Страна без света

               

- Лорик, ты не представляешь, что здесь творится!.. Здесь настоящий хаос!.. Не приезжай!.. Не приезж… - кричала в трубку Света, уехавшая полгода назад в Америку, на постоянное место жительство.
- Света, какой хаос? Света! – но короткие гудки телефона, беспощадно проглотили Светкин голос.
     Лариса положила трубку, недоумённо пожав плечами. Билет уже лежит в сумочке, багаж запакован, да и наконец-то долгожданная виза в кармане. А сколько бессонных ночей провела, дадут визу – не дадут, сколько нервов из-за этого? Сколько капель валерьянки было проглочено. И теперь вот Светкин непонятный звонок и все усилия коту под хвост? Ну, уж нет.
- Викусик, давай встретимся, срочно нужно поговорить, -  Лариса позвонила Вике, третьей их общей подруге. Втроём они дружили лет пять, начиная с первого курса исторического факультета Московского Государственного Института. Вика, была коренной жительницей первопрестольной, Света с Саратова, а я с Воронежской области.
- Хорошо, Лорик, дуй ко мне, прихвати шампусика, голова прибаливает.
- О, Викуся, ты, что вчера погуляла хорошо?
- О, да, потом расскажу. Через сколько будешь?
- Мне хватит полчаса.
- Жду, лети.
     Через полчаса я уже сидела у Вики дома. Разбросанные вещи говорили сами за себя, о вчерашнем Викином загуле. Вика лежала на низкой тахте, на лбу мокрое полотенце.
- Вика, ты с кем так погуляла?
- Ой, подруга, даже и не спрашивай. Наливай, быстрее.
Залпом, выпив бокал шампанского, Вика полотенце откинула, видимо за ненадобностью.
- Лорик, что случилось? Теперь можешь рассказывать обстоятельно, похоже, я выздоровела, - улыбалась Вика.
- Знаешь, Вика, позвонила Света, ты же знаешь, на первое время я должна была остановиться у неё. Но она кричала в трубку про какой-то хаос, не приезжай. Вообщем-то, я ничего не поняла. Мне выезжать через три дня, теперь не знаю, получается некуда.
- Так, сейчас я ей позвоню и узнаю, что ещё за хаос.
Вика не один раз набирала номер её телефона, тщетно. Телефон отключен.
- Лорик, включи телевизор. Если на самом деле хаос, по новостям такое уж точно не упустят.
Смотрели телевизор, но ни о каком хаосе, ни в одном выпуске новостей не прозвучало ни единого слова. Мы, молча, допили бутылку шампанского.
- Лорик, не переживай ты так. Не получается со Светкой, всё равно езжай ты в свою Америку. Помню, ты же спишь и видишь себя там. Кстати, денег тебе подкину, чтобы на первое время, ты сразу себе квартиру сняла. Не вешай носа!.. Сейчас кофе заварю, - Вика пошла на кухню, споткнувшись обо что-то, пробормотала, - вот гад, Женька, раскидал тут свои вещи, здесь и моих хватает!
     Домой пришла от Вики поздно. Не стала вызывать такси, прогулялась пешком. На улице так хорошо. Тёплая осенняя пора. Деревья окрасились в яркие цвета. Ночные фонари, только оттеняли их окраску. Небо. Интересно, в Америке небо такого же цвета? Где-то внутри, что-то жалостливо кольнуло. Я остановилась. А готова ли я уехать из своей страны навсегда? Боже, неужели до конца  к изменениям моя душа не готова? Да, и Светкин звонок немного сбил с толку.

     Аэропорт. Последние слова, последние объятия. Поцелуи на прощанье. Слеза, выкатившая невольно из глаз. И всё!.. Прощай, прошлая жизнь. Прощай, любимая берёзка у окна. Прощай, белый голубь, летающий над куполом золочёной церкви. Прощайте, лебеди на зеркальных озёрах. Прощайте и вы, люди, одной со мной крови.
     Начинается новая жизнь!.. Здравствуй моя мечта! Здравствуй Америка! Я грезившая о тебе днями и ночами, прилетела на железных крыльях. Стоп. Прилетела. Только куда прилетела? Самолёт приземлился. Люди, спускаясь по трапу, озирались вокруг. У каждого в глазах читался страх. Небо тёмное. Город покрыт непонятным серым пеплом.
- Мама, я хочу домой! – заревела девочка Таня, сидевшая в самолёте от меня недалеко.
- Тише, доченька, тише, - успокаивала её растерянная мать.
- А почему Америка такая страшная? – не унималась Таня.
- Сейчас, доченька, узнаем.
     Когда вошли в зал аэропорта, к нам степенно подошёл немолодой мужчина. Люди, его теребили с вопросами и расспросами. Он на русском языке сказал:
- Мы все до конца ещё не поймём, что случилось с нашей страной. Но, те, кто уже въехал к нам, выехать обратно не имеют право. Ни по каким причинам.
- Неужели нельзя было оповестить все страны о своей беде, никто бы к вам и не прилетал? – возмутился молодой паренёк из прибывшей толпы.
- Молодой человек, такие вопросы решаются наверху, - он указательным пальцем показал в потолок, - временное жильё предоставим вам всем, дальше будете устраиваться сами.
"Боже мой, почему же не послушалась Светку, дура я. Америка! Америка! Вот тебе и Америка… Холод, серость, страх", - думала всю дорогу, ругая себя, пока автобус не привёз нас к какому-то кирпичному зданию. Каждому дали ключи от комнаты. "Конечно же, откуда электричество? Хорошо зажигалка есть. О горячей воде только мечтать", - бросив на пол багаж, не раздеваясь, легла на кровать и уснула.


     Сколько проспала, не ясно. Какое время суток, тоже непонятно. Постоянная серость на улице. Нет ни света, ни темени. Время от времени падают серые хлопья. На улице холодно, даже холодней, чем у нас в России, когда стоят крещенские морозы. Стук в дверь, заставил нехотя меня подняться.
- Кто там?
- Грибоедова Светлана? – спросил мужской голос.
- Да.
- Откройте дверь.
     Я щёлкнула замок, слегка приоткрыв дверь. Передо мной стоял мужчина, в руках лопата, как у дворников и метла.
- Все, кто вчера здесь поселился, уже с раннего утра должны работать. Вот ваша лопата и метла. Как соберётесь все во дворе, раскидаем по микрорайонам. Кормить вас будут строго по вашей работе. Другой работы для эмигрантов нет.
    Я, молча, взяла орудия труда в руки, прикрывая дверь, а душа закричала: "Нет!.. Нет!.. Не об этом я мечтала днём и ночью! Не для того, чтобы держать лопату и метлу дворника, зубрила английский и закончила исторический факультет МГУ!.." Слёзы невольно катились по щеке, понимая, что ничего вернуть нельзя, ничего. Одевшись потеплее, вышла во двор.
     Во дворе собралась кучка эмигрантов, таких же бедолаг, как и я. У каждого в руках лопата и метла. Нами командовал тот же мужчина, что стучал ко мне утром в дверь, хотя, какое там утро, всё время серо, как будто только сумерки. Да, сумерки, круглые сутки сумерки. Нас всех раскидали по три человека по разным микрорайонам, довезя до места работы на школьном автобусе, который видела по фильмам. Жёлтый автобус с огромной передней частью. Нашей задачей была уборка серых хлопьев по мешкам. Хотя, смешная работа – сколько не мети, их же не убавится, с неба всё валится, валится и валится. Небо… Нет, оно не такое, какое было у нас. Здесь просто чёрная темень, нет ни звёзд, ни луны. Боже, как я соскучилась по солнцу, по её теплым лучам.
     Кормили нас непонятной кашей. У себя дома, в России, такую похлёбку и свиньям не давали. Но, голод – не тётка, поела. Человек, действительно странное существо. Привыкает ко всему. Закинь, человека в любое условие жизни, везде адаптируется.
    Когда ехали обратно, уже домой после работы, проезжали статую свободы. Сколько раз мечтала увидеть её вблизи. Но, боже мой, руки, той самой руки, в которой она держала факел – не было. Статуя, которая изображала свет и  свободу, стояла без факела, а значит – нет света! Нет свободы! Но почему так? Почему? Ладно, потом спрошу у нашего начальника, как там его зовут-то этого мужчинку, тоже надо узнать. Тело за целый день ломило. В кармане лежал кусочек хлеба, который не доела за обедом. Отвезу Танюшке, бедная малышка, она до сих пор плачет.


     Войдя в комнату, переодевшись, вспомнила. У меня же есть мобильный! Там заряд ещё должен остаться. Подошла к сумочке, покопалась, нашла. Включила. Набрала номер Вики. Слух ласкал длинные гудки ожидания.
- Аллё! - такой до боли родной голос донёсся с другого конца света.
- Викуся привет! У меня мало заряда на телефоне! Светка не обманывала, здесь действительно хаос. Со страной что-то случилось! Господи! Не перебивай и слушай! Вика! Никогда, слышишь ты меня, никогда и никуда не уезжай со своей родины! Только она у нас родимая, только ей мы нужны! Мы – только её дети! В других странах мы никто, и даже - не люди! Мы дворники! Дворники, Вика-а-а!.. – слёзы лились рекой, остановить их сил не было. Мобильный телефон запищал и отключился. Батарейка села. Ко мне постучав, вошла Танина мама.
- Лариса, успокойся. Смотри, что у меня есть. Она из-под полов халата показывала русскую бутылку водки. Давай по пять грамм, легче будет. Танюшка только недавно уснула.
- Давай, Оля, наливай.
Из комнаты, где жила Лариса Грибоедова доносились протяжные русские песни, а на улице по-прежнему с неба сыпались серые хлопья, похожие на серый пепел, от которого на душе становилось холодно и тоскливо.



                08.10.10 г.


Рецензии