Первая часть сонаты Л. ван Бетховена номер 14

           Первая часть сонаты Людвига ван Бетховена № 14 – песенные тематизм и структура (попытка нового прочтения)
            
Создавая циклическое произведение, композитор предполагает, что все части будут восприниматься как единое целое. Но может ли одна часть сонаты, симфонии или сюиты казаться слушателям самодостаточной, восприниматься отдельно, сама по себе? Разумеется. Можно домысливать за автора или с полным правом предлагать собственное видение концепции произведения. Но, согласуется это с идеей и восприятием композитора или нет, часть произведения, если она в эмоциональном отношении кажется абсолютно «досказанной», как инструментальный монолог, неким художественным монолитом, заслуживает анализа именно в таком качестве.

Трактовок и интерпретаций сонаты Л. Бетховена № 14 cis-moll было и будет великое множество. Особенного внимания заслуживала всегда первая часть, что для сонат вполне традиционно. Более яркий контраст между темами и частями сонат, симфоний (если сравнить с Моцартом или Гайдном, у которых нередко встречается тональное, но не эмоциональное противопоставление), обострение и доведение его до стадии конфликта, бури, борьбы – характерные, всем известные черты бетховенского стиля. Первые части сонат исполняются на сцене, аудитория привыкает к тому, что они – основа, фундамент цикла. Но первая часть, написанная не в сонатной форме и в медленном темпе, вне зависимости от ее характера, привлекла бы к себе внимание слушателей и исследователей.

Бетховен воспринимается музыковедами как композитор, в творчестве которого нашли свое отражение и черты эпохи классицизма, и раннего романтизма («Буря и натиск») – по духу, как будто он стал их предтечей. Образы героической борьбы, волевое начало, ощущение мощи характера автора способствуют созданию самобытной лирики. Мужественной, сдержанной. Если лирические герои поэтов и композиторов-романтиков кажутся слишком хрупкими для жестокой действительности, нервными, издерганными и несчастными, то глубина скорби, степень отчаяния у Бетховена сочетается с желанием взять себя в руки и выдержать любое испытание (образно говоря, «сжать кулак»). Такой персонаж возникает в воображении слушателей. Лирика неотделима от героики, тоска от ощущения силы, твердости духа.

Маршевая ритмика и образность, близкие и песням эпохи Французской революции и характеру самого Бетховена, нашли отражение в музыкальных темах, не только ассоциирующихся с демонстрацией волевого начала. Первая часть сонаты № 14, написанная в свободной фантазийной форме, - это возвышенная сдержанная скорбная «песня без слов». Лаконичная музыкальная тема (пунктирный ритм, четкость, размер 4/4) со всеми признаками марша в сочетании с триольным сопровождением в среднем и низком регистре – своеобразный, ярко выраженный эффект сочетания разных эмоциональных пластов: воинственного и лирико-романтического. Получается абсолютно органично, при первом прослушивании и в голову не придет «делить» звучащее целое на столь разные составляющие.

Песня без слов – уникальный жанр, позволяющий в инструментальном произведении достичь слияния выразительных возможностей разных видов музыки. Но без конкретики, свойственной песням со словами, которая иной раз своей ярко выраженной программой несколько упрощает восприятие. Сам Бетховен не называл так свои произведения. Но эти ассоциации возникают у меня при прослушивании первой части сонаты № 14.  Затаенная мольба, эмоциональная устойчивость даже в самом тяжелом эмоциональном состоянии (ясная мелодия с четкими контурами, повторение одной ноты). Начинается развитие музыкальной темы в разных тональностях с контрастным сопоставлением одноименного мажора и минора в первой октаве. Это – средний регистр, который воспринимается как звучание человеческого голоса. Мелодия, лаконичная и предельно сдержанная, поднимается вверх лишь до начала второй октавы. Особенно выразительно звучит тема в низком регистре, баритон или бас – это тембры, наиболее подходящие предполагаемому лирическому герою.

Ассоциации с церковной музыкой, низким звучанием колокола, прелюдиями Баха – произведениями в свободной форме, предельно насыщенными эмоционально, – вполне естественны. От начала и до конца выдерживается одно настроение, это типично для произведений того времени. Глубокая страстность и сдерживающая разумная сила – черты и творчества Баха. Но по сравнению с Бетховеном он более беспристрастен и отстранен.

Очень легко представить себе, как можно спеть эту инструментальную тему. Рискнет ли кто-нибудь? Потому что критический шквал неизбежен. Но сама идея мне представляется интересной.


Рецензии
"Если лирические герои поэтов и композиторов-романтиков кажутся слишком хрупкими для жестокой действительности, нервными, издерганными и несчастными, то глубина скорби, степень отчаяния у Бетховена сочетается с желанием взять себя в руки и выдержать любое испытание (образно говоря, «сжать кулак»). Такой персонаж возникает в воображении слушателей".

Я вчера смотрела "Сталкера", там один персонаж говорил, что музыка связана с действительностью лишь "механически, безыдейно, пустым звуком". Я не согласилась с ним. Вот с тобой сейчас согласна, что в вображении все равно предстает какой-то человек, переживающий определенные эмоции.

Галина Богословская   11.01.2011 14:23     Заявить о нарушении
Я Сталкера в школе смотрела, уже сейчас не помню. Но у Тарковского есть право на свое мнение. :)

Наталия Май   11.01.2011 14:26   Заявить о нарушении
Мне у него нравится средний период творчества: "Зеркало", "Солярис", "Сталкер". А то, что было до и после, как-то тяжеловато, не мое.

Галина Богословская   11.01.2011 16:43   Заявить о нарушении