Он не знал, сможет ли он полюбить Хадиджу, так как никогда не видел ее и не говорил с ней. А если окажется, что не она его та самая вторая половина, и он разобьет сердце и ей, и себе, и той, которая может оказаться единственной в жизни возлюбленной и о которой он мечтал с тех пор, как понял, что в жизнь мужчины должна войти женщина? С другой стороны, отказываться от милостей Великого Правителя, который к тому же обещает вознаградить его богатством и титулами, казалось безумием. В сомнениях Омар заснул, когда первые лучи солнца осветили небо на востоке.

Проснувшись и встав с постели, Омар заметил на столике у его кровати записку. Верная служанка Хадиджи пробралась в спальню, чтобы оставить письмо. Записка дышала любовью. Стихи, слова благодарности тронули сердце Омара. Было неожиданно получить такое простое и искреннее послание от дочери правителя, ведь все они избалованные гордячки. Но Хадиджа была прекрасной девушкой, и сомнения развеялись в ту же минуту. Сердце говорило ему, что он не ошибся, что именно Хадиджу искал он всю свою жизнь. Он наспех оделся, и велел слуге доложить Падишаху, что он согласен.

Через неделю была свадьба, а еще через неделю молодожены въехали в богатый дом, окруженный прекрасным садом, по которому бродили павлины, а в фонтанах плескались золотые рыбки. Омар был счастлив, несказанно счастливой была и Хадиджа. Казалось, их счастье ничто не может омрачить.

Но на следующее утро, когда Омар стоял у фонтана и наблюдал за движением рыбок, его внимание привлекла темная фигура, показавшаяся среди деревьев. Незнакомец был одет во все черное, и от него исходил сладковатый аромат, ни на что не похожий. Омару стало вдруг тоскливо и одиноко, а сердце смутилось тревогой. Незнакомец смотрел ему в глаза, и Омару казалось, что взгляд этот томит его, и притягивает, и страшит.

- Кто ты? – наконец спросил Омар.
- Я Ангел Смерти. Я пришел забрать тебя в рай, – как-то необычно просто ответил незнакомец.

По спине Омара пробежал холодок. Сердце подсказывало, что незнакомец говорит правду, а ум не хотел этому верить. Ведь я еще молод и только начинаю жить! И почему именно сейчас, когда сердце мое исполнено любовью и я так счастлив? Мысль о смерти была чудовищной, несправедливой, невозможной. Омару стало невыносимо жаль себя, и впервые жизни он решил схитрить.

– Хорошо, – сказал он, – только разреши мне сходить в мечеть помолиться. Как только я выйду из мечети, я последую за тобой в Царство Смерти.

Незнакомец согласился, но Омар и не собирался идти в мечеть, ведь выйдя из мечети, он обязан будет сдержать слово и отправиться за Ангелом Смерти.
Он продолжал жить, но в жизни его появилась ложь. Каждый день он чувствовал на себе взгляд невидимого ангела, и он то зло радовался, что он смог так ловко перехитрить небесного посланника, то пытался спрятаться от него, забыться, но это не удавалось ему.

Так прошло десять лет. Омар изменился, а Хадиджа не понимала, что произошло с ее возлюбленным. Иногда он оглядывался, будто кого-то искал, иногда молчал, не замечая ее и не слыша ее расспросов. На его челе она угадывала мысли, в тайну которых ей не удавалось проникнуть. Она грустила, но не подавала виду, чтобы ненужными разговорами не омрачить их без того омрачившееся счастье.

Однажды в их дворец прибыл слуга Великого Падишаха. Правитель велел Омару немедленно отправиться в мечеть, чтобы руководить богослужением. Старый имам умер, и Омару необходимо было его заменить. Ужас охватил его. Он пробовал было отказаться – он не считал себя достойным занять место старого имама. Но слуга не стал его слушать и ускакал прочь. Отказать Великому Падишаху было невозможно.
Все, что происходило дальше, было как в тумане. Как в тумане он зашел в мечеть. Молитвы, сливаясь и, перемешиваясь в его сознании, теряли свой смысл. Омар не находил в себе сил молиться. Ему было страшно и одновременно безразлично. Он ни о чем не думал: ни о жене, ни о том, что пережил за всю свою жизнь. До последнего он не выходил из мечети, собираясь с силами, чтобы достойно встретить смерть. Достоинство, которого почти не осталось. Когда же это произошло? Когда он вдруг перестал быть прежним искренним и храбрым человеком. Ответ просился сам собою, но Омар отвергал его. Душа, просившаяся наружу, замерла, объятая темными мыслями. Нет, я сделал все правильно, – наконец, произнес Омар, и вышел из мечети.

Напротив входа стоял Ангел Смерти. Он грозно посмотрел на Омара, но Омару было все равно.
 
– Теперь я готов отправиться за тобой в рай, – собравшись с силами, проговорил Омар.
– О нет, Омар. Теперь ты последуешь за мной в ад. В раю ты жил на земле.

В ту ночь Хадиджа не уснула. Она уже знала, что Омара нет в живых, хоть его еще продолжали искать. Он как будто растворился в воздухе, не оставив следа. Ей было жаль его, но она почему-то облегченно вздохнула. Она любила и любит его, но ведь он умер не сейчас, а уже давно, и уже тогда на сердце ее лег камень.

Алексей Потапенко "Птица счастья"


Рецензии
"– Теперь я готов отправиться за тобой в рай, – собравшись с силами, проговорил Омар.
– О нет, Омар. Теперь ты последуешь за мной в ад. В раю ты жил на земле".

Так, Татьяна... Блаженны плачущие. Ангел лучше знает, когда нам пора... Омар опоздал.

Отец Ваш очень интересный художник. Напишите о нём хоть немножко, а?

Борис Пинаев   08.02.2011 23:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Борис! Омар замешкался)) Об отце напишу обязательно, спасибо за идею!))

Татьяна Кошкина-Сокол   10.02.2011 11:47   Заявить о нарушении
Татьяна вы правы, рай на земле, не на небе. Небо не Бог и никто там не говорит, все горят и ад да. Конец, ваше произведение пророческое, но Омар - море и слёзы. Можно его назвать Роман. Рома-роща и берёза Серёжа. Иисус говорил, что Бог всех простил. Кровь у всех одинаковая, красного цвета. Искупление кровью придумала Европа опа еврей. Ты наказан, где третий завет? Бог любит троицу, Ильи - Бог буквы та Италия. Эпоха Возрождения и пятый век, когда Иисус на кресте был живой. Что случилось? Кожа не кровь, она поменялась и Христос был белый. Ленин тоже, он еврейский внук и дед его Израиль. Сталин получается Иуда, во время второй мировой погибло просто так много русских. Забыли, третья на пороге.

Даша Новая   12.02.2015 15:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.