Когда не было войны 3 - Карантин

            Это мои армейские воспоминания одного из периодов в нашей стране, КОГДА РЕАЛЬНО НЕ БЫЛО ВОЙНЫ. Венгерские события уже прошли в 1956 г., а Чешские ещё только будут в 1968 г.
            Кстати, моя дивизия, в которой я так мирно прослужил три года,  была участником и тех прошедших и этих будущих событий по причине близости расположения к этим двум границам. Я же, действительно, совершенно мирно прослужил в этой опасной точке, без всяких поездок в соседние страны.
            В основу этого мемуарного повествования положены письма, присланные мне в армию моей первой женой Ириной, за период службы с 1963 г. по 1966 г.

3 глава.  КАРАНТИН

            Итак, первые дни моей службы, ещё до принятия присяги, начались не в городе Виноградове, куда нас ночью привезли из Москвы, а в городе Хусте. Расстояние между этими двумя Закарпатскими городами всего двадцать километров, но нас почему-то опять посадили в вагоны и отправили железной дорогой на это столь малое расстояние. Наверное, по причине того, что станции этих городов - Виноградова и Хуста - практически располагались чуть ли не на территории воинских частей.

            С машинами в то время было ещё плохо, а вернее даже не с машинами, а с водителями, воинская часть-то была кадрированная, то есть урезанная. На перевозку ста пятидесяти человек новобранцев надо было машин восемь, так что железной дорогой было проще.
   
            Где-то через два дня топанья по плацу на территории военной части в городе Хуст, командование части обратилось к новобранцам с призывом выступить добровольцами на различные хозяйственные работы, естественно, взамен топанья в строю. В основном предлагалось, как обычно, красить, копать, таскать, но среди этого списка была и не совсем обычная работа под романтическим названием: переобувание «КАТЮШ». Не многим захотелось поучаствовать в этом переобувании, остатки Московского похмелья уже выветрились, и, не смотря на нашу молодость, большинство догадалось в чем подвох, и поэтому предпочли красить, рыть, таскать, а некоторые даже согласились лучше продолжать маршировать.

             Как и предполагалось нами, это были те самые первые послевоенные ракетные установки, что монтировались на платформах трёхосных автомобилей типа «Студебеккер».

             На фотографии в начале главы та самая «КАТЮША». Именно на платформе ЗиС – 151, а не на «Студебеккере». Снимок сделан мною по случаю  проезда мимо памятника. Памятник поставлен этой легендарной артиллерийской установке совершенно заслуженно. При всей своей неприцельной хаотичности  при стрельбе из этих самых «КАТЮШ» эффект от их сплошного огня был оглушительный. Многие сражения в конце войны были выиграны благодаря «КАТЮШАМ». Конечно, основное и главное в этой установке - это реактивные снаряды, а рельсы, которые установлены на самом автомобиле, это обыкновенные направляющие из металлических профилей.

              После войны эти направляющие рельсы для «КАТЮШ» стали монтировать не на Студебеккерах, а на таких же трёхосных платформах, только от автомобиля ЗиС-151. Эти ЗиСы, были добросовестно скопированы нашими доблестными конструкторами с завода «ЗиС». Отличались ЗиСы от этих Американских Студебеккеров наличием только одной модификации, они все были с передней ведущей осью, что для проходимости по нашим дорогам лучше ВСЕГДА, но это естественно, не сокращало количества колёс для переобувания нам. Поэтому это не влияло на уменьшение работы для нас, добровольцев.  Как у Студебеккеров, с передними ведущими так и без, в наших КОПИЯХ в комплект входили - две запаски и десять колёс на самом автомобиле, итого 12 колёс на одну  «КАТЮШУ».

               И, тем не менее, таких безумцев на такую тяжелую работу нашлось шестеро добровольцев, и я вошёл в эту команду. В основном это были те ребята, с которыми я ходил в самоволку во Львове. Наши романтические «КАТЮШИ» находились в автопарке за территорией части. В автопарке они стояли под большим деревянным навесом, продуваемым со всех сторон ветрами. Конечно, на них отсутствовали ракетные снаряды, их хранили в деревянных ящиках на складах. Но у всех «КАТЮШ» присутствовали колёса, и все эти машины были установлены на деревянные столбики, и поэтому приподняты над землёй. Почти у всех «КАТЮШ» колёса были практически спущены от времени, у многих резина потрескалась от солнца за много лет стояния на одном месте. То, что все машины были приподняты над землёй, конечно, облегчало задачу по замене резины на колёсах, но не очень существенно. Основная трудность, это было разбортировать уже снятое колесо. Проведя много лет в собранном и накаченном виде, борта резиновой покрышки приварились к металлическому ободу колеса. Так вот, первую «КАТЮШУ» мы переобували в новую резину дня два, падая от усталости в конце дня. Переобуть предстояло тридцать «КАТЮШ», вот такие они - Катюши.

              Поначалу, ощутив в полной мере всё коварство «КАТЮШ», добровольцы приуныли, но не будь я сам свидетелем, то я бы не поверил. Произошло следующее. Начиная с третьей или четвёртой «КАТЮШИ», мы стали их переобувать просто играючи, почти не глядя. В результате эта тяжелая работа запомнилась нам всем как увеселительная прогулка по автопарку.

               Впоследствии, уже после службы в армии, пойдя работать как раз на этот автомобильный завод ЗиЛ, в моей жизни повторился почти такой же, аналогичный случай, как и с «КАТЮШАМИ». Правда, на этот раз связанный не с колёсами, а с заменой рессор на более современных машинах ЗиЛ-130. Всё происходило во время дорожных испытаний этого автомобиля на булыжной дороге между Угличем и Рыбинском. Рессоры испытываемых машин на этой специфической булыжной дороге, построенной ещё при Екатерине II, ломались по две штуки в день. Всё, что было связанно с начальной тяжестью замены первых поломанных рессор, повторилось с точностью до мелочей, как и тогда в армии при замене колёс. Замена рессор на грузовике по своей тяжести работ под стать замене резины на «КАТЮШАХ». Что ещё примечательно в этой истории, так это то, что даже имя Катя в образе Екатерины II, основавшей эту дорогу, косвенно присутствовало при этой столь же тяжёлой работе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Когда не было войны 4 - Переобувание катюш.
http://www.proza.ru/2010/10/13/745
 


Рецензии
Здравствуйте, Эдуард!
Начал читать ваш очерк о службе в армии.
Про ЗИС-151 и "Студебеккер" хочу уточнить. "Студебеккеры" были с колёсной формулой 6*4 и 6*6. В этом плане ЗИС-151 (как и его преемник ЗИЛ-157) копировали Студебеккер US6 6*6.

Илья Долгих   23.03.2017 18:54     Заявить о нарушении
Мой ответ ИЛЬЕ.

Если честно, то мои познания в Студебеккерах совершенно бытовые из воспоминаний детства, я даже скажу более, меня совершенно нельзя причислять к фанатам автомобильной истории. И ваши поправки, ИЛЬЯ, для меня очень ценные. Всё что вы заметили неправильное, обязательно пишите, а я буду думать, как это исправлять.

Моё детство протекало у бабушки и дедушки, которые жили в Лаврских переулках, а это хотя почти центр МОСКВЫ, но в то время весь этот район состоял из таких же переулков, был деревянным с двухэтажными домами, и занимал большое место на карте МОСКВЫ. У всех домов были дворы и дровяные сараи, для каждого жильца свой, отопление печное - дровами, углём, торфом почему-то не топили. Может, это даже было запрещено, я не знаю.

У многих были полисаднички с заборчиками, цветами с морковкой или ещё чем-то полезным в хозяйстве. У одного соседа по нашему дому №9, кажется, дяди ВАСИ, в дровяном сарайчике рос даже поросенок.
Так вот, однажды, я думаю, именно к нему в наш двор заехала большая машина, тогда она мне казалась очень большой, и это был ещё военный Студебеккер, полный яблок, накрытых брезентом. Он стоял во дворе дня два или три, и мы все, дети, объелись этих яблок надолго.
Так вот, он был именно 6х4, а я уже тогда мальчишкой понимал, чем ведущие колёса от не ведущих отличаются.

Дело в том, что я и сестра НАТАШКА с той же бабушкой МАТРЁНОЙ ФЁДОРОВНОЙ ездили летом в деревню, в которой жил и работал на ЗиС-5 дядя ВАНЯ Бодунов, а я с ним на целый день уезжал кататься на машине и не один раз. Он естественно посвящал меня в технические особенности машин, и когда мы застревали в огромных лужах деревенского бездорожья, каждый раз вспоминал о передних колёсах, которые не крутились, а стояли как вкопанные. В меру матюгаясь при мне, он всегда всё валил на эти передние колёса и на чёрных кошек. И действительно, стоило такой чёрной пробежать, то обязательно что-то происходило. Однажды он стоял минут пятнадцать и ждал, чтобы кто-нибудь проехал раньше нас, но так и не дождался, так через некоторое время спустило колесо. Хорошо, была запаска, и мы стали менять, а вернее он, от меня толку было мало.

Так вот я и узнал от него, как различать ведущие колёса от ведомых.
Впоследствии, в колхозе, дяде ВАНЕ выдали новый ЗиС-150, а я продолжал просить бабушку разбудить меня часов в шесть утра, чтобы я мог поехать на целый день работать вместе с ним. Кстати, его машина всегда стояла перед их домом, а это метров 50 до нашего дома, на месте которого ещё в старом доме родился мой дедушка ИВАН МАКСИМОВИЧ. Но он там только родился, а когда подрос немного, его как ВАНЬКУ Жукова отдали в учение на портного, в МОСКВУ, благо не далеко от дома, теперь до этого места от МОСКВЫ всего километров тридцать, на реке ИСТРЕ.
Вот так, вся остальная моя родословная уже в МОСКВЕ, считай, начало положено даже не в прошлом, а в позапрошлом 19-ом столетии - будет.

ИЛЬЯ, переписываясь с вами, я этак навспоминаю на целую книгу, на рассказ уже, наверное, навспоминал. Кстати, у меня есть раздел «Переписка», вот надо подумать, и объединить наши разговоры в один.

С уважением, ЭДУАРД.

Эдуард Ратников   24.03.2017 11:11   Заявить о нарушении
ИЛЬЯ, я как смог так и исправил про Студебеккеры.

А вот в моём ответе тоже есть поправка, читать надо так.
"У всех домов были дворы и дровяные сараи, для каждого жильца свой, отопление печное дровами - углём, торфом почему-то не топили."
Просто именно дровами, а не углём и торфом.

С уважением, ЭДУАРД.

Эдуард Ратников   24.03.2017 12:16   Заявить о нарушении
Всю переписку между нами, Эдуард, обязательно надо как-то классифицировать и обработать. Что-то интересное - опубликовать. Менее важное - в архив.
Для ваших детей и внуков это будет.

Илья Долгих   25.03.2017 17:01   Заявить о нарушении
Мой ответ ИЛЬЕ.

ИЛЬЯ, хорошо, что вы одобрили создать подборку из нашей переписки.
Вы прочли моё исправление насчёт Студебеккеров?
Я, конечно, изворачивался как мог, надо было сохранить суть, что наши 151-вые практически ничем не отличаются от Студебеккеров, но ваше замечание - оно ещё больше усиливало это обстоятельство и полностью соответствовало моей мысли.
Небольшое отличие всё же было, только не в конструкции, а в модификациях. Мы не стали дублировать формулу 6х4 только с задними ведущими для трёхосок, но зато мы сделали двухоску 4х2 ЗиС-150, а это как раз та машина, которую получил дядя ВАНЯ для своей работы в колхозе, и на которой я с ним ездил как бы тоже работать, а вернее, покататься вдоволь для себя. Но, к сожалению, именно она и застревала в грязи без передней ведущей оси.

И вот через много лет, чуть ли не в возрасте дяди ВАНИ,
работая в экспериментальном цехе ЗиЛа, я уже получил некий навык вождения. Частые авралы на главном конвейере завода вынуждали всех зиловцев спасать производство, вот я, как и все, спасал завод в качестве отгонщика новых автомобилей на место временной стоянки, пока их не отгрузят заказчикам.
Продажи машин тогда не существовало, их только распределяли, и завод сам не мог продать машину НИКОМУ.

Как-то в семидесятые годы прошлого века в Подмосковье выдался очень урожайный год яблок, и как тогда со Студебеккером во дворе дома моей бабушки, вывезти яблоки с дачных участков было невозможно.
У нас в семье дачи ещё не было, а вот у моего лучшего школьного друга ВИКТОРА был участок родителей, и вот этот небывалый урожай случился и на его даче. Он обратился ко мне за помощью, а я, понимая, сколько это яблок, говорю: - «Это нам раз десять ездить и не вывезти на Жигулях. Давай, я попробую договориться на работе и взять ЗиЛ-130».

В принципе, при хорошем отношении с руководством, можно было оформить за оплату грузовик для перевозки личных вещей на целый день.
Но это действующим водителям, а я так, инженер без особого навыка, да и легковушка жигулёвская совсем недавно выделена тестю за доблестный труд и куплена НАМ всеми родственниками в складчину.
Вот я и предложил ВИКТОРУ: - «Давай попробую взять на себя, а вдруг дадут».
Одним словом, я договорился, и мне дали бортовой Зил-130 для поездки.
Так по дорогам на грузовике я особо не катался, кроме как с дядей ВАНЕЙ.
Нет - вру, я учился ездить на ЗИЛе в автошколе, и именно по городу, но больше, как получил права, не ездил, вот только на пойму с конвейера гонял машины, но это по заводу и по одному и тому же маршруту.

Но рассказ не об этом.
Я заправил машину на цеховой АЗС, выехал с завода через проходную, и сначала - за ВИКТОРОМ к ним домой, а потом мы уже вместе благополучно доехали до его участка. Яблоки были уже собраны в мешки, и нам надо было их только погрузить.
Погрузка прошла гладко, да и наш возраст ещё располагал к таким непривычным нагрузкам.
Оставалось полдела - добраться домой.

И вот тут случилось то, о чём мы не подумали, прошёл дождичек, короткий, но очень неплохой. Делать нечего, до темна хотя и далеко, но всё же может и настигнуть, лучше не мешкать.
Двинулись в путь, а дорога мгновенно превратилась в мыло. Резина на моём ЗиЛе чисто дорожная, для асфальта, протектор минимальный, да ещё подъизношенный прилично.

Пересказать, что я сделал с бедным ВИКТОРМ, невозможно, он весь в грязи, с куском цепи, который мы нашли в кузове. У меня есть слайды этой дороги и ВИКТОРА с цепью. Ему досталось гораздо больше, чем мне, сидевшему за рулём, подложить цепь под колесо не проблема, а вот найти её в глине, потом и вытащить, вот это самое ТО.

Вот тут я и вспомнил дядю ВАНЮ, как ему было вылезать из грязи со мной, а не мне с ВИКТОРОМ.
С цепью в руках, весь с ног до головы в глине, но ВИКТОР всё же не ребёнок, который хоть и хотел бы помочь, но вряд ли бы помог.
Постепенно перекидывая и подкладывая цепь при помощи ВИКТОРА, я относительно чистым выехал на щебёнку, а нам ещё разгружать, а мне машину отгонять в цех и сдавать диспетчерам.
Хорошо – решил я, мыть машину можно и завтра, грязь не убежит, но зато точно знаю - пристынет.
Ладно, отмочу завтра из брандспойта, но пока её не потрёшь щёткой, смыть даже пыль невозможно, и это знают все, кто мыл любую машину, хоть самую маленькую. Помыть ЗиЛ несколько сложней, чем ЖИГУЛИ.
Зато выдался незабываемый случай на всю жизнь, и одно это «стоило СВЕЧ».
Вот такое воспоминание, ИЛЬЯ.

С уважением, ЭДУАРД.

Эдуард Ратников   28.03.2017 16:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.