Нейропсихология наследственные эпилепсии

 
                «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»
                «НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЭПИЛЕПСИИ».
               
Москва январь 2005 г.
Под генуинной эпилепсией понимают заболевание, когда без видимых причин, очевидно в результате наследственных факторов, у человека возникают характерные припадки, причем болезнь носит прогрессирующий характер и ведет к характерным эпилептическим изменениям личности.
Припадки эпилепсии могут быть малыми и большими.
Малые припадки сопровождаются очень кратковременным внезапным выключением сознания, при котором  больные иногда даже не успевают упасть. Судорог в малом припадке не бывает, больной лишь на 1 – 2 секунды застывает в той позе, в которой он находится, устремив взор в одну точку, и тут же приходит в себя, и продолжает прерванное дело (начатую еду, ходьбу, разговор и т.п.)
При большом припадке за 1 – 2 секунды до его начала, больной зачастую испытывает предвестники (ауру): то он ощущает как бы дуновение ветерка, то какое-то давление под ложечкой, то какой – то необычный запах. У него возникает какое-то непроизвольное движение, насильственный крик и т.п. После ауры больной сразу же теряет сознание, падает, и у него начинаются судороги. Ауры у эпилептиков обычно бывают однотипные, и ощущая приближение припадка, больной иногда успевает сесть или лечь.
Судороги вначале припадка бывают тоническими, при которых тело резко напрягается и вытягивается, а затем возникают клонические судороги, - больной начинает биться, шея, туловище, руки, ноги то сгибаются, то разгибаются. Во время судорог на губах появляется пена, язык часто прикусывается, отходит моча, а иногда и кал. Реакция зрачков отсутствует. Припадок длиться 2-3 минуты, постепенно судороги затихают, и больной впадает в глубоки сон. Когда больно приходит в себя, он о припадке ничего не помнит и узнает о нем по общему чувству разбитости.
У некоторых больных за несколько часов или даже дней до припадка возникает напряженно – тоскливое настроение с сильной раздражительностью и угрюмостью.
Довольно нередко у больных эпилепсией, независимо от припадков, наблюдаются так называемые дисфории, т.е. эндогенные расстройства настроения с мрачной злобностью и гнетущей тоской.
У ряда больных сумеречное состояние сознания сопровождается устрашающими галлюцинациями и резким возбуждением. В таком состоянии больные очень опасны для окружающих, они нередко совершают тяжелые и жестокие преступления. У других больных сумеречное состояние сознания может протекать в форме «амбулаторного автоматизма». Например, больной покупает железнодорожный билет, приезжает в другой город, снимает номер в гостинице, и все это бессознательно. По выходе из припадка больной ничего не помнит.
Для эпилептиков характерны так называемые эпилептические изменения личности.
Происходит формирование характера, которое мешает им приспосабливаться к окружающей общественной среде. Это люди возбудимые, гневливые, жестокие, мстительные, бесцеремонные и грубые (тяжелые люди) как в быту, так и на работе. Их мысли и чувстыва вязки, их воля односторонне направлена. Наряду с этим они часто внешне очень корректны, даже избыточно вежливы, любят говорить о «высоких материях», высших идеалах, любви к человечеству. Тяжелые эпилептоиды нередко склонны к совершению антисоциальных поступков, тяжелых преступлений.
Наблюдается параноидальный синдром– это бредовый синдром, при котором нет галлюцинаций, переживания тесно связаны с личностью и его жизненной ситуацией, характеризуется логичностью построения, но неверностью предпосылок. Например, бред ревности.
Помимо особых (так называемых эпилептоидных) черт  характера, которые могут у них наблюдаться еще до возникновения припадков, в дальнейшем с развитием заболевания все больше обозначаются особые изменения личности.
Это - медлительность, флегматичность, чрезмерная аккуратность, педантизм, вспыльчивость со склонностью к жестокости, вместе с  тем, слащавость, льстивость, ханжество, лицемерие.
Среди эпилептиков наблюдается много верующих, склонных к мистицизму людей.
Они целеустремленны, педантичны, любое дело доводят до логического конца, любят обучать, наставлять, исправлять, хотя у них самих нередко отмечается снижение моральных норм поведения, особенно в сексуальных взаимоотношениях.
Такие черты характера делают эпилептиков неуживчивыми и трудными в общежитии. Помимо харатерологических изменений у них отмечается постепенное умственное снижение, сужается круг интересов, замедляется темп психической деятельности, ухудшается память. Мышление становится неповоротливым (ригидным), в рассказе они чрезвычайно обстоятельны, вязки, застревают на деталях.
Эмоциональное возбуждение может привести к эпилептическому припадку.
Заболевание носит периодический характер. Возбуждение как бы накапливается в коре головного мозга и в определенные периоды охватывает большую часть мозга, разряжаясь в виде судорог, действуя как электрический конденсатор.
В народе рекомендуют прекращать эпилептический припадок наступая на мизинец больного.
Люди обращают внимание, что страдающие этой болезнью очень злопамятны, задуманное всегда доводят до конца.
Это заболевание характерно для выдающихся личностей: библейского Моисея, Александра Македонского, апостола Павла, Юлия Цезаря, Петра Первого, Достоевского, И. Сталина, А. Гитлера.
Иногда эту болезнь называют болезнью царей.
Например,  библейский Моисей страдал рядом черт этого заболевания.
В Библии сказано: «Когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим, сынам Израилевым, и увидел тяжкие работы их, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его.
Посмотревши туда и сюда, и видя, что нет никого, он убил Египтянина, и скрыл его в песке».
Эти действия можно рассматривать как признаки данного заболевания.
В Библии также рассказывается о возможных причинах данного заболевания.
Во-первых,  рождение Моисея было связано с браком между родственниками.
Во-вторых, с родовой травмой и психической травмой после рождения, связанной с лишением матери.
В Библии сказано: «Некто из племени Левиина пошел, и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына, и видя, что он очень красив, скрывала его три месяца. Но не могши  долее скрывать его, взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и положиши в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки. А сестра его встала вдали наблюдать что будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться; а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника, и послала рабыню свою взять ее. И вырос младенец, и она повела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его».
Почему мать Моисея 3 месяца скрывала ребенка от соплеменников? Может быть потому, что родовая травма не позволяла этого делать? Почему косноязычный Моисей, пользовался в качестве переводчика братом Аароном, но при  этом стал предводителем племени древних евреев?
Библейский  Моисей  также страдал косноязычием и галлюцинациями.
В Библии сказано: «И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был.
Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не я ли Господь? Итак, пойди; и я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить. Моисей сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он казал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем. Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать. И будет говорить он вместо тебя к народу. Итак, он будет твоими устами; а ты будешь ему вместо Бога».
Косноязычие, картавость, тесным образом связаны с наследственным поражением височных зон Брокка. Около 80% евреев, заключая браки только со своими родичами, являются потомками библейского Моисея, страдают психическими заболеваниями.
Библия, не только является историческим литературным памятником, но и  описанием причин возникновения болезней (этиологией), развития болезней (патогинезом), описанием признаков проявления болезней (симптомов) и сочетаний этих признаков (синдромов).
Проявление наследственности можно проследить и по Библии, и по записям Вениаминова колена Моисеева, сохранившимся у старшин данного рода.
В Библии сказано: «Когда же Иисус родился в Вифлиеме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенце в Вифлиеме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».
Царь Ирод и его потомки страдали эпилепсией. Его жестокость по избиению младенцев вошла в предание и в библию.
Согласно записям старейшин рода Лурия  (Лурье, Лурьи, Лурио, Лорио, Лориа),  проживавшего после рассеяния евреев в Греции, Италии, Испании, Англии, Литве, Польше, Белорусии и России, начало записей ведется с Таннаитской эпохи 2 века до н.э.
Род Вениаминов ведет записи с Иоханана  Га – Санделар (Еврейская энциклопедия т.8 стр. 899 под общей редакции докторов истории Востока А. Гаркави, Л. Кацнельскон из-ва Бронгауз, Ефрон,  Санкт-Петербург). Царь Давид, Царь Ирод и сын дочерей царей Симон являлись потомками Вениаминова колена Моисеева.
Потомки данного рода: Гиллель («Бет-Гиллель Га-закен» 1-й  законоучитель эпохи царя Ирода, член последнего дуумвирата и основатель Фарисейской школы, глава Палестинских евреев), Гамлиил 1-й  (110 лет до н.э., 100 лет до разрушения Иерусалимского храма, 30 лет до рождества христова, Гамлиаль 2-й Газекен (Гамлиил Ямнинский), являлись хранителями древних учений. После рассеяния род перебрался в Грецию в г. Торс.
Галель – 1-й век, патриарх Иерусалимского храма, председатель Синодриона в Торсе в Греции трагически погиб после разрушения Иерусалимского храма в застенках римлян. Он был  брат отца Апостола Павела - Савла из Торса 2-й век. Человек могучей воли, погиб вместе с Петром (Симомном) в Риме. Апостол Павел – Савл  страдал эпилепсией.
В Италии (Риме) жил Иоханан Сандлер (мудрец Талмуда составитель Мишны)
Во Франции 1040-1080 г.г. Раши  1040 г. в  городе Труа жил рабби Шломм Ицхака французский равин, толкователь Талмуда.
В Испании 11 веке – начале 12 век жил Соломон Бендет Лурье.
В 1492 г.  Исаак Лурия, испанский еврей, был изгнан из Испании из-за отказа принять христианство.  Он основал синагогу Исаака Лурия в Израиле в г. Сафете (ныне Цфат).
Эта фамилия законоучителей, толкователей Талмуда, академиков, ученых.
Семья кочевала из Испании с 15 по 17 век в Англию, Литву, Польшу.
Соломон Шапиро (мудрец Талмуда) - Мириам Лурье - Шимном Эрфурт – Иехиель - Натаниеель-Аарон – Иехонан - Аарон- Изехиель Лурия
В Польше Нахум Лурия являлся председателем раввинского суда г. Люблин Он автор книги «Море Соломоново (Ям шел Шламо), автор комментариев к Талмуду, автор книги «Хохлат Шамо (Мудрости Соломоновы)».
Лурье Вульф Нахумович  1805 – 1893 имел несколько жен, 4 сына, 2 дочери.
Зей- Вульф от 1й жены Арон, Хаим, Ефим, от 2-й жены Моисей, Израиль (дед отца), от 3-й жены Гита.  Дочь Фейга-Рохе  (бабушка матери). Израиль Вульфович раби отец. Аронова Дарья Абрамовна мать.
В Белорусию переехал  сын Ханан - Ефим Израилевич Лурье (05.09.1870-02.05.1967) родился  в 1870 в  г. Могилеве. В Россию переехал в 1877 г. в г. Елец. В 1917 переехал в г. Москву.
По анамнезу заболеваний и характериологическим особенностям потомков данного рода можно проследить генетические закономерности развития и угасания данного психического заболевания.

ЛИТЕРАТУРА.
1.      Библия. «Исход» гл. 2, 4, «Новый завет» гл.2.
2.      «Краткое руководство по психиатрии» Е.С. Авербух. И.С. Авербух  Ленинград «Медицина» 1973 г.
3.      «Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование» Э. Гельгорн, Дж. Луфобороу под ред. П.К. Анохина Издательство «МИР» Москва 1966 г.


Рецензии