Немецкие подводные лодки у берегов Аргентины. Ч. 1

             

           С началом Второй мировой война Аргентина заняла  выжидательную позицию. Этот нейтралитет позволял ей выгодно продавать свою сельскохозяйственную продукцию  воюющим между собой странам.
           В Буэнос-Айресе активно действовали разведки СССР, США, Германии и Японии.
            В те годы  не являлось секретом, что большая немецкая диаспора в Аргентине поддерживает нацистский режим. Правительство этой страны систематически получало от своих спецслужб информацию о том,  что подводные лодки Германии, действующие в Атлантике, регулярно подходят к берегам Аргентины, где их  снабжают продуктами питания, медикаментами и запчастями. 
             Ходили также упорные слухи о том, что нацистские подводники, как герои, принимаются хозяевами немецких эстансий (помещичьих хозяйств), которые в большом количестве разбросаны вдоль аргентинского побережья Атлантики. Свидетели рассказывали, что для бородатых мужчин в морской форме  устраивались настоящие праздники: на решётке жарились телята, барашки, поросята. На столы выставлялись сотни бутылок вина и бочонки с пивом. На страницы местных газет эти факты почему-то не попадали.
           27 марта, когда крах гитлеровской Германии был очевиден, Аргентина объявила ей войну.
             31 марта командующий военно-морскими силами Аргентины контр-адмирал Эрнесто Басилико издал приказ следующего содержания:
 «Буэнос-Айрес.  З1 марта 1945 года.
   СЕКРЕТНО.
                ПЛАН   ОПЕРАЦИЙ  №1.
          Миссия: предотвратить проникновение подводных лодок противника во внутреннюю зону реки Ла Плата с целью охраны  наших коммуникаций в каналах  Пунто Индио и порт Буэнос-Айрес.
          Информация: в стране существует множество пунктов снабжения подводных лодок противника как продуктами питания, так и техническими средствами...»
          Но ещё за месяц  до этого «грозного» приказа множество очевидцев, живущих на атлантическом побережье Аргентины, утверждали, что неоднократно видели немецкие подводные лодки, в надводном положении  следовавшие на юг.
           В конце июня 1945 года военный патруль в окрестностях города Мар дель Плата совершенно случайно наткнулся на пещеру в  высоком обрывистом берегу. В ней был устроен настоящий склад. В герметически закрытых железных ящиках находились чёрный хлеб, шоколад, консервированные мясо, овощи, фрукты... Понадобилось несколько грузовиков, чтобы вывезти  эти найденные в пещере продукты  питания.
          4  июля 1945  года  в  Атлантическом  океане, в  900 километрах  от города Наталя, неизвестной подводной лодкой был потоплен бразильский крейсер «Байия». Погибли 336 моряков. Более 250 из  них  пошли на дно вместе с кораблём. Другие, спасшиеся во время взрыва, были съедены акулами. В живых осталось несколько человек. Они рассказывали, что неожиданно их крейсер раскололся на две половины. Огромный столб воды взметнулся высоко в небо, и корма «Байии» сразу же ушла под воду. Всё произошло  мгновенно, и радист  не успел послать сигнал  бедствия.
           7 часов 10 июля 1945 года. Холодное туманное утро. Солнце ещё не взошло. У входа в порт Мар дель Плата появился силуэт судна восьмидесятиметровой  длины. Оно бесшумно скользило  по поверхности  воды. Уверенно  вошло  в  порт и стало приближаться к базе  ВМФ Аргентины. С неизвестного  судна стали подавать световые сигналы.
           Дежурный по базе капитан-лейтенант Карлос Лопес в отчаянии пытался их расшифровать, но ничего не получалось. Он нервничал... пытался сосредоточиться, но ничего не мог понять. И наконец до него дошло, что означало «german submarine».
          - Это же немецкая подводная лодка!  - воскликнул он и закричал сигнальщику:
          - Свети  им:  «Становиться на бочку»!      (1)
          Затем, подумав  несколько секунд, он  отдал  приказ  матросам:
          - Катер  мне! Срочно!
         Когда Лопес подошёл на катере к огромному корпусу немецкой подводной лодки и увидел на её боевой рубке нарисованную чёрную свастику на красном фоне, он закрыл глаза. Ему всё это казалось дурным сном.
          - Это нереально! Этого не может быть! – подумал Лопес.
          Он открыл глаза, когда перед ним уже висел штормтрап, спущенный с субмарины.  Лопес поднялся на борт. Вся команда построилась на палубе. Немецкие подводники мало походили на военных моряков: небритые, нестриженные, одетые во что попало. Флотские  бушлаты, гражданские пиджаки, рваные свитера...
          К нему подошёл невысокий юноша в кителе с погонами и, приложив руку к козырьку офицерской фуражки с заломанными полями, что-то медленно стал говорить.
          Скудные знания немецкого языка всё же позволили понять дежурному по военно-морской  базе капитан-лейтенанту Лопесу  следующее:
1. U-530 сдаётся на милость аргентинских властей.
2. Команда насчитывает 54 человека.
3. Командиром субмарины является этот юноша в чине обер-лейтенанта цур зее  со странно звучащей для аргентинского слуха  фамилией Вермут. Отто Вермут. 
         После доклада был спущен флаг подводной лодки.
         Через несколько часов после этого группа офицеров военно-морской базы Мар дель Плата совершила осмотр U-530. Результаты были изложены в подробном рапорте, суть которого сводилась к следующему:
1. Подводная лодка не имела палубной пушки и двух зенитных пулёмётов. Они были сброшены в море перед сдачей в плен.
2. Подводная лодка не имела ни одной торпеды.
3. Вся корабельная документация уничтожена. В том числе и пишущая машинка.
4. Перед сдачей в плен также были уничтожены все личные документы всех членов  команды.
5. На подводной лодке отсутствовал резиновый надувной бот.

          Командир субмарины, юноша с детским лицом, Отто Вермут (аргентинские моряки  немедленно дали ему прозвище «Капитан Чинзано»)  вручил офицерам военно-морской базы лист бумаги со списком команды  и чемодан с боевым флагом U-530.
   
 Осматривая немецкую  подводную лодку, аргентинские офицеры были неприятно удивлены состоянием запущенности, царящей на её борту. Кучи мусора, недоеденная пища... Но больше всего их поразили окурки, валяющиеся повсюду! На подводной лодке – окурки!!! Кроме того, было обнаружено огромное количество сигарет. На каждого члена команды приходилось по пятьдесят пачек!!!

    Также были обнаружены большие запасы продовольствия, хранящегося  в  точно таких же  герметически закрытых металлических ящиках, найденных  недавно военным патрулём в пещере.

    К вечеру 10 июля офицеры Службы разведки ВМФ Аргентины через переводчиков  начали допрашивать  членов команды U-530.  Вскоре выяснилось следующее:

1. Всего восемь человек  из  пятидесяти  четырёх  курили.
2. По утверждению Отто Вермута, в ближайшее время в порт Мар дель Плата  придёт ещё одна немецкая подводная лодка.
3. Никто не знал  о судьбе надувного резинового бота.
4. Отто Вермут и его ближайшие помощники (первый офицер Карл Шулер, второй офицер Карл Ленц) не смогли доказать, что не использовали торпеды для поражения целей. Также не смогли убедительно оправдаться от обоснованного подозрения в потоплении бразильского крейсера «Байия».

        Все члены команды  U-530 были размещены под усиленной охраной в Школе подводников, находящейся на территории военно-морской базы Мар дель Плата.  Следующие два дня  их продолжали допрашивать, безуспешно пытаясь добыть информацию, которая могла быть дать ответы на такие важные вопросы,  как:

1. Находился ли Гитлер или другие высокопоставленные деятели нацистской Германии на борту подводной лодки?
2. Какие цели были атакованы во время выполнения своей последней миссии?
3. Был ли кто-то высажен с подводной лодки на побережье до того момента, когда она сдалась на милость аргентинских властей?
4. Все ли находящиеся на борту U-530 в действительности являются членами команды?
 
               Вечером 12 июля министр ВМФ Аргентины контр-адмирал     Альберто Тейсайре  в Буэнос-Айресе  срочно собрал  пресс-конференцию, на которой сделал совершенно неожиданное сообщение:
          «На основании расследования обстоятельств сдачи немецкой субмарины  U-530  в порту Мар дель Плата, я со всей ответственностью заявляю, что на её борту не находились ни высокопоставленные германские военные деятели, ни руководители нацистской партии. Также никто не был высажен с подводной лодки на побережье Аргентины».
           14 июля допросом членов команды U-530 начала заниматься следственная комиссия под руководством капитана Делепьяне. В её состав, кроме аргентинских военных, входили помощник военно-морского атташе Великобритании в Аргентине и два офицера разведки США.
            Того же числа, в 22 часа по местному времени, 45 матросов немецкой подводной лодки  были под усиленной охраной были отправлены в Буэнос-Айрес. 5 офицеров и 4 субофицера остались на военно-морской базе в Мар дель Плате.
            Во время допросов командир подводной лодки Отто Вермут сообщил членам следственной комиссии:
1. U-530 вышла из базы подводных лодок в городе Киле 19 февраля 1945 года.
2. 10 дней пряталась в норвежских фьордах, после чего взяла курс на Северную Атлантику.
3. В марте и апреле U-530 курсировала вдоль побережья США, подходя к нему так близко, что офицеры могли наблюдать в перископ небоскрёбы и огни ночного Нью-Йорка.
4. Последний сеанс радиосвязи с Германией был проведён 24 апреля 1945 года из территориальных вод США.
5. 12 мая удалось связаться с Норвегией. Узнав о капитуляции Германии, на общем собрании команды было решено следовать в Аргентину.
6. Резиновый  надувной бот, вероятно, был потерян  уже  при  подходе к  Мар дель Плате.

            17 июля в 8 часов 30 минут на поиски резинового надувного бота был направлен катер.
           17 июля в 10 часов в воздух были подняты две эскадрильи самолётов разведки с заданием: обнаружить резиновый надувной бот U-530.
           17 июля в 10 часов тридцать минут началась высадка частей морской пехоты  на побережье в районе Мар дель Платы. Цель – поиск резинового надувного бота.
             В 15 часов 17 июля командование ВМФ Аргентины направило начальнику Генерального штаба меморандум, в котором сообщалось, что  около 9 часов утра того же дня жители прибрежного посёлка Сан Клементе дель Туйю, находящегося в двухстах километрах к северу от Мар дель Платы, видели две подводные лодки, следующие в надводном положении курсом на юг.
         К вечеру 17 июля начальник Генерального штаба  вице-адмирал Верненго Лима  отдал приказ о патрулировании всего побережья  Аргентины  (протяжённость 5000 километров)   кораблями морской и речной эскадры.

    «По оперативным данным, ожидается появление ещё одной немецкой подводной лодки, которая или войдёт в один из портов, или осуществит высадку людей на нашем побережье. Приказываю пленить субмарину или уничтожить её», - особо подчёркивалось в этом приказе.
 
     Уже на следующий день,  18 июля, командир миноносца «Мендоса» сообщил:
       «Перископ  в Сан Антонио Эсте  (1000 километров  к  югу от Мар дель Платы  в заливе Сан Матиас). Усиливаю поиск в этой зоне».

        Уже ночью командир «Мендоса» прислал  следующее сообщение:

        «Наблюдал перископ серого цвета неизвестной подводной лодки, движущейся со скоростью 23 узла (невероятно высокой для той эпохи!) курсом 160. Атаковал глубинными бомбами до наступления темноты. Подтверждения попадания в цель не имею».

         Контакт  миноносца «Мендоса» с подводной лодкой произошёл в заливе Сан Матиас,  омывающем берега провинции Рио Негро. Это стратегически важное место для возможной высадки людей из гитлеровской подводной лодки. В  провинции Рио Негро проживало большое количество  немцев, селившихся здесь с начала двадцатого века. Им принадлежали предприятия, эстансии, рыболовецкие суда . Провинция Рио Негро – это тысячи и тысячи квадратных километров степей, переходящих в непроходимые леса предгорьев Анд. В этих безлюдных диких местах можно было не только надёжно спрятать любой груз, но и спокойно жить иностранцам, не привлекая внимания местных жителей.

         21 июля, на четвёртый день патрулирования аргентинского побережья, все корабли морской и речной эскадры, участвующие в этой операции, получили неожиданный приказ начальника Генерального штаба вице-адмирала Верненго Лима:
          «Всем кораблям свернуть операцию и немедленно вернуться на свои базы».

          С этого момента уже НИКТО НЕ ИСКАЛ немецкие подводные лодки!!!

         24 июля Береговая охрана проинформировала штаб ВМФ Аргентины о том, что накануне один рыбак видел подводную лодку серого цвета  длиной около 70 метров, следующую в надводном положении. Визуальный контакт имел место в нескольких километрах от курортного посёлка Кларомеко (180 километров к югу от Мар дель Платы).


                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
(1) -   «Становиться на бочку» – в портах и на рейдах суда могут становиться на швартовные бочки. Постановка судна на бочки повышает надёжность стоянки, так как держащая сила мёртвых якорей в несколько раз больше держащей силы станового якоря.   



     Список  литературы,  которая  была использована для написания данной статьи:
 
1. Moyano, Miguel Angel “Submarinos alemanes en Mar del Plata” Revista “Todo es Historia”  №   72, abril de 1973.
2. Holger M. Meding   “La ruta de los nazis en tiempos de Peron”.  Emece. 1999.
3. Nahuel Coca “Submarinos nazis en la Argentina”. Revista “Todo es Historia”     №  516, julio de 2010.


Рецензии
Сергей. Интересно зачем подводные лодки Германии курсировали вдоль берегов Аргентины после окончания войны. Одна субмарина сдалась а плен. Я думаю, что моряки этой лодки хотели остаться на ПМЖ в Аргентине. Интересно куда же делись остальные подводные лодки, которые проследовали в направлении к США. Я была в Норвегии в Осло и в Бергене. Рассказывали, что в Бергене была большая база немецких субмарин. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   06.08.2023 16:12     Заявить о нарушении
Нина, здравствуйте!
Спасибо Вам за комментарий! Немецкие подводные лодки что-то и кого-то привозили в Аргентину. На эту тему есть серьёзные исследования, есть свидетельства очевидцев.Увы полной картины никто не даёт.
С уважением, Сергей.

Сергей Горбатых   07.08.2023 03:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.