Архангельск, Талаги, Ту-134А CССР - 65084, 9октябр

 9 октября 1984 года внезапно в Архангельске выпал снег. Конечно, можно было предположить, что он скоро будет.
В прошлом году он вообще выпал 24 сентября и мы (я летел зайцем от Людочки), ушли на запасной в Мурманск. Никто даже предположить не мог, что именно 9 октября может выпасть снег. Всё замело, и наш рейс на Москву уже задерживался. Наконец, самолёт откопали, пассажиров посадили, и мы начали выруливать. Пока мы рулили, отказал один преобразователь, но, выключив и включив его, он заработал вновь.
Взлетаем, уже 120 метров, закрылки убраны полностью и вдруг механик докладывает, что давление масла правого двигателя 3 единицы – это нормально. Подумал, может новая форма доклада?
Уже 200 метров и я даю курс. В этот момент механик докладывает давление масла 2 единицы. Это уже хуже. Мы краешком проходим район Варавино, а механик кричит: ”Давление правого ноль. Горит лампа отказа правого двигателя”, а через ещё секунду: ”Давление масла левого ноль, горит лампа отказа левого двигателя”. Но на слух оба двигателя работают.
- Может, это виноват твой преобразователь?
- Нет - кричу я.
Далее идет доклад Командира.
- Архангельск круг, 65084, горят лампы отказа обоих двигателей, разрешите заход с обратным посадочным.
- Не понял.
Командиру Привалову пришлось повторить. Дело в том, что одновременный отказ двигателей не возможен, и нигде, и ни когда он не встречался, а, следовательно, и в руководстве по летной эксплуатации он не описывался. Кроме того, условия были сложными, то есть хуже, чем 200 по нижней кромке и 2000 метров по видимости. Самым, конечно, коротким заходом был бы заход с обратного курса. Но, успеют ли переключить посадочную систему диспетчеры? А если всё же приборы врут?
 - Посадку с обратным запрещаю, у меня борт на прямой.
Проверяющий Муравьев, сидящий справа, предложил сесть по курсу, мы уже разворачивались левым, и в просветах облачности проносился лес, дальше были болота, но резиновых сапог у меня не было, о чём я честно и сообщил. Я мог простудиться и заболеть. Фразу о резиновых сапогах потом убрали, как не соответствующую стандарту, а меня отодрали.
Мы летели с северным курсом (полоса в Талагах идет с Запада на Восток) и я попросил курс к третьему для экономии времени. Ширина коробочки тогда была 12 километров. Этим манёвром я бы сэкономил 60-80 секунд, но диспетчер сказал заходить строго по схеме. Вот тут-то я и испугался!
Когда такое говорят и в такой момент, лётчик только и думает, чтобы что-нибудь не нарушить, а вовсе не о том, что может быть полный рот земли. Мы выполнили схему идеально.
Мы выскочили из облачности на высоте около 200 метров. Полосы ещё не было видно.  А когда она появилась, через пару секунд, я подумал, что теперь дотянем. (уже потом, я просчитал ”чёрта с два!!!,  но тогда, наверное, так было легче. ”
Лишь только коснулись земли, сдох сначала правый двигатель. Пожарные машины уже нас ждали в конце полосы и, когда мы добавили режим левому, чтобы освободить полосу, сдох и он.
Полёт продлился 14,5 минут, я записал 15.
- Ну, ребята, сверлите дырки, ордена получать будете, - встретил нас комэска.
Лично я был не против. Половину оставшегося дня мы писали объяснительные записки и расшифровывали “ черный ящик“. Вообще, чёрный ящик вовсе не черный, он оранжевый  шарик и называется магнитным регистратором полета. Выяснилось, что заводчики из Пермского моторостроительного завода устанавливали дополнительный пожарный датчик на двигатель и в нарушении технологии открыли масляный кран, забыв его закрыть. Инженер на линейке двигатель не проверил, и самолёт был передан нам. Инженер был сыном главного инженера управления.
Если нас награждать, то инженеру сидеть (в тюрьме) Поэтому, решили дело закрыть.
Чуть позже, Гена Никифоров, старший штурман отряда, через наше руководство придумал наградить нас “За выдающиеся успехи по безопасности полётов“ и наградили 50 рублями, то есть по 10 рублей на брата.
Пока нас ещё не наградили, а день выдался напряжённым. Сотовых телефонов ещё не было и моя жена ждала ребёнка и ещё моего возвращения. Я уже должен был прилететь.
Поэтому приняли решение идти и расслабляться у меня.
Мы снимали квартиру почти в  центре. Люда почти не удивилась, что я пришёл не один, и лишних вопросов не задавала. Что-то мы в магазине купили, а что-то ребята притащили.
Моя жена- молодец быстро стол организовала и первый наш тост был за безопасность полётов и чтобы всем всегда так везло. Вроде тогда я и рассказал ей, что было.
Потом нам дали внеплановый выходной и потом мы снова летали.
Командир Привалов Ю. С. через год попал в ещё, на мой взгляд, более тяжёлую ситуацию. Во время набора, произошло разрушение части лопаток двигателя, и эти лопатки включили реверс, т.е. обратную тягу.
Представьте себе: около 6 тонн тяги тянут вперёд, и 6 тонн - назад. Приборной доски вообще видно не было из-за вибрации, скорость резко падала, и разворачивающий момент был огромен, но они успели выключить этот двигатель и благополучно сесть. За этот случай Юрия Сергеевича наградили “Отличником Аэрофлота“. Сейчас он на пенсии, где-то под Тверью.
Юрий Сергеевич Привалов умер в Твери в 2008года.
Про проверяющего Муравьёва Вячеслава Фёдоровича знаю что,  умер в январе этого 2011 года...Вечная Память!
Бортовой механик Женя Зинченко сейчас тоже давно уж пенсионер. После этого случая он нас называл “соучастниками” – Привет соучастник!
Олег Пименов, очень удивился, когда я поздравил его с 25- летием этого события. Мы потом с ним ещё года 3 вместе летали и наших  вместе растили.  Олег уже на песии с 10 года.Полетал он Командиром на Ту-134, потом на Боинге 737-500, а потом немного состарился и на песию ушёл.
65084 порезали в Архангельске в марте 2008 года. Его модель мне подарили к 25 годовщине тех событий и я её поставил на книжную полку- любуюсь и чувствую себя много лучше, когда совсем плохо, а ещё мне на 50-летие подарили картину-снимок с 65084, правда уже в окраске АВЛ. Всё равно здорово!
Меня списали в 2004году. Болезнь оказалась страшной, но я ещё работаю и помирать не планирую в ближайшее время.
С 2012 года, 25 сентября, я стал МПО(молодым пенсионером окончательным)

Этот рассказ почти полностью взят из книги "10600 или третий закон Ньютона в жизни"
для любителей экстрима в книге есть ещё острые моменты, а наиболее внимательные смогут понять и причины возникновения геройской посадки в Ижме.


Рецензии
Спасибо за ссылку! Согласна со всеми рецензентами- случай вопиющий, черномырдинка просится "никогда не было, и вот опять". Да, реальное везение во всем, Ангел -хранитель сильный, жаль, что не наказали виновного.
Вы мой Герой! Зацепила меня тогда Ижма по новостям до слез от радости, что еще есть, есть порох в пороховницах- есть везучие и отважные. И вот теперь такое вот знакомство на проза.ру...
Я горжусь Вами.
И позвольте, пока третий день отмечаний празднования дня Защитника Отечества не закончился, поздравить и пожелать здоровья, любви и счастья!
С уважением! Жанна.

Иоанна Максимова   25.02.2024 20:21     Заявить о нарушении
Спасибо Вам. Меня всегда поздравляют со вторым днём рождения. http://proza.ru/2012/01/03/309 -вот тут было ОЧЕНЬ тоскливо. А Берта Николаевна(в тексте жила (живёт)в одном доме с двоюродной сестрой моей жены. То событие было в ночь на 5-6 июня. Вот за этот случай нужно было награждать и в учебники писать, как Берта Николаевна позже сказала. В общем, налетав свыше 11000 часов было не более 11 случаев, когда было опасно. Иными словами, раз на 1000 часов было опасно. Есть ли такие пассажиры, что налетали 1000 часов?

Поправкин   26.02.2024 10:41   Заявить о нарушении
Да, я прочла этот рассказ. И про предохранитель Берты Николаевны помню! Но пассажиры с налетом есть. Если самолет (вертолет) вместо машины как служебный транспорт(к примеру, моя повесть "Нарьян-Мар"). Считаем - минимум в день по часу (а там и больше)- минимум 300 часов /год. За 10 лет 3000 часов, в среднем .
Я налетала за жизнь , наверное, около 800 часов...Аварийных не помню, так, летаем, почему-то вырабытываем горючее, уходим на второй, третий круг - а что там было -не знаю, пассажирам не говорят. Отправляют на "запасной " аэродром в сзязи с погодными условиями (Вместо Самары Москва- ничего себе, "запасной!" Кстати, хотела спросить, как штурмана, что же, Самара-Сочи маршрут над Волгоградом(Сталинградом)?
Спасибо!

Иоанна Максимова   03.03.2024 09:00   Заявить о нарушении
Запасной при полётах на Сочи брался Краснодар(244 км) или реже Сухуми.если не забыл 60 км

Поправкин   03.03.2024 11:23   Заявить о нарушении
Маршрут был Сочи -Самара, отправили в Москву.

Иоанна Максимова   03.03.2024 13:03   Заявить о нарушении
Проще было отправить в Ульяновск, Казань. Там много аэродромов. Но кая там была погода?

Поправкин   03.03.2024 13:33   Заявить о нарушении
Это был сентябрь- октябрь 1989 год, штормовая. Нам перед Самарой объявили- направляемся на запасной. Перед посадкой "самолет приземляется в Домодедово то ли в Шереметьево, в тот день там был аншлаг, задержка 20-30 рейсов. Ни сесть- ни встать. ЗАПАСНОЙ!!!

Иоанна Максимова   03.03.2024 16:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.