Как предотвратить гибель пассажиров
Е.М. Степанов
Когда покупаем билеты и садимся в автобус, поезд или самолет, мы не задумываемся, что доверяем свои жизни водителям, машинистам, пилотам. Доверяем надежности данного транспортного средства и уверены, что в нужное время будем в нужном месте.
Однако оплачивая поездку, по сути, покупаем лотерейный билет. Ставка в этой лотерее – жизнь.Вероятность выигрыша порядка 99,999%.
И всё-таки 0,001% от всех пассажиров «проигрывают» - гибнут в авариях. Если представить, что во всем мире одновременно в сутки находится в пути 100 млн. пассажиров, то из них гибнет 1000 человек. В год – порядка 300-400 тысяч. В том числе около 20% в результате прямых столкновений с препятствиями, а для самолетов – с землей. Современные СМИ каждый день сообщают о подобных катастрофах и гибели людей..
По мнению автора этому способствует и то обстоятельство, что во всех транспортных средствах не учитывается инерционный эффект реализации второго закона Ньютона, по которому, в частности, потенциальная энергия, приобретенная в процессе движения, мгновенно переходит в кинетическую в момент резкой остановки транспортного средства. Этому посвящено предложение, представленное ниже.
Когда кто-то или что-то резко тормозит транспортное средство, несущее в себе людей, наши тела, продолжая инерцию движения, лишь наклоняются, если торможение достаточно продолжительное или скорость невелика.
Но с её повышением вероятность смертельного исхода для пассажиров приближается к 100%. В таких случаях «ремни безопасности» бесполезны: они эффективны лишь в пределах скорости движения порядка 40…60 км\ч.
И что самое интересное, зная об этом, мы, во-первых, хотим по привычке сидеть лицом вперёд, а во-вторых, в погоне за удовольствиями и деньгами увеличиваем скорость передвижения. Для этого оснащаем транспортное средство все более мощными двигателями, позволяющими развивать скорость автомашин и ж\д поездов до 200…300 км\ч, а самолётов порядка 1000 км\ч с посадочной скоростью около 180…250 км\ч.
Все эти транспортные средства, конечно, проходят динамические испытания, в том числе на их прямой удар о препятствие с макетами людей, оснащёнными современными датчиками и тензорами. Конечно, испытания подтверждают предположение, которое представляет любой малограмотный человек, «вылетавший» хотя бы раз из седла при резкой остановке коня. Но ему-то простительно: он – «водитель лошади» и должен видеть куда едет.
Такую же задачу, естественно, решают шофёры автомобилей разного класса, машинисты поездов и пилоты самолётов. Их профессиональный долг – смотреть вперед и доставить пассажиров из точки «А» в точку «Б» в целости и сохранности. Но с этим случаются «неувязки»: нет-нет но происходят аварии. В результате во всем мире в год гибнет до 400 тысяч пассажиров. Из этого числа примерно 10…20% в результате прямых столкновений данного транспортного средства с другим или неподвижным препятствием, а в случае самолетов – с землей. И что важно: весь пассажирский транспорт снабжен креслами, в которых люди вынуждены сидеть вперёд лицом.
Ясно, что при ударе о препятствие согласно второму закону Ньютона инерция выбросит их вперед. При скорости выше 80 км\ч это обуславливает смертельный исход. Конечно, часто силы соударения поглощаются самой конструкцией транспортного средства, но остатка накопленной энергии вполне достаточно для умерщвления живых существ. Все это настолько тривиально, что приходится только удивляться консерватизму конструкторов, устанавливающих кресла так, что при столкновениях вероятность смертельного исхода для пассажиров достигает максимума.
Приходится удивляться и тому, что до проектантов и других специалистов, конструирующих те или иные транспортные средства, не доходит элементарная мысль о размещении кресел так, чтобы пассажиры сидели спинами к направлению движения. В этом случае при столкновении с препятствием они всем своим телом будут опираться на спинки кресел, повернутых на 180° по сравнению с современным их расположением.
Взгляните на схему и вы поймете, о чем идет речь. Да! Для такого расположения кресла должны быть одновременно и жесткими, не ломаясь при столкновении, и приемлемо мягкими с тем, чтобы одновременно
«принять» в себя тело пассажира, погасить то количество энергии, которое человек запас в процессе движения транспортного средства и которое реализовалось в кратчайший момент перехода скорости от v до нуля при столкновении.
Резюмируя, сформулируем изложенное выше:
В современных транспортных средствах расположение пассажирских кресел и сидений «лицом» в направлении движения обуславливает до 20% всех смертельных исходов в аварийных ситуациях.
Предложено изменить расположение кресел, повернув их на 180° с тем, чтобы пассажиры располагались лицом назад относительно направления движения.
Подобное расположение потребует создания и испытаний кресел новой конструкции с тем, чтобы они, обладая необходимой прочностью, принимали на себя энергию вдавливаемого инерционной силой тела.
– в легковых автомобилях это касается задних сидений, которые должны примыкать спинками к спинкам водителя и пассажира, сидящего рядом с водителем;
- в автобусах и самолетах разного класса все кресла должны быть смонтированы спинками вперед;
- в вагонах поездов, оборудованных креслами, то же самое.
Таковы необходимые условия дальнейшего развития транспортных средств, обуславливающие сохранение жизни пассажиров при резком торможении или столкновении с препятствием.
Свидетельство о публикации №210100901288