***

В качестве сказки на ночь читаю "Зеленую Милю". Не сказать, чтобы я сильно любила Кинга - из всех его произведений, попадавших в мои лапки, разве что "Кладбище домашних животных", как говорится, зацепило. И то, скорее, потому, что очень уж подходящие условия для чтения были: ночь, полумрак больничной "курилки", малюсенькое окошко под потолком, а за окошком - кладбище... Другое дело - "Миля": здесь Кинг не старается напугать - он старается заставить думать. Впрочем, я начала писать не для того, чтобы анализировать текст или - упаси Бог - создавать критическую статью. Я, как всегда, о себе.

Я не раз упоминала, что при чтении стараюсь ассоциировать себя с героями книги. Интереснее всего - попробовать оказаться на месте каждого. Ну, или почти каждого, но лучше всего - совершенно меж собой не похожих персонажей. Кинговская "Миля" в этом смысле - кладезь характеров и ситуаций. Впрочем, ситуации-то всего две: одни готовятся расстаться с жизнью, другие - жизнь забрать. Каково это: быть убийцей? Не в состоянии аффекта, не из лютой злобы или ненависти, не по пьянке, как это чаще всего бывает, а потому, что это - твоя работа. Как страшнее ждать казни: как палач или как жертва? Мне сложно представить себя на месте казнимого - впрочем, так же, как и вообще представить свою смерть. Не помню, кто первым описал это чувство, но описано очень правильно: будет продолжать светить солнце или идти дождь, будут петь птицы или звенеть комары, люди будут грустить или веселиться - и только меня уже не будет. Чего боятся идущие на казнь: боли, Ада (которого, может, и вовсе нет), предсмертных мучений - или же пустоты, которая останется на месте еще недавно живого тела? Что испытывала бы я? Наверное, все это вместе - и, наверное, скулила бы от обиды и от страха. Впрочем, возможно, что это мне сейчас кажется так - а на деле оказалось бы, что я впала в безразлично-депрессивное состояние. Тоже вполне допустимый вариант.

Если представить себя на месте казнимого я еще как-то могу - и могу даже рассматривать варианты поведения - то вот на месте палача совсем не получается. И это при том, что я точно знаю: надо будет - и не просто покрасоваться возьму оружие. Не буду говорить, что рука моя совсем не дрогнет с самого начала - но научиться защищать себя и близких - это святое. А вот стать палачом... А что бы там ни говорилось - но все эти хорошие парни именно палачи. Они не просто ведут по Миле: именно они включают рубильник... И не каждый из тех, кого они провожают, столь ужасное чудовище, чтобы спокойно после этого пойти пить чай - и спокойно спать ночью... Казнить..... Своей рукой отобрать то, что дано не мною... Сколько ни стараюсь - не могу: словно какой-то блок не дает мне проникнуть в мысли этих, в общем-то, симпатичных парней. Разумеется, говоря о симпатичности я имею в виду созданных Кингом надзирателей в "Холодной Горе". И - тем более разумеется - я не имею в виду Перси Уэтмора! Этого-то понять более чем просто: мелкопакостный трус, действующий из-под тишка. Пытаться поставить себя на его место - все равно что в деревенский нужник купаться лезть!

А если вернуться от персонажей к книге, то могу сказать одно: она действительно очень хороша. Как и фильм, впрочем...


Рецензии
Я если прочла книгу, никогда не смотрю фильм. И наоборот. Так было и с "Зеленой милей". Не захотела смотреть фильм, сколько меня не уговаривали. А вот, как мы поведем себя в той или иной ситуации... невозможно просчитать. На практике проверено. Думаешь, что так, а ведешь себя совершенно иначе... Очень интересная миниатюра! Чмоки. Я.

Алена Данченко   24.10.2010 03:53     Заявить о нарушении
Фильм замечательный! И подбор актеров хорош, и играют... да они не играют, они просто живут этим! Очень-очень советую.

Алёна Босуэлл Карпова   24.10.2010 14:09   Заявить о нарушении