Подлое нападение янычар на Сечь

ПОДЛОЕ НАПАДЕНИЕ  ЯНЫЧАР НА СЕЧЬ

(Продолжение романа Аркадия Польшакова "Письмо-лыст запорожцев императрице Екатерине 11)

"Гей козаче, гей!
Басурманов бей,
Басурманов бей,
Прах в степи развей!
Бей козаче, бей!
Крепче, крепче бей,
Будь смелей, смелей,
Врагов не жалей!.."

 

                Читателям необходимо дать некоторые пояснения того исторического периода, когда янычары турецкого султана вместе с нукерами крымского хана решили в канун Рождества Христого напасть на Запорожскую Сечь и раз и навсегда покончить с козаками.
                Это и послужило переписке султана с козаками Сечи. Врезультате чего и было написано известное всем гуморное письмо запорожцев турецкому султану, а впоследующем привело  к написанию второго письма, но уже императрице Екатерине 11, которая подло напав на Сечь разрушила ее, а козаков выслала в Сибирь и другие окраинные места своей большой империи.
                А дело было так: испугавшись разорительного повторного набега запорожцев, крымский хан запросил помощи у турецкого султана Мухаммеда 1Y (четвертого). Он просил прислать непобедимых янычар и объединенными силами раз и навсегда покончить с вольной Сечью и их "отаманом" - "урус-шайтаном", так тогда они называли кошевого атамана Ивана Сирко.

                Интересна биография запорожского кошевого отамана Ивана Сирко. Он родился на Харьковщине в семье слободских козаков-эмигрантов. С детства упоенно слушал рассказы о запорожцах и ушел в Сечь, где выдвинулся умом и боевыми качествами. После победы украинского восстания Богдан Хмельницкий назначил его винницким полковником, но жизнь "удельного князька" была не для Сирко, и он вернулся в свое любимое "лыцарское братство". Был сторонником запорожской вольности и строгого соблюдения традиций. При его отоманстве защита родных земель от "басурман" стала главным принципом Сечи.
                Но продолжим описание событий, связанных с нападением "басурман" на Сечь.
В Крым морем  султаном было перевезено несколько янычарских полков, и зимой, когда никто не ждал, они с татарами выступили. Нападение наметили сразу после Рождества, рассчитав, что козаки будут пьянствовать.
                Сечь представляла тогда собой укрепленный военный городок, с  насыпными земляными валами,  деревянными укреплениями со  сторожевыми башнями. Городок со всех сторон был окружен глубокими рвами. В сторожевых башнях  возле бойниц караулили козаки, которые в случае  опасности поднимали по тревоге весь сечевой гарнизон.
                Посреди Сечи была площадь, где происходили военные советы, а вокруг площади полукругом стояли разные здания  - военная канцелярия, пушкарня, мастерские и шалаши -  продолговатые низкие помещения, в которых жилы казаки, и  которые были сделаны с лозы или из деревянных  бревен и укрытые от дождей камышом или шкурами.
                Татары с турецкими янычарами к Сечи сумели приблизиться скрытно, по льду перешли они днепровские протоки, сняли тихо караулы. Вот только не знали они запорожских обычаев. На третий день после Рождества здесь происходила Рада (Совет), съезжались знатные казаки с хуторов. И перед Радой полагалось быть трезвыми. Когда среди ночи турки проникли вовнутрь Сечи, первый же заметивший их запорожец поднял тревогу.
                Из всех поднятых по тревоге куреней козаки открыли шквальный огонь, косивший непрошенных гостей.
                Янычары сбились кучки, закупорив узкие улочки, и гибли во множестве. А потом козаки высыпали из куреней и в рукопашную стали добивать их. Уцелевшие враги бежали прочь из Сечи.
                * * *
                Кошевой Сирко не остался в долгу за этот "дружеский визит" в Сечь татар и османов, он предпринял ответный поход на Крым. Запорожские козаки соединились с донцами, калмыками, пригласили стрельцов и вместе пошли на Крымского хана.
                Их войско в 20 тысяч сабель успешно форсировало броды Сиваша.
                При этом, зная, что могут предпринять против них крымчане, Сирко разделил войско на две части. Операцию спланировали хитро, четыре тысячи запорожцев осталось у бродов, а остальные отряды ринулись гулять по Крыму, устроив настоящий переполох во владениях хана, громя города и поселки, грабя и беря в плен молодых мужчин и женщин.
                Хан плохо  разобрался в обстановке и бросил свою конницу к бродам, чтобы запереть обратный путь козакам с награбленным добром и пленными. Там войско хана попало в ловушку. Его встретил Сирко, а разошедшиеся отряды получили приказ атамана вернуться на пятый день к броду. И козаки навалились еще и с тыла на ханскую орду. Зажав их с двух сторон, козаки разгромили войско хана.
                Узнав об этом военном походе козаков на Крым, турецкий султан Мухаммед IV очень разгневался, как так какие-то голодранцы козаки, разбили и пограбили его вассала.
                Вызвав визиря, он приказал составить грозное послание от своего имени этим козакам-разбойникам. В послании, он потребовал от козаков  невозможное - перейти к нему в подданство. При отказе подчиниться султан угрожал стереть козаков с лица земли.
Ответом стало знаменитое письмо запорожцев к султану.
                Таковы исторические факты.
                Сейчас мы с вами, друзья, вернемся во времени на несколько веков назад, чтобы более подробно описать события, связанные с нападением османов на Сечь.

                * * *

                Собрав значительные силы османы с татарами двинулись на Сечь.
Османам в начале своего похода немного повезло, у днепровских порогов они захватили в плен двух дозорных казаков из Сечи.
                Дозорные должны были, завидев врага запалить большие бочки, дым которых был далеко виден в степи. Это был общепринятый сигнал о приближающей опасности.
                Сторожевой пост казаков был расположен на высоком берегу Днепра, где одиноко стоял громадный столетний дуб, в ветвях которого казаки соорудили из плетенных ивовых прутьев и веток под соломиной крыши наблюдательный пост.
                Внизу у дуба стояли бочки с питьевой водой для людей и лошадей. А на верху, на помосте стояли сигнальные бочки. Невдалеке от дуба был расположен загон для двух верховых лошадей, рядом были сложены копны сена.
                В то памятное утро дежурил молодой казак Василий Нечипайло. А его напарник, старый опытный казак Иван Поддужный в это время отдыхал в копне сена, зарывшись в него с головой, так как на дворе уже было довольно холодно.
                На посту в ночное время курить было запрещено, так как огонь самокрутки в степи далеко виден, но казаки иногда, когда было невмоготу, нарушали приказ атамана.
Так было и в этот раз Василий слез с дерева, закурил и не заметил подкрадывающихся к нему турок, которые тихонько подползли к посту козаков и ударом палицы по голове оглушили козака. Туркам было задание взять в плен козаков живыми.
                Старый козак Поддужный сквозь утренний сон каким-то шестым чувством почувствовал что-то неладное и, поднявшись с копны сена, увидел турок. Вынув из ножен свою кривую саблю, он кинулся на них, крича:
- Васыль, зажги смолоскипник! Я турок задержу…
                Он не знал, что тот лежит без сознания со скрученными назад руками и кляпом во рту.
Турки, окружив старого опытного в боях козака, горланили на ломаном языке: - Урус сдавайся! Молодку дадим, вина дадим, золото дадим, богатым будешь…
                - Пишлы вы в сраку басурманское отродье… (далее турки услышали непереводимый запорожский фольклор, типа: идите подальше… на хутор бабочек ловить…).
                Когда козак зарубил двоих турок неосторожно кинувшихся на него, предводитель турок понял, что этот козак десятерых стоит. Он приказал аскерам не подходить близко к козаку и накинуть на него арканы.
                Иван Поддужный как мог, уклонялся от хлестких кожаных петель, рубил их, но все же один аркан сплел ему ноги. Он упал на землю, и тут на него навалилась дюжина турок.
Последнее, что смог козак в борьбе куча-мала сделать, так это головой разбить переносицу их предводителю неосторожно наклонившемуся к нему.
                Если бы не приказ падишаха привести пленных живыми, то старого козака тот прикончил бы здесь же на месте.
                Козаков повязали, забросили на лошадей и поскакали в лагерь к падишаху.
                Абдул-Галым-Заде-Паша был не новичок в подобных костоломовских делах. Посмотрев на пленных козаков, он  быстро понял, что старый козак никогда не согласится на предательство своих.
Поэтому турок решил сделать ставку на молодого козака Василя. Он запугал его теми пытками и зверскими испытаниями, которыми Паша со своими костоломами подверг первоначально старого козака Поддужного.
                Старого козака на глазах Василя подвергли диким азиатским пыткам. Тело его обжигали  горящей смолой, а он матерился. Ему ломали кости рук, а он крыл их высоким матерным ямбом. Ему отрезали уши, а он плевался, харкал на них кровавыми плевками. В конце этой жуткой экзукуции палач-турок распорол козаку живот и, запустив в туда руку, вырвал сердце…
                Пока шла эта дикая экзекуция, старый козак сквозь боль кричал, хрипел, шептал, повторяя слова:
- Не боись Вася, де наша не пропадала. Плюнь в морду падишаху. Брэшуть воны, не вирь им!..
                Видя все эти дикие зверства, ум у молодого козака помутился, первобытный страх вселился в его молодую неокрепшую душу.
                В конце концов он измученный истязаниями турок не выдержал и согласился незаметно, обходя кордоны, провести турецкие войска в Сечь.
                Это происходило в канун святого праздника - Рождества Христово.
                Воспользовавшись этим благоприятным случаем, когда все христиане празднуют святой праздник, турки, на третью ночь Рождества, сойдя с лошадей незаметно прокрались к "куреням", и казалось, вот-вот они ворвутся в "курени" и начнут резать нетрезвых козаков.
Но не тут-то было, провидение, очевидно, сам Христос помог им.
                Да простят нас читатели снова за то, что здесь мы употребляем многоголосье из разных языков (украинского, русского, тюркского).
                Вернемся к нашему главному рассказчику - писарю Сечи Яйцявбочци, поскольку именно он оказался в центре круга тех исторических событий.
                * * *
                - Хочете козаки вирте, хочете ни, - говорил с прекрасным украинским говором и гумором старый рассказчик, - но це було писля чергового походу козакив на Крым…
                - Давай Яйцявбочци разкажи нам про лыста турецкому султану, - попросив друга, козак Нечипайзглузду. - Дуже гарно ты гутариш.
                - Так от, братцы, - продолжал старый козак, - писля выпытого и перевыпытого на Рождиство мени було дуже погано, ну невмоготу и я пишов на двир видлыты...
Ну и, я став у паркана (забора), достав из своих широкых червоных (красных) шаровар свий "крючок" и с насолодою став робыть то, що уси мужики роблять пид забором...
И так воно получилося, що я почав сцяты (опорожняться) на спину ховавшогося за парканом турка.
                - Во дае Яйцявбочци! - воскликнул, смеясь козак Довгошея. - Знайшов куды сцяты.
Козаки заржали…
                - Слухайтэ дали, що було. Цей турок не зрозумив (не понял), що це тепле та запашне бижить ему зашию (льется за шею), вин пиднявся и тут очи наши зустрилыся.
Я видразу "протверезив" и, не кыдая першого поважного для мене дила, схопыв з плетня глыняный глечик (горшок) и зусий силы вдарыв по кумполу (голове) того турка.
                - Ну и як його голова оциныла таку приемну зустрич? - спросил со смехом рассказчика молодой козак Тарас.
                - Як, як! Глечик, зустрив костляву башку турка, розбывся на дрибни частыны. А у мене в голови на ту хвилину промайнула дурацька жалобна думка, що Одарка шкуру з мене здере за цей гарный глыняный "глечик", який вона купила на Сорочинський ярмарци.
                Та вы знаете мою жинку, рука у неи ого-го-го, як оглобля, як вчеше, так довго будеш помьятаты.
                - Та знаемо, знаемо мы твою Одарку, - остановил воспоминания о ней козак Неишькаша, - вона одного разу мене коромыслом так причесала, що тоди моя бидна спина майже тыждень (неделю) болила.
                - Давай розповидай дали як усе було, - попросил писарчука Остап Негода.
                - Ну, що було, цей турок закачався и звалывся там, де стояв. И тут я побачыв кучу-малу турок.
                Бросыв перше свое поважне дило, я кинувся в куринь, де разбудыв пивторы сотни козакив и мы разом видкрылы таку пальбу, що пиднялы усю Сичь.
                Здорово в той день мы усима куренямы наклалы туркам. Тоди 13 тысяч 500 турок загынулы тильки у нас в Сичи.
(Так описывал эти исторические события писарчук запорожского атамана Ивана Сирко).

                * * *
                Надо отметить читателям, что запорожцев не надо было учить, что делать в подобных случаях: одни став к окнам, стреляли, другие заряжали ружья, третьи зажигали свечи запала, четвертые подносили ружья стреляющим.
                А дома, как говорят знающие люди, и стены помогают. Дело в том, что пространство между куренями хорошо простреливалось, турки сразу же попали под перекрестный огонь куреней. Одним выстрелом (пулей или картечью) казаки убивали или ранили порой не одного, а двух-трех янычар.

                Кроме того, и надо было тому случиться, что на погибель туркам, в этот момент с запада в Сечь въехали старшины с козаками, которые были во временной отлучке и были злые, и трезвые. Увидав, что твориться в Сечи, они так "тюкнули" на "ура" турок, что те бросились бежать, падая на обледенелых улицах Запорожской Сечи.
                Хитрый крымский хан стоявший в засаде с отрядом преданных ему нукеров, увидев бегущих непобедимых турецких янычар, сам бежал от Сечи без оглядки. Причем так быстро бежал, что двухтысячный отряд казаков на свежих лошадях посланный атаманом Иваном Сирко вдогонку, не смог их догнать.
                В связи с таким подлым нападением в ночь на Рождество Христово турок и татар на Сечь отаман (атаман - рус. яз) Иван Сирко собрал совет, на котором гуртом казаки решили летом пойти походом на Крым и наказать наглецов.
                Как порешили казаки, так и сделали. Вся Сечь стала готовиться к летней военной кампании.

                * * *

                - В литку (летом) 1675 роци , - продолжил своё повествование Яйцявбочци, - отаман Иван Сирко с 20 тысячамы запорижськых козакив "пишов" на Крым, де козакы набили "хяри" як туркам, так и надавалы "по морди" усий крымський орди.
                Турецький султан Мухомор, чи як там його звалы - Мухаммед 1Y , узнав про те, прыслав нам лыста (послание) де вин грозився нам сраку надрать, якщо мы не пидемо пид нього.
У лысти Мухаммед дуже выпендривався (хвастался), перечисляя уси свои титулы.
                Це выпендривание Мухаммеда 1Y (Магомета - рус.яз) особливо там, де вин каже (говорит), що вин есть "попечитель самого Бога", дуже не сподоболось (не понравилось) усим козакам. И воны решили видповисты ему с особыстым запорижським колоритом.

* * *

Продолжение следует...
======================================
Остросюжетные и юмористические книги, сборники стихов АркПоля можно заказать в Канаде - Welcome to Lulu  !  https://www.lulu.com/    Questions About Placing a Bulk Order? 
Call 919-447-3244  через Интернет: 

1.Сборник любовной лирики - 2.Поэзия космоса - 3.Роман "Кошевой атаман" - 4.Роман "Воскрешение" - 5.Повесть "Исполины" -  6.Сборник юмористических рассказов - 7.Новейший Завет - 8.Книга стихов  "СТРАНА ПОЭТОВ":
9.Повесть "ПАДЕНИЕ БЕЛОГО  ДОМА":

Купив книги, вы поможете  волонтерам оказать помощь многим обездоленным людям!
============================


Рецензии
Написано живо, читается с интересом.

Ольга Славянка   11.10.2010 21:25     Заявить о нарушении