Случайный знакомый

Я часто приезжала на дачу на электричке. Так было быстрее и удобнее, учитывая пятничные пробки. Полчаса пешком через красивую, утопающую в садах, деревеньку и я в земном раю.
Почти каждый раз я встречала на деревенской улице подвыпившего мужика. Сколько ему лет, определить было сложно. Где-то в диапазоне от пятидесяти до семидесяти. Он разгуливал в расстегнутой до пупа рубахе и выцветшей желтой бейсболке с надписью «Асток- Пресс». Мужик приставал с разговорами ко всем проходящим , особенно к женщинам. Его  реплики были не оригинальны:
- Девушка, девушка! Вашей маме зять не нужен?
- Ой, какая ты красивая! У меня аж сердце останавливается!
Женщины в разговор не вступали. Старались как можно быстрее пробежать мимо. Кто-то огрызался по типу: че те надо, алконавт.
Я тоже проходила, не вступая в диалоги. Зачем мне с ним разговаривать? Да и о чем? Да, скорей всего, и мужику-то  нечего было сказать. Это извечная русская традиция после «выпить»: а поговорить?!

Я возвращалась из деревенского магазина . Бегала купить дрожжи. Завтра обещалась заехать подруга. Застолье мне было лень затевать, я решила обойтись пирогами.  Еще издали я увидела,  как местная достопримечательность скандалит с какой-то дамой. В ход пошла уже ненормативная лексика, судя по масштабу жестов и громкости диалога. Женщина обругала мужика на прощание особенно смачно и  пошла прочь. Мужик засмеялся и развел руками. Когда он поравнялся со мной, на его лице не было даже следа  былой ругани. Он был верен себе:
- Ну че ж вы все такие красивые-то, а?
- Для вас стараемся, - засмеялась я в ответ, - чтобы приятно вам было  на нас смотреть!
- Ой, ну ты какая ласковая! Это редкость большая – и красивая, и ласковая.
Мужик развернулся и пошел в моем направлении, приноравливаясь к моему шагу.
- А возьми меня в охранники, а?
- Да мне охранник вроде и не нужен, - удивилась я, - у меня нет врагов!
- Нет врагов?!- страшно обрадовался мужик, - да ты и правда большая редкость.
Так, весело болтая ни о чем, мы шли по деревенской улице.
- Слушай, а давай я тебя яблоками угощу, а?- вдруг предложил мужик.- У меня яблоки- страсть какие скусные! Чес-чесно! Сама выберешь…
Яблок у меня было много. Но я глянула на мужика и мне показалось, что ему очень важно угостить меня яблоками. Вот просто вопрос жизни  и смерти.
- Ну угости, - согласилась я.
- Дак пойдем, я вон в том доме живу!- мужик заулыбался, просто засветился весь от радости.

Дом у него был большой и крепкий. Только какой-то неухоженный. Мужик усадил меня за стол во дворе, кинулся мыть сваленные грудой чашки. Достал свежей воды из колодца, наладил самовар. Делал он все быстро и умело. Уже через полчаса на столе стоял говорливый самовар, кулек с конфетами « Му-Му» и пакет с пряниками « Воронежские».
Мы пили чай с пряниками и разговаривали обо всем. О детях и внуках, о работе и видах на урожай, о смысле жизни и Боге. В какой-то момент я обнаружила, что мой собеседник умен и рассудителен и… абсолютно трезв. Он смотрел на меня ясными вдумчивыми глазами, мысли выражал образно и понятно. У него даже речь стала другой. Это была речь неглупого образованного человека, много думающего.
Мужчина рассказал, что он военный пенсионер, прапорщик. Его жена умерла много лет назад. Сын женился. С невесткой отношения не сладились. Решили квартиру разменять. Семье сына купили квартиру в городе, а он согласился на дом в деревне. А то в городе только коммуналка получалась. Все вроде ладно, одно плохо - сын внуков не привозит.
- Конечно, кто пьянице детей доверит?- горько усмехнулся мой собеседник.
- Какие глупости ты говоришь!- рассердилась я. – Никакой ты не пьяница! Просто растерялся немножко.
- Ты так думаешь?- благодарно спросил мужчина, подливая мне ароматный густой чай.
Если думаете, что я его « учила жить», то ошибаетесь. Мы просто разговаривали.  Когда я собралась уходить, хозяин встрепенулся:
- Во как мы! Столько проговорили, а даже не познакомились! Меня Иваном зовут, Ванькой значит.
- Я буду Иваном тебя называть, Ванька- это не про тебя, - засмеялась я, назвав себя.
- Ох ты, а яблоки-то?- Иван схватил пакет с красной надписью «Пятерочка» и начал срывать с дерева самый крупные и красивые яблоки…

Дачный сезон закончился . Мы редко  приезжали  проведать свое летнее убежище. Весной и летом было много работы. Я ездила на дачу далеко не каждую неделю. Проходя по деревне, удивлялась, что не вижу привычной картинки: развеселого пьяненького Ивана.
В один из вечеров я приехала из города довольно поздно и очень уставшая. Выходя из элетрички, услышала за спиной:
- А ты все такая же красивая!
- Иван, - радостно обернулась я и осеклась. В этом красивом мужике  в светлых брюках и белой рубашке было трудно признать моего старого знакомца.
Иван подхватил мой пакет с продуктами, и мы пошли по улице, весело переговариваясь.
- А зайди ко мне в гости, - попросил Иван.
Я растерялась. Уже поздно. Да и устала я сегодня, как-то не до гостей.
- Ну на полчасика,  я тебя клубникой угощу, -  улыбался Иван, - а потом я тебя провожу.
-Ладно, на полчасика можно, - вздохнула я.

Я с удивлением отмечала и новый забор, и свежевыкрашенные крыльцо и наличники на окнах, чистоту и порядок во дворе. Я хотела сесть на скамейку во дворе, но Иван приглашающим жестом распахнул дверь на веранду.
- Ваня, это ты?- раздался из комнаты мягкий женский голос. На пороге показалась полноватая приятная женщина с гладко зачесанными волосами. – Ой, да ты с гостями! Проходите, проходите, сейчас на стол соберу!
- Деда,  чего ты так долго-то, - в прихожую выбежал мальчик лет шести, - я уже приклеил крылья к самолету. Давай мотор вставлять!

Мы пили чай с медом и ели свежую клубнику. Аннушка, так звали жену Ивана, хлопотала вокруг стола,  пытаясь накормить меня куриной лапшой и пирогом с рыбой. Я вежливо отказывалась.  Мне совсем не хотелось уходить из этого дома, полного покоя, любви и согласия. Иван помог внуку вставить моторчик в модель самолета. Мальчик убежал в комнату. Аннушка, успокоившись, села рядом с мужем. Он ласково погладил ее по руке.

Иван, как и обещал, проводил меня до дома. Аннушка всучила ему корзинку с только что собранной клубникой. Когда только успела?!
- Спасибо тебе, Иван, - прощалась я у своей калитки.
- Это тебе спасибо,- задержал он мою руку в своих ладонях и  бережно прикоснулся к ней губами.
- Господи, да мне-то за что?- искренне удивилась я.
- За то, что не побрезговала. Человека во мне увидела. Я ведь после нашего того разговора другими глазами на себя поглядел. Все обиженного из себя строил, виноватых искал в своей неудавшейся жизни. Так тошно было. А вроде как выпьешь, и жизнь веселей становится…
- А я-то тут при чем?- продолжала недоумевать я,.- это же ты свою жизнь переменил. Я тебя жить не учила.
- Ты меня жалеть не стала. И жить не учила, на правильный путь не наставляла. Это так. Но ты со мной, как с равным разговаривала. Без осуждения и презрения. Я видел, что не притворяешься. Что тебе и вправду было интересно со мной разговаривать. Вот я и почувствовал себя человеком. И начал жить по-другому.

Иван еще раз поцеловал мне руку, развернулся и растворился в темноте. Вскоре стихли и его шаги. Я продолжала стоять в темноте у калитки. Столько мыслей сразу нахлынуло на меня! Самая главная из них была о том, что, как оказывается важно, чтобы кто-то в тебя поверил и принял тебя таким, какой ты есть. Без осуждения и нравоучения…


Рецензии
Очень интересная история
Будете на даче - привет Ивану

Олег Устинов   16.01.2011 14:58     Заявить о нарушении
Обязательно!

Галина Радциг   16.01.2011 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.